Тяжёлый металл: фильмы о гигантских роботах

Jun 22, 2017 16:33




Этим летом исполняется 10 лет со дня премьеры первого полнометражного фильма Майкла Бэя о Трансформерах. За прошедшее время история о войне автоботов и десептиконов стала одной из самых популярных кинофраншиз, заработавшей порядка $4 млрд и разросшейся до пяти фильмов, самый свежий и, несмотря на подзаголовок, наверняка не последний из которых - «Трансформеры: Последний рыцарь» - выходит на экраны уже сегодня.

По такому двойному поводу я решил вспомнить о других наиболее любопытных и самобытных фильмах о гигантских роботах.


«День, когда Земля остановилась» (1951)



Сюжет: на Землю прибывает пришелец Клаату, сопровождаемый огромным роботом Гортом, с целью передать людям важное послание, которое изменит их жизни.

Картина вышла на экраны в сложное, но интересное время, а потому несёт в себе отпечаток многих событий и явлений, ставших символом середины ХХ века. Это и мощный антивоенный, пацифистский посыл, являющийся эхом недавно завершившейся Второй мировой войны. И уфологическая тематика: картина стала одним из первых фильмов, отразивших растущий интерес зрителей к теме пришельцев, возникшей вследствие знаменитого Инцидента в Розуэлле. И даже религиозный элемент тоже присутствует в ленте: персону Клаату, благодаря его мудрости, гуманизму и жертвенности, нередко ассоциируют с фигурой Иисуса Христа. Благодаря сплетению этих элементов и любопытному выстраиванию повествования, схожему с документальными лентами, фильм продолжает вызывать интерес у всё новых поколений зрителей. В 1995-ом году Библиотека Конгресса включила картину в список фильмов, имеющих культурное и историческое значение, а в 2008-м году был снят одноимённый ремейк, в котором роль спасителя-Клаату исполнил Киану Ривз.

«Мистериане» (1957)



Сюжет: после землетрясения из расщелины у подножия горы Фудзи появляется огромный робот и начинает сеять хаос. Силам самообороны Японии с трудом удаётся сдержать его, в то время как группа учёных вступает в контакт с пришельцами. Вскоре выясняется, что в их планах - частичная колонизация Земли, а смертоносный робот - их послушный приспешник. Не желая идти на поводу и непрошенных гостей, земляне вступают в неравную схватку с инопланетянами и их смертоносной машиной.

Фильм не предполагал присутствие механических исполинов и должен был сосредоточиться на конфликте людей и пришельцев из космоса. Со временем в историю решили добавить кайдзю, которого потом заменили на робота по имени Могера. Он оказался настолько удачным, что позже был использован в другом фильме. Общая техническая сторона картины в своё время произвела на Западе настоящий фурор: фильму «Мистериане» пели дифирамбы такие издания как Variety и The New York Times, отмечавшие впечатляющие визуальные эффекты. Что касается посыла и сюжетных линий, то здесь обнаружилась любопытная деталь. Историк кино и режиссёр Алекс Кокс нашёл немало общего у «Мистериан» с лентой «Безмолвная звезда», снятой в ГДР.

«Побег Кинг-Конга» (1967)



Сюжет: злобный доктор Ху создаёт механического Кинг-Конга, который должен добыть высокорадиоактивный Элемент-Икс, обнаруженный на Северном полюсе. Под действием радиации он выходит из строя и Ху решает похитить настоящего Конга. Опрометчивые действия учёного сталкивают лицом к лицу двух самых опасных творений природы и человеческого гения.

Фильм представляет из себя интересный винегрет, в котором смешались сюжетные линии из оригинального фильма о Конге и телевизионного сериала «Шоу Кинг-Конга», выходившего на экраны с 1966-го по 1969-ый. Особый колорит истории о противостоянии истинного Конга и его механической копии придаёт влияние бондианы. Персонаж доктора Ху создан под впечатлением от злодея Доктора Но и Эрнста Блофельда, главы С.П.Е.К.Т.Р.А. «Правую руку» доктора Ху - красивую и опасную Мадам Икс - сыграла актриса Миа Хама, которая ранее появилась в бондиане: в ленте «Живёшь только дважды» ей досталась роль Кисси Сузуки, с которой Джеймс Бонд сыграл фиктивную свадьбу. «Побег Кинг-Конга» имел широкий международный прокат и был показан зрителям Германии, Франции, Испании и ещё порядка 10 стран.

«Годзилла против Мехагодзиллы» (1974)



Сюжет: пришельцы решают завоевать нашу планету и с целью устрашения посылают Мехагодзиллу. Единственным препятствием на её пути становится сам Годзилла, на помощь которому приходит другой кайдзю - Корль Цезарь. Земля становится полем битвы титанов.

Четырнадцатый фильм из серии картин о Годзилле, выпущенный японской студией Тохо, снявшей в начале ’50-ых самый первый фильм об этом легендарном кайдзю. По сравнению с предыдущими фильмами, бюджет «Годзиллы против Мехагодзиллы» существенно увеличился, что позволило создать более масштабные и дорогие спецэффекты. Фильм, по сути, выполнен по лекалам вышедшего ранее «Побег Кинг-Конга», в котором другой огромный киномонстр сталкивается со своей робоверсией. Особый колорит картине придаёт первое появление Короля Цезаря: кайдзю, вдохновлённым окинавской легендой о Шисе - созданном богами чудовище, помеси собаки и льва.

«Трансформеры: Фильм» (1986)



Сюжет: к 2005-ому году ареной противостоянии трансформеров становится их родная планета - Кибертрон. Десептиконы близки к победе, но автоботы укрепляют свои позиции на двух лунах-спутниках Кибертрона и готовятся к решительной контратаке. Война трансформеров достигает своей кульминационной точки.

Производством фильма занималась та же команда, что делала одноимённый мультсериал. С одной стороны, это было несомненным плюсом - у руля проекта стояли люди, как говорится, «в теме», а потому о качестве фильма поклонники могли не беспокоится. С другой стороны, работа над сериалом не прекращалась, и рисовать полный метр приходилось в несколько экстремальных условиях. Это вызвало серьёзное увеличение бюджета: денег на фильм потратили в шесть раз больше, чем на аналогичный хронометраж сериала. Кроме того, в творческий процесс регулярно вмешивалась компания Hasbro, владеющая правами на Трансформеров. По воспоминаниям режиссёра Нельосна Шина, боссы из Хасбро спускали прямые указания, кто из героев должен выжить, а кто умереть. Делалось это с целью манипулирования спросом на игрушки. Результат оказался неутешительным: несмотря на большую фанбазу, лента показала крайне слабые сборы. С годами ситуация измениалсь и среди поклонников вселенной мультик начал пользоваться большим авторитетом. В немалой степени, на фоне неприятия работ Майкла Бэя.

К слову, «Трансформеры: Фильм» стал последней работой легенды мирового кино Орсона Уэллса, подарившего свой голос Юникрону - абсолютному космическому злу.

«Робот Джокс» (1990)



Сюжет: мир потрясла ядерная катастрофа и человечество объединилось вокруг двух центов силы - Проамериканского Западного Рынка и Сибирской Конфедерацией. Новые государства отказались от прямого применения силы и все споры решаются через гладиаторские бои огромным роботов.

В одном из интервью режиссёр ленты Стюарт Гордон признался, что главным вдохновением в создании фильма стали Траснформеры. К концу 80-ых они прочно оккупировали малые экраны благодаря сверхпопулярному мультипликационному сериалу, однако всё ещё не были экранизированы. Эту оплошность и решил исправить Гордон. Выбив на свой проект небольшой бюджет, он полностью потратил его на съёмки единственного эпизода, который должен был продемонстрировать широту и размах его проекта. Отснятый материал он показал продюсерам: увиденное им понравилось и финансирование было увеличено до $10 млн. К сожалению, фильм в прокате провалился, едва отбив десятую часть потраченных денег. В немалой степени это произошло из-за творческих разногласий: в то время как сценарист Джо Холдеман видел историю серьёзной, сосредоточенной на характерах главных героев, Гордон стремился сделать акцент на развлекательной стороне фильма. Тем не менее, со временем «Робот Джокс» обрёл массу почитателей и в 2015-ом году даже удостоился коллекционного Blu-Ray издания.

«Войны Роботов» (1993)



Сюжет: в 1993-ем году произошла техногенная катастрофа, из-за которой США оказались опустошёнными. К 2041-му году их территория раскололась на два враждующих лагеря - Западный Блок и Восточный Альянс, главными козырями в противостоянии которых стали огромные роботы, прозванные «мегароботами».

В эпоху VHS картину позиционировали как продолжение фильма «Робот Джокс», хотя ничего общего, кроме постапокалиптического будущего и, собственно, роботов у них нет. Небольшой бюджет ленты не позволил ввести в повествование более двух машин, но это упущение компенсируется сеттингом: бескрайние безжизненные пустыни, безжалостные дикие банды - «Войны Роботов» стали почти «Бзумным Максом», в который привнесли фантастический элемент в виде исполинов: человекоподобного робота и робота-скорпиона. Поклонники жанрового кино и, особенно, фильмов ужасов занесут в неоспоримые плюсы участие в картине Барбары Крэмптон: одной из scream queen, известной своими ролям ив серии фильмов-экранизаций произведений Лавкрафта, таких как «Извне» и «Реаниматор».

«Могучие Рейнджеры: Фильм» (1995)



Сюжет: из многовекового заточения освобождается мегазлодей Иван Уз. Его цель - хаос на Земле и месть Зордону, учителю Могучих рейнджеров. Чтобы помешать планам Ивана, рейнджеры отправляются на планету Фидос с целью раздобыть великую силу, которая поможет им управлять огромными боевыми роботами.

Фильм стал полнометражным продолжением одноимённого американского телесериала, выходившего на экраны с 1993-го и созданного под влиянием японской телепродукции: сериалов «Супер Сэнтай» и «Отряд ниндзя Какурейнджеры». В премьерный уикэнд «Могучие Рейнджеры» пропустили вперёд «Бэтмена Навсегда», «Покахонтас» и «Аполлон 13», что, в целом, было большим успехом. При бюджете в $15 млн лента смогла окупиться четырежды и заработала более $66 млн., хотя критики ленту далеко не жаловали. Спустя 22 года на экраны вышла новая полнометражная экранизация, показавшая куда менее скромные результаты: при огромном раздутом бюджете в $100 млн, картина сумела заработать немногим более 140. Одну из главных ролей в фильме 2017-го исполнил Брайан Крэнстон, который в ’90-ые участвовал в озвучке нескольких персонажей мультсериала о Рейнджерах. К слову, фильм 1995-го выходил не под привычным нам названием, а под странным «Могучие Морфы: Рейнджеры силы».

«Евангелион» (1995-1996)



Сюжет: во время экспедиции в Антарктиду группа исследователей обнаруживает таинственное существо, прозванное Ангелом. После серии опытов над ним, происходит глобальный катаклизм, приведший к катастрофическим последствиям: изменяется угол наклона своей оси, часть суши уходит под воду. Чтобы противостоять Ангелам, люди создают огромных биороботов - Евангелионов.

Сериал создан по мотивам одноимённой манги и весьма быстро приобрёл практически культовый статус. Менее чем за два года было выпущено 26 эпизодов, после чего съёмки сериала прекратились, хотя сама манга издавалась до 2013-го года. После сериала «Евангелион» выходила другая телепродукция по этой вселенной, а также полнометражные мультипликационные ленты, неизменно пользовавшиеся успехом и удостоенные многочисленных наград. За прошедшие годы была выстроена огромная прибыльная франшиза, принесшая своим создателям более $1млрд. За свою сильную визуальную составляющую, изобилующую впечатляющими битвами, и философскую начинку, «Евангелион» по-прежнему востребован среди ценителей жанра и неоднократно попадает во всевозможные топы лучших. Согласно результатам исследований, этой вселенной посвящено около 1.000 веб-сайтов.

«Стальной гигант» (1999)



Сюжет: трогательная история дружбы между маленьким мальчиком из провинции и огромным инопланетным роботом, на пути которых становятся кровожадные планы правительства и его спецслужб.

Мультипликационный фильм снят по мотивам одноимённого произведения Тэда Хьюза, изданного в конце ‘60-ых, и подымает немало сложных, но важных вопросов, таких как самоидентификация, природа понятия «дружба», гуманизм, чувство общности. Картина находилась в разработке почти пять лет и в год релиза снискала однозначное признание критиков, удостоивших работу режиссёра Брэда Бёрда номинаций на множество наград, таких как Энни, Бафта, Хьюго, Старун и десятков (!) других. К сожалению, производственный бюджет ленты оказался сильно раздут, а в прокате мультфильм показал себя кране слабо и даже не сумел отбить потраченные на его съёмки средства. После выхода на видеоносителях «Стальной гигант» стал настоящим хитом и попал во многие коллекции семейного кино, приобретя почти культовый статус.

В 2015-ом году на Blu-Ray вышла его отреставрированная версия, а сам он ненадолго вновь оказался на широких экранах.

«Небесный капитан и мир будущего» (2004)



Сюжет: в конце ’30-ых годов по всему миру начинают исчезать самые видные учёные. Вскоре крупнейшие города мира подвергаются атаке огромных радиоуправляемых роботов. Выяснить взаимосвязь между этими двумя событиями берётся настойчивая журналист и отважный пилот.

В основу картины лёг короткометражный фильм Керри Конрана, который работал над ним в течение нескольких лет, самостоятельно написав сценарий и сводя отснятый материал на своём домашнем компьютере. Готовый ролик был показал продюсерам, которые выделили средства на съёмки полнометражной его версии, назначив Конрана режиссёром. Фильм стал одним из первых (наряду с «Городом грехов» или «Легионом» (2004)), появившихся к середине «нулевых» и почти полностью снятых на фоне хромакея. Несмотря на великолепную стилизацию, дух ретрофантастики, большой бюджет и звёздный десант в лице Анджелины Джоли, Джуда Лоу и Гвинет Пэлтроу, «Капитан» в прокате провалился. С годами, как это зачастую бывает, лента обрела своего зрителя и сегодня почитается как отличный и столь редкий пример в редком жанре «дизельпанк».

«Тихоокеанский рубеж» (2013)



Сюжет: в разломе на дне мирового океана открывается портал, из которого на Землю проникают исполинские чудовища «кайдзю». Для борьбы с одними монстрами люди создали других: огромных роботов «егерей» - последнюю надежду человечества в неравной борьбе за существование.

По словам режиссёра Гильермо дель Торо, «Тихоокеанский Рубеж» задумывался как фильм, идущий вразрез установившейся традиции летних блокбастеров. Он решил снять не серьёзное, мрачное произведение, а увлекательное и красочное приключение с большими, красивыми и сложными спецэффектами. Ставка на непрерывное действие ленты должна была не только удовлетворить максимально широкую аудиторию, но и обратить внимание юной её части на жанры «кайдзю» и «меха», к которыми дель Торо питает особую страсть. В полном соответствии с этой задачей, «Рубеж» отдаёт дань уважения источникам своего вдохновения и является первоклассным образцом фильма, в котором эпичная красота переплетается с оперным величием монстров из плоти и металла.

В настоящий момент в производстве находится сиквел фильма, премьера которого состоится в январе 2018-го.



ПС: как видите, тема противостояния людей и роботов-великанов не сходит с экранов уже более полувека. За прошедшее время были сняты фильмы самых разных жанров: от постапокалиптических боевиков и гуманистических притч, до милых семейных историй. К сожалению, почти всегда их преследовали кассовые неудачи, не позволившие превратиться в успешные франшизы. На их фоне фильмы Бэя выглядят странным исключением: раз за разом его «Трансформеров» громят критики, в их копилке уже пять антипремий Золотая Малина и порядка десяти номинаций, но зрительский поток (а вместе с ним и денежный) не иссякает уже 10 лет. Удержится ли на плаву его киноэпопея? Появятся ли новые долгоиграющие истории о других роботах? Как всегда, время покажет.

Читайте также:
История создания "Терминатора"
"Пятый элемент": каким мог быть фильм
Как снимали "Парк Юрского периода"
О создании "Инопланетянина" Ст.Спилберга

Подборки_фильмов

Previous post Next post
Up