КАК ЧЕРЕДА СЛУЧАЙНОСТЕЙ ПОМОГЛА СОЗДАТЬ ШЕДЕВР
Дню рождения Клайва Баркера посвящается.
Очевидно, что Пинхэд давно и уверенно занял своё полноправное место среди самых узнаваемых и любимых злодеев родом из хорроров. Вряд ли найдутся убедительные аргументы против его соседства с каноничными Джейсоном Вурхизом, Фредди Крюгером или Майклом Майерсом: нашими кошмарными снами этот лысый бледный парень давно заработал себе непререкаемый авторитет.
Конечно, обретение культового статуса всегда остаётся на усмотрение Бога Рандома. Но что, если культовый статус «Хэллрэйзера» стал результатом ну совсем неприличного числа случайностей?
Дело вот в чём.
Клайв Баркер и не думал делать из Пинхэда центральную фигуру фильма, а в последующем - и всего цикла экранизаций. Пинхэд рассматривался всего лишь как один из демонов-сенобитов: и пускай он де-факто возглавляя отряд монстров, какая-то особенная роль ему изначально не отводилась. У него даже реплик особых-то и не было. Но в ходе съёмок выяснилось, что Даг Брэдли, исполняющий роль Пинхэда, оказался единственным, кто был способен произносить свой текст. Нет, другие актёры-исчадия не были дислексиками и всё произнесли бы с превеликим удовольствием. Да вот незадача: их лицевой грим был настолько сложным, что всего пара произнесённых фраз могла его сильно испортить. Мэйкап и так наносился около 6 (!) часов, а его поддержание и приведение в исходное состояние после каждой реплики утомило бы и актёров, и гримёров. Да и в лишнюю копеечку вылилось бы, а там и так бюджет был всего $1 (!) млн.
То ли дело Брэдли! Его грим как раз и не отличался особой изощрённостью, а потому большинство реплик, отводившихся на всю группу сенобитов, отошла к нему. Зрительское внимание, а вместе с ней и любовь, были обеспечены. А ведь до «Хэллрэйзера» актёр имел в портфолио всего пару третьеплановых ролей в парочке сериалов и ни одного полнометражного фильма! Да-да, съёмки у Баркера были его кинодебютом.
Но даже получив приглашение на съёмки, Даг мог и не сыграть Пинхэда. И это ещё один ключевой момент, предопределивший судьбу проекта. Брэдли на полном серьёзе собирался выбрать вместо молчаливого и покрытого гримом чудища роль парня, что носит мебель во время переезда. Там и лицо видно, и реплик (на тот момент) было куда больше. Остановись он на роли грузмэна, образ Пинхэда воплотил бы Оливер Паркер, которого Баркер держал, что называется, про запас. Но после раздумий Даг сделал правильный выбор. А мистер Паркер исполнил вакантную роль грузчика. Вот такая рокировочка. Видимо, весьма печальная для Паркера.
Кстати, будете пересматривать фильм, обратите внимание на любопытную деталь. В титрах роль Дага Брэдли… безымянна! Да, культовый кинозлодей обрёл имя «Пинхэд» лишь к сиквелу, в то время как в ч.1 он звался всего лишь как «лидер сенобитов».
Теперь немного расскажу о месте съёмок.
Мизерный, всего в 1 миллион, бюджет сказался не только на гриме. Ввиду скудости бюджета интерьерные съёмки развернулись не в павильонах студии, где были бы выстроены необходимые декорации, а в заправдашнем жилом доме. И дом этот, скажем так, под стать снимаемому в нём фильму. Вышло ли это случайно, или злой гений Баркер искал нечто подобное нарочно, но факт остаётся фактом: в доме было совершено самоубийство и после этого трагического происшествия он пустовал. Этой заброшенностью Клайв и воспользовался, сняв в роли зловещего дома зловещий дом. Найти его можно и поныне по адресу 187 Dollis Hill Lane, Dollis Hill, London. Будете в тех краях - не проходите мимо. А пока можете поглазеть на него через
Google Street View.
Правда, в фильме оригинальное название улицы не упоминают (видимо, желая уберечь дом от ненужного внимания фанатов в последующем), а заменяют на «Людовико стрит». Название, кстати, не с потолка. «Людовико» - наименование весьма специфического метода лечения Алекса ДеЛарга в другом культовом фильме: «Заводном Апельсине» Кубрика.
Но даже с такой экономией, производство визуально насыщенного хоррора довольно быстро скушало отведённые деньги. К завершению съёмок Баркер столкнулся с весьма серьёзными трудностями с производством практических эффектов: труд спецов этого ремесла стало просто нечем оплачивать. На итоговом продукте это, конечно, сказалось: видно, как в последних сценах ленты визуал уже не такой "богатый", как в первых сценах. Баркер, конечно, выход нашёл и это, по-моему, нечто. Оказавшись перед лицом возможности недоснять фильм, Клайв принял отчаянное решение: он лично (!) с каким-то помощником-волонтёром делал спецэффекты для завершающих сцен «Хэллрэйзера».
А вот ещё одна потеря, вызванная несчастным миллионом.
В '80-ых Клайв фанател от группы Coil, которая с годами стала одной из самых влиятельных индастриал-групп в истории британской и мировой музыки. Именно к ним он и обратился с предложением написать саундтрек к фильму. Тогда ещё начинающий коллектив предложение принял и записал то ли 6, то ли 9 инструментальных композиций. Увы, из-за мизерного бюджета музыкантам было просто нечем платить и продюсеры приняли решение ограничиться услугами молодого композитора, высшей точкой карьеры которого, на тот момент, был OST к сиквелу «Кошмара На Улице Вязов».
К счастью, Coil материал сохранили и даже выпустили в виде мини-альбома. Слушайте на здоровье.
Click to view
Пройдя через потери и лишения, «Хэллрэйзер», словно вопреки всем препонам, всё же обрёл своего зрителя и стал подлинной жемчужиной жанра. Зрители экранизацию полюбили и требовали ещё. И ещё. И ещё. И так год за годом. На сегодняшний день киносериал о сенобитах, объясняющих глупым людишкам истинный смысл значения слова «боль», насчитывает 9 (!) фильмов, в восьми из которых образ Пинхэда воплотил Даг Брэдли.
Кассовым хитом не была ни одна из частей, но узкий круг ценителей, как видно из спроса, всегда находился. Не стихает спрос и поныне. Вот Баркер и затеял реинкарнацию «Хэллрэйзера». В 2013-ом он начал работу над новым сценарием, год спустя скрипт был готов и Клайв объявил, что титульная роль, несмотря на перезапуск, будет отведена Дагу Брэдли. Видимо, печальный опыт перезапуска «Кошмара На Улице Вязов» всё же учли. Помимо тонн зловещести и тонн крови, обещают тонны грима и практических эффектов. Как говорится, Пинхэд, приди, порядок (в жанре хоррор) наведи!
Чуть не забыл рассказать про адовый кубик Рубика, ставший для мифологии Хэллрэйзера тем же, чем стала для Крюгера перчатка.
Официальное имя этой штуковины - Шкатулка Лемаршана. Своё название шкатулка, открывающая портал в преисподнюю, получила в честь игрушечных дел мастера из Франции и является всецело вымышленной. Как, впрочем, и сам Лемаршан. Этого мастера Баркер впервые упомянул в новелле «Адское Сердце», лёгшее в основу сценария «Хэллрэйзера». Детальнее его образ был проработан в вышедших комиксах издательства Epic, где Лемаршан описывался как старик-игрушечник, делающий механических птичек. Однако по ночам безобидный с виду дед промышлял убийствами, используя кости и кожу жертв в своих зловещих изобретениях, одним из которых и стала каноничная шкатулка. В фильмах подробному описанию истории возникновения устройства был посвящён 4-ый фильм серии.
Кстати, крутые кастомы-копии этой шкатулки можно заказать на eBay. Цены там кусь-кусь, но не плачьте: слёзы - это пустая трата хороших страданий.