Oleg Yankovsky. In memoriam / Памяти Олега Янковского

May 23, 2009 08:44

Вот уже несколько дней мы живем без Олега Янковского.



Олег Янковский

Текст: А.С., 23 мая, 2009

После выхода фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» утвердилась мысль, что Янковский воплотил на экране человека, мучительно переживающего «кризис среднего возраста», что его герой «чувствует пустоту» в себе и серую бессмысленность вокруг. Так в начале восьмидесятых Олег Янковский стал символом поколения «потерянных сорокалетних». В его герое видели скорее рефлексирующего интеллигента, чем человека поступка.

Меж тем, когда я размышляю о ролях Олега Янковского в кино, в моей памяти возникают, прежде всего, эпизоды-поступки, эпизоды-действия, и нередко отчаянные:



Когда он, с криком «Ложись! Сейчас всех взорву!» неистово крутит ручку киноаппарата, - и махновцы во вражеском штабе со страху прячутся под стол. («Служили два товарища», 1966).

Когда он, раскачавшись на тарзанке, сигает в холодную осеннюю реку. Как бы на потеху публики. (Как раз из фильма Балаяна.)

Когда он, будучи не кем иным, а бароном Мюнхгаузеном, лезет по канатной лестнице на пушку, чтобы «выстрелиться» на Луну.

А лететь на ядре, к тому же по решению суда, да еще с лёгким сердцем, всех простив, и, при этом, иронизируя - требует немалого мужества. «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь! - напутствует он. - Все глупости на свете делаются с серьезным выражением лица». …Он упрямо взбирается на фоне синего неба, остроносые сапоги с ботфортами мелькают всё выше и выше.






--------

В 1981-м режиссер Игорь Масленников предложил ему роль коварного злодея Степлтона. К этому времени Янковский был уже заоблачно популярен. Двумя годами раньше вышел «Тот самый Мюнхгаузен», и «человек, который никогда не врет» в исполнении Янковского мгновенно был зачислен публикой в русские национальные герои, наряду с Шерлоком Холмсом.

…Как воплотить на экране злодея, который в поисках бабочек прыгает по болотным кочкам словно кузнечик? Не карикатурно и не опереточно, но с лёгкой английской иронией? Без волшебства обойтись было нельзя. Уже сам выбор на эту роль Олега Янковского обозначал в этом «антигерое» линию волшебника, только, в отличие от «Обыкновенного чуда», со знаком минус.

Его злоумышленник Степлтон - само воплощение мальчишеского авантюризма. Степлтон играет, когда беседует с доктором Ватсоном о способах заварки кофе и чудаковатых соседях, он играет, когда прячет связанную жену, он играет, когда подливает сэру Генри бренди, перед тем, как отпустить его на съедение собаке, похоже, что он играет даже тогда, когда отстреливается от полиции... Но эта игра - вовсе не легкомыслие.

Его Степлтон играет озорно и с наслаждением… с такой верой в себя и с такой достоверностью, будто мистер Джек Степлтон перенял метод Станиславского из далекой России, что, впрочем, неудивительно, он - ученый, энтузиаст от науки и живо интересуется новейшими заграничными теориями.

…У Янковского удивительная способность создавать напряжение в кадре, как бы из ничего. Почти бездействуя. Его взгляд с ироническим прищуром, когда он смотрит на своего противника, необычайно весом. Помните, как в «Собаке Баскервилей» Степлтон покуривает сигару, встретив на болоте Шерлока Холмса? Здесь Степлтон и Холмс разыграли даже не дуэль взглядов, а поединок интуиций, чутья, - не сказав, при этом, ничего лишнего.




--------------

В его кинокарьере более 80 ролей. Янковский был и весёлым бунтарем бароном Мюнхгаузеном, и мрачным бунтарем декабристом Рылеевым,




царём без царства - императором Николаем II и всемогущим «серым кардиналом» графом Паленым, ловким и беспринципным адвокатом Комаровским в «Докторе Живаго» и человеком «больной совести» - молчащим писателем Джонатаном Свифтом,




преступником-авантюристом Степлтоном и брошенным мужем Анны Карениной. - Но какой бы исторический костюм не был бы на Олеге Янковском, зритель всегда видел в его герое нашего современника. «Я, Олег Янковский - в предлагаемых обстоятельствах», - так звучала его актерская формула.

В его «антигероях», экранных мерзавцах и подлецах всегда проскальзывала «щегольская искра» - он был обаятелен. От мелкого советского клерка, стоящего не дороже листа бумаги («Мы, нижеподписавшиеся») - до того же Комаровского.




Даже дракон-диктатор в сказке Шварца и фильме Марка Захарова умел очаровать своей «слишком человеческой» иронией и сарказмом. Но это не было «очарованием зла». Это было очарование Олега Янковского. Таким «хитрым прищуром» он предлагал зрителю взглянуть на своего героя со стороны. (Кстати, от роли Воланда в сериале «Мастер и Маргарита» он отказался.)

Среди восьми десятков его ролей я не помню ни одной «проходной», хотя были и эпизоды и роли второго-третьего плана. Даже «неблагодарные» номенклатурные роли, - которых  у него, к счастью, в советское время было немного, - вроде секретаря парткома (фильм «Премия») выходили у Янковского убедительно и жизненно-узнаваемо.




Кинематограф полюбил его сразу. Тридцать главных ролей. Янковский очень быстро повзрослел в кинематографе, оставшись, при этом, необычайно молодым до духу и спортивным. Режиссеры видели в нем, прежде всего личность, характер, - ироничный, борющийся, иногда метущийся. Андрей Тарковский, Роман Балаян, Владимир Мотыль, Михаил Швейцер, Игорь Масленников и многие другие режиссеры первой величины могли бы назвать Олега Янковского «своим актером». Но в первую очередь он был актером театра и театра-кинематографа Марка Захарова.




Все его кинороли в мире Марка Захарова: волшебник в «Обыкновенном чуде», Мюнхгаузен, Джонатан Свифт, дракон, - роли философские…

Одной из первых ролей актера был красноармеец Некрасов - недоучившийся студент, фотограф. По сути - по характеру - и по убеждениям: гражданский человек… в Гражданскую войну. Такой, вот, человек с киноаппаратом («Служили два товарища», 1966). Так роль кинооператора Некрасова, поднявшегося с кинокамерой в небо на аэроплане, на всю жизнь… и навсегда «повенчала» Олега Янковского с кинематографом.

--------------------------

Игорь Масленников:

«Умер великий актер. Великий. Своим студентам я обычно говорил, что это актер масштаба Габена, потому что и тот и другой были актерами внутренней жизни, внутренней актерской игры. Вспомните, каким он был в своих разных ролях. Вроде везде одинаковый, вроде ничего с собой не делает, но совершенно разными получались его герои. Это достигается лишь искусством внутренней игры, которое мало кому сейчас доступно...»
 http://seance.ru/blog/jankovsky/

спасибо сайтам 
 http://www.kino-teatr.ru/
Википедии
http://russart.com/
и другим за найденные на них кадры из фильмов
-------------------------------------            -

The great Russian actor Oleg Yankovsky passed away in May, 20... He was only 65.



Oleg Yankovsky

Text: A.S., May 23 / 2009

After the release of the film by Roman Balayan «Flying Asleep and Awake», the film critics affirmed an idea that Yankovsky has embodied a man painfully worrying «middle age crisis man», and that his hero «feels emptiness» in soul and grey senselessness around. Thus, in the early eighties Oleg Yankovsky became a symbol of the «lost forty-year» generation . In his hero, the film critics saw rather the reflexing intellectual, than the person of an act.




Meanwhile, when I think on Oleg Yankovsky's characters in cinema, in my mind there are, above all, Scenes-Deeds and sometimes with an element of desperate:



When he shouts «Lay down! Now I will blow up you! » and vehemently rotate the camera - at once the enemy staff officers with fear hide under a table. («There were two comrades in the army», 1966).

When having shaken on a tree branch, he jumps in the cold autumn river. As though on a fun. (Flying Asleep and Awake, 1982)

When, he as Baron Munchhausen climbs on a rope ladder to the cannon "be shot" on the Moon.

Although this fly on the cannonball in accordance with Court decision, although Hanover residents, in fact, betray him, Baron Munchhausen goes up with a light heart, that means, I think, some courage.

“I know what your trouble is, - says he. -

You are too serious.

A clever face is not as yet

an indication of cleverness.

All silly things on Earth

Are done with a clever

Look on one's face.

Smile, gentlemen!

Smile!”

He obstinately climbs up against the dark blue sky, sharp-nosed jack boots flash higher and higher.




--------

Oleg Yankovsky in “The Hound of the Baskervilles”

In 1981 director Igor Maslennikov has offered him the part of artful villain Stapleton. By this time Yankovsky was already sky-high popular. «That Munchhausen» was released two years earlier, and «the person who never says lies» performed by Yankovsky instantly has been enlisted by public in Russian national heroes par with Sherlock Holmes.

How to embody on the screen the villain, who jumps in search of butterflies on marsh tussock like a grasshopper? No using caricature way, but with easy English irony? Without magic it was impossible to manage. The sheer choice for Oleg Yankovsky designated in this "antihero" a line of the wizard, true, unlike «An Ordinary Miracle», with the minus sign. That in fact put Stapleton/Yankovsky on the same level with Holmes.




His malefactor Stapleton is very embodiment of boyish adventurism. Stapleton feels ardour and games when talks with doctor Watson about how making coffee and a somewhat eccentric neighbours, he games when hides the tied wife, he games when pours brandy to Sir Henry before release him on eating up by Hound, seemingly, that he games even then when he drives back from the police... However, this game is not at all frivolity.

His Stapleton games mischievously with pleasure … with such self-confidence and with such reliability as if Mr. Jack Stapleton has apprehended Stanislavsky's Method from far Russia, - however, it is no wonder, and he is a scientist, the enthusiast and is lively interested in the newest foreign theories.




… Yankovsky has amazing ability to create tension in a shot, as though from anything, almost staying idle. His sight with ironic screw up eyes when he looks at the opponent is extraordinary powerful. Let’s remember, how in «The Hound of the Baskervilles» Stapleton smokes the cigar, having met Sherlock Holmes on moors. Here both Stapleton and Holmes have acted out a duel of sights, and a duel of intuitions, - not saying, however, nothing unnecessary.

-------------------

Oleg Yankovsky in others movies

In his film list is more than 80 characters. Yankovsky was the cheerful baron-rebel Munchhausen, and the gloomy Decembrist-rebel Ryleyev, the tsar without a kingdom - Emperor Nikolay II




and almighty “Gray Cardinal” Count Palen,




dexterous and unprincipled lawyer Komarovsky in "Doctor Zhivago"




and man-of-suffered-conscience silent writer Jonathan Swift, criminal-adventurer Stapleton and Anna Karenina's thrown husband. However, in spite of any Yankovsky’s historical suit, the spectator always saw in his hero of our contemporary. «I, Oleg Yankovsky, in forced circumstances», - so sounded his acting formula.




In his "antiheroes", screen bastards and rascals, you always take notice of a «dandified spark» - it’s charming. From the petty Soviet clerk who is costing not more than sheet of paper («We, the Undersigned») - to the same Komarovsky. Even his dragon-dictator in Schwarz's fairy tale (Mark Zaharov's film adaptation, 1987) was able a little to fascinate you with the "too human" irony and sarcasm. But it was not «charm of harm». It was Oleg Yankovsky's charm. With such «artful screw up his eyes», he offered the audience a look at the hero from outside. (By the way, the role of Voland in TV-mini «The Master and Margarita» he has refused.)

Among his seven dozens characters I do not remember any "shoddy work", although there were cameos and roles of tertiary importance - on director’s view sometimes, but not Yankovsky’s one. Even ungrateful “nomenclature” roles, which, fortunately, he has a little bit in Soviet times, - like the secretary of Communist Party committee (a film "Award") looked convincingly and life-recognised.

The cinema has grown fond of his at once. Thirty leading characters are. Yankovsky has very quickly matured in a cinema, remained, paradoxically, extraordinary young in spirit and sports. Directors saw in his, first of all THE Personality, Character, - ironic, struggling, sometimes tossed and turned. Andrey Tarkovsky, Roman Balayan, Vladimir Motyl, Mikhail Shveytser, Igor Maslennikov and many other directors of the first magnitude could say: “Oleg Yankovsky IS my actor». However, first of all he was the actor of Mark Zaharov's theatrical cinema. Each his film character in Mark Zaharova's world: Wizard in «An Ordinary Miracle»,




Münchhausen, Jonathan Swift, and Dragon are philosophical ones …

Red Army man Nekrasov - the studied less student, the photographer was one of the first roles of the actor. In fact, in nature and on belief, his Nekrasov is the civil person in Civil War, the man with the camera («There were two comrades in the army», 1966). Thus, the role of cameraman Nekrasov who has soared with a movie camera on an airplane, also "has married" Oleg Yankovsky with a cinema for all life and for ever.




------------------------

Igor Maslennikov, dir. of “The Hound of the Baskervilles”, 1981

“The great actor has died. He was THE Great. I usually said to the students that he is the actor of rank of Gaben, because both were actors of an inner life, internal acting…”  
  http://seance.ru/blog/jankovsky/

---------------------------

Полеты во сне и наяву / Flying Asleep and Awake (1982)

http://www.youtube.com/watch?v=oSPXBSfYi98

Служили два товарища / There were two comrades in the army (1966)

http://video.google.ru/videoplay?docid=-6151404121697480207&ei=VR0WStvbM5n02gKH-snDDw&q=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8+%D0%B4%D0%B2%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B0+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&hl=ru

Тот самый Мюнхгаузен / That Munchhausen (1979)

http://www.youtube.com/watch?v=moAK_fBoWcw

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Very_Same_Munchhausen

Фильмы с участием Олега Янковского / About Oleg Yankovsky’s film career

http://www.vesti.ru/videos?vid=216487

Олег Янковский в роли декабриста поэта Рылеева («Звезда пленительного счастья»)

The captivating star of happiness (1975)

http://www.youtube.com/watch?v=dT4qCX6QFBM

Олег Янковский в Википедии / Oleg Yankovsky in Wikipedia

http://en.wikipedia.org/wiki/Oleg_Yankovsky

Крейцерова соната / The Kreutzer Sonata (1987)

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Kreutzer_Sonata

Доктор Живаго / Doctor Zhivago (2006)

http://www.imdb.com/title/tt0417319/

http://www.youtube.com/watch?v=GoCMmxhcTYQ

http://russart.com/movie-info-722-Doktor-Zhivago-Doctor-Zhivago

Here is fragment from film "Обыкновенное чудо" (An Ordinary Miracle /aka An Usual Wonder), English subtitles !!!

http://lastochka-fromrussiawithlove.blogspot.com/2009/05/to-memory-of-oleg-yankovsky.html

russian holmes, russian sherlock holmes, memorabilia, essay, oleg yankovsky, movie, hound of baskervilles, screen caps, фильм_Тот_самый_Мюнхгаузен, sherlock holmes

Previous post Next post
Up