Третий октябрь подряд радует нас отменной научной фантастикой о местах, где никто не услышит наш крик. В 2013-ом «Гравитация» буквально лишала нас возможности дышать, таким сильным было сопереживание нон-стоп злоключениям Сандры Буллок. Год спустя «Интерстеллар» Криса Нолана подавлял нас ощущением собственной ничтожности в масштабах бескрайней вселенной, попутно гипнотизируя шедевральным саундтреком от Ханса Циммера (из-за которого весь фильм в шутку стали называть “самым дорогим видеоклипом к музыке Циммера”). В этот раз эстафету решил перенять Ридли Скотт, для которого космос и сай-фай - родные пенаты: сняв «
Чужого», «
Бегущего По Лезвию» и «
Прометея», постановщик брался за новый проект с абсолютным знанием дела.
Долгожданной удачей, мощно повышавшей шансы на потенциальный успех «Марсианина», стал отменный исходный материал: сценарий фильма был написан на основе одноимённого романа программиста Энди Уира. Очевидно же, что в последние годы старине Ридли откровенно не везло с материалом, отчего его картины всё чаще подвергались критике. Но бестселлер о космосе, написанный технарём, да так, что даже прожжённые гуманитарии зачитывались, забывая про сон и еду - это ли не спасательный круг для Скотта?
«Ridley! Don’t fuck it up!!» - примерно так можно выразит настроения зрителей после просмотра первого трейлера.
К счастью для нас и уж наверняка для себя, Ридли не подвёл. Мнения с предпремьерных показов оказались предтечей шквала обожания, обрушившегося на команду «Марсианина» и я с удовольствием присоединяюсь к волне одобрения. Скотт снял историю спасения так, что даже двух с половиной часов хронометража оказывается недостаточно. Первоклассный баланс между драмой, экшеном и комедией.
Да, старый добрый юмор не только разряжает обстановку, не только «очеловечивает» происходящее с астронавтом, но и раскрывает актёрский талант Мэтта Дэймона с новой стороны. На короткие 140 минут он становится своим, родным парнем, которого лично хочется отправиться вызволить с Марса.
Нечто подобное было ровно 15 лет назад, только вместо Красной Планеты был остров, а вместо астронавта - почтовый курьер. Да, если хотите, то «Марсианин» - это «Изгой» в космосе. Только у Скотта, помимо ставки на находчивость и силу духа, которые были у Земекиса и Хэнкса, есть ещё и мощный акцент на силу знания и науку, которой «Марсианин» признаётся в любви, а нам как бы говорит: космос, может, и не очень дружелюбное место, но стремление к познанию и желание достигать новые горизонты - выше страха, которым местами так обильно пропитаны «Гравитация» и «Интерстеллар».
Лишь два нюанса, Ридли. Сделать ТАКОЙ реверанс в сторону Китая - это подло. И глупо. Это как если бы в фильме про автопром спасителем ФольксВагена оказался Джили, Черри или Грэйт Волл. Ку-ку! МЫ ваши заклятые друзья и ведь как красиво было бы, учитывая международную обстановку, если бы в тяжкий момент на помощь пришли Иваны. И второе: уотта фак из "сол"? Весь фильм отсчёт давали в этих солах и я уже под занавес ждал чего-то в духе "Марк провёл на Марсе стопиццот солов, что в пересчёте по курсу Центробанка равняется 500 земным дням". Да куда там. Фигушки... Но на общем впечатлении это почти не сказывается:
Виват, «Марсианин»! Виват, Капитан-колонизатор! Виват, Железный Человек!
Upd: Вот, уже на ночь глядя нарисовалось: