Они мучают животных и прогуливают уроки, никогда не моются и дни напролёт смотрят телевизор. Два ужасно асоциальных подростка презирают любые обязанности и мечтают лишь об одном - быть крутыми и удовлетворять самые низменные свои потребности. Никогда ранее детей не изображали столь отталкивающими, но самым неожиданным образом два люмпена завоевали непреходящую всенародную любовь.
В честь 25-летия со дня выхода на экраны сериала «Бивис и Баттхед», рассуждаем о формуле их успеха, подрывной идеологии и скрытых смыслах.
Обычный день героев сериала
На первый взгляд кажется, что сериал - примитивный винегрет из рукоприкладства и сальных острот, потоки которых обильно выплёскивают друг на друга главные герои. Триггером для перепалок обычно служит просмотр видеоклипов и рекламы: в их адрес Бивис и Баттхед - два подростка из глубинки - отпускают свои едкие замечания и двусмысленные шуточки. На этой почве у героев нередко возникают противоречия, устранить которые они берутся самым действенным способом - через моральное унижение и физическое подавление.
Такой каркас остаётся неизменным на протяжении всех сезонов: меняются лишь музыкальные клипы и какие-то бытовые ситуации, провоцирующие героев на новые словесные и кулачные баталии.
Сериал критикуют за сцены насилия и асоциальное поведение
Именно в такой гремучей смеси из хулиганских гэгов и пошлых шуток принято видеть секрет популярности этого мультсериала. Скованные рамками порядочности и нормами морали, зрители ищут выхода эмоциям. И такие отвязные истории нередко становятся отличными “громоотводами”, через которые яппи и их дети “спускают пар”. Такая точка зрения стала едва ли не главной, но, как мне кажется, она всего лишь “одна из” и далеко не полно раскрывает феномен Бивиса и Баттхеда.
Формула успеха, как это зачастую бывает, оказалась немного сложней.
Взгляните, кто в сериале - помимо двух агрессивно-туповатых друзей - является третьим главным героем каждой серии. Телевизор! Он, конечно, не стал приметой того времени и роль очага дома, собирающего вокруг себя всех домочадцев, начал успешно играть задолго до. Но здесь важно обратить внимание на одну существенную деталь: какой именно телеканал из серии в серию, из года в год смотрят герои?
Mtv!
К моменту появления на экранах Бивиса и Баттхеда, этот музыкальный телеканал вещал уже более 10 лет и Майк Джадж - создатель сериала - едва ли не первым забил тревогу. За стремительно пролетевшую декаду подросло поколение зрителей, у которых сформировалось то самое клиповое мышление. И если до этого сознание взрослого зрителя с мало-мальски крепкой и уже сформировавшейся психикой ещё как-то справлялось с давлением от рекламных и новостных блоков на десятках каналов, то с появлением Mtv война была окончательно проиграна - ящик добрался до детей, отроков и молодёжи. Специалисты описывают клиповое мышление по череде симптомов: пациент испытывает трудности с концентрацией, не способен проводить анализ информации и ситуаций, неуклонно падает его успеваемость и степень усваивания новых знаний.
Герои сериала за просмотром Mtv
Как видите, получился довольно точный портрет Бивиса и Батхеда, которых Джадж как раз и продал под видом недалёких отщепенцев. А сам в это время тихонечко перенёс их образ едва ли не на всю американскую молодёжь ’90-ых. Возможно, кому-то идея с завуалированной критикой социума покажется не очень правдоподобной, но стоит только начать внимательнее изучать ближайшее окружение главных героев, как подтверждения сами начинают прыгать в наши руки.
Взгляните на то, какими в сериале предстают взрослые.
Директор школы, где учатся Бивис и Баттхед
Истеричный и визгливый директор МакВикер; близорукий и маразматичный сосед-ветеран Андерсон; крикливый физрук Баззкат; гопник и мелкий мошенник Тодд - т.н. “старшие” в сериале показаны далеко не в самом выгодном свете. Конечно, такая вычурность и утрирование их характерных черт преследует комедийные цели, но общий взгляд на круг общения героев сериала рисует не самую приятную картину с несколько зловещими, хоть и не новыми, выводами.
Взрослых и молодое поколение разделяет огромная бездна непонимания.
Тинейджеры предоставлены сами себе и большую часть времени проводят за просмотром видео. А взрослых такая удобная функция “выключения” из своей жизни трудных детей - а кто из них в этом возрасте не трудный? - очень даже устраивает. Старшие в курсе их проблем, но не в курсе их причин, а всякий разговор с подростками сводится к порицанию и наказанию. На примере отдельно взятых школьников и их менторов - соседей, педагогов - широкими мазками рисуется портрет общества, в котором разные поколения сталкиваются с новыми проблемами. И те, кто должен был прилагать максимум усилий для налаживания мостов, предпочли диалогу и обузданию ящика силу своего “родительского” авторитета.
"God Is in the TV" ©
Находить общий язык отцам и детям было непросто и раньше. Но никогда раньше в этот двусторонний конфликт не вмешивалась третья сторона - телевизор, заменивший досуг, друзей, развлечения и образование.
В этой связи весьма символичными выглядят два момента.
Первый: сериал о жертвах клипового мышления крутил виновник торжества - тот самый Mtv, который целый день смотрят Бивис и Баттхед (какая ирония!). И второй: сериал, тихой сапой прокатывающийся катком по проблеме непонимания поколений, столкнулся с волной критики со стороны политиков и моралистов, которые своими обвинениями сериала в отуплении своих детей лишь подтвердили полное непонимание проблемы. Равно как и непонимания сути сериала.
«Бивис и Баттхед» не провокатор и не первопричина неуспеваемости, насилия, сквернословия и прочих ужасов, что приписали детищу Майка Джаджа. «Бивис и Баттхед» - это зеркало повседневной жизни детей в обществе, которое переложило воспитательные функции на “ящик”.
Тем же, кому такая неудобная чернушность претит, Джадж припас ещё одну “пасхалку”, подводящую под не самыми радужными размышлениями об отцах и детях почти оптимистичную, в чём-то даже воодушевляющую черту.
Относитесь к удушающему засилью медиа с должной долей юмора и скепсиса!
Попробуйте примерить на себя образы двух стебущихся с говорящих телевизионных голов подростков, и вдруг окажется, что два глуповатых нарисованных клоуна изобрели практически противоядие от всесильного телевидения, чью власть над зрителями и их детьми пошатнуть не сложней, чем выдернуть из стены шнур питания от телевизора.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1.
Интересные факты об игре "Contra"2.
Как снимали "Парк Юрского периода"3.
Про "Чёрную пантеру" и её опасные заблуждения4.
"Бегущий человек" как предтеча медийной диктатуры5.
Как Илон Маск возвращает в космос дух авантюризма6.
"Взрывная блондинка": Атомное оружие Холодной войны7.
Билл Мюррей и Гарольд Рэмис: рассвет и закат гениального дуэта