Исторический очерк книжного знака (Европа)

Mar 21, 2019 19:02



Предыдущая заметка выявила интерес к теме экслибриса и желанием ознакомится с трудом Р.В. Фреймана «Exlibris. Краткий исторический очерк книжного знака». Издание не переиздавалось и не представлено в просторах интернета.

Это побудило представить в более-менее сжатом виде данное исследование на страницах LJ. Изображения экслибрисов приведу в полном объеме.

Безусловно, в наш век ситуация с книжными знаками изменилась. Выходят специализированные журналы. Экслибрис приобрел дополнительную функцию установления провенанса книги. Чем злоупотребляют недобросовестные продавцы. Они приобретают отдельно старые экслибрисы и, наклеивая их на издания, пытаются повысить стоимость книги как происходящую из соответствующего собрания.

Но в целом труд Фреймана остается актуальным и интересным, особенно для неподготовленного читателя. Здесь я его приведу со значительными сокращениями, побольше степени в виде коротких тезисов.

Мы будем следовать структуре, заданной автором. Введение, Германия, Франция, Англия, прочие западноевропейские страны, Россия, надписи и изречения, заключение.

Р. Фрейман. Exlibris. 1922. Водовороты судьбы

Введение

Exlibris в переводе с латинского «из книг» (после чего следует в родительном падеже имя лица, из чьих именно книг). Это книжный знак, небольшой бумажный ярлычок, наклеиваемый на внутренней стороне верхней крышки переплета книги, на котором отпечатана фамилия, а иногда и более подробное обозначение владельца данной книги. Причем этот ярлычок обыкновенно снабжен какими-либо украшениями, более или менее сложным рисунком, или хотя бы орнаментальной рамочкой.

Цели экслибриса:
  1. Всем известно, как легко книга, взятая для прочтения, застревает в чужой библиотеке, так что по истечении некоторого времени взявший ее уже не помнит, у кого он ее занял; тут Exlibris дает ему необходимое указание.
  2. Exlibris служит средством защиты от похитителей чужих книг, являясь доказательством принадлежности её законному собственнику, ибо удалить плотно приклеенный Exlibris не так то просто.
  3. Служит украшением книге.


Обычай снабжать свои книги книжными знаками ведет свое начало с XVI столетия.

Самой крупной коллекцией экслибрисов считается собрание англичанина сэра Валлотона Франка, до 100 000 номеров и перешедшая после смерти владельца к Британскому Музею. На континенте - коллекция ныне также покойного немецкого собирателя, много писавшего об Exlibris, графа Лейнинген-Вестербурга, заключавшая уже в 1901 г. свыше 20 500 экземпляров (ныне собственность Германского Музея в Нюрнберге).


Рис. 1. Книжный знак Констанцкого суфраган-епископа Якова

В России имеется несколько значительных коллекций. Из общественных учреждений лучшей в художественном отношении коллекцией книжных знаков обладает Академия Художеств. Коллекция эта, собранная умершим ныне хранителем Эрмитажа А.Е. Фелькерзамом и пожертвованная им Академии, содержит около 3 000 книжных знаков, главным образом, иностранного происхождения. Собрания книжных знаков имеются и в Публичной Библиотеке, Русском Музее и Московском Археологическом Институте.

Среди частных лиц коллекционерство книжных знаков в России гораздо менее распространено, чем на западе. При этом наши коллекционеры интересуются в общем не столько художественною стороною книжного знака, сколько степенью его редкости.

Коллекция Exlibris, составленная по странам, эпохам и художникам, дает картину исторического развития стиля и техники графики.


Рис. 2. Книжный знак Г. Помера, рис. Альбрехта Дюрера

Возникают общества любителей экслибрисов. Старейшим является учрежденное в 1890 году в Лондоне «Exlibris Society». В Англии имеется еще другое общество «The Bookplate Society», которое, в отличие от первого, занимается, главным образом, поощрением именно художественного книжного знака.

Во Франции имеется «Societé francaise des collectionneurs d’Exlibris» (учр. в 1894), в Германии «Deutscher Verein für Ех- libriskunst und angewandte Graphik», учрежденное под названием «Exlibris-Verein in Berlin» в 1891. Такие же общества существуют и в других странах.

В 1905 в Москве возникло первое общество любителей книжных знаков, просуществовав два года, оно закрылось. Теперь там два таких общества: «Московское Общество Любителей книжных знаков» и открывшее свою деятельность в 1920 новое общество «Русское общество друзей книги». Под таким же наименованием возникло раньше, в 1918 году общество в Петербурге.

У нас впервые русский книжный знак был более или менее полно представлен на устроенной в 1912 году Всероссийским Съездом Художников Выставке «Искусство в книге и плакате», а в 1919 году была в Петербурге устроена и специальная выставка Exlibris, которых было выставлено 1 471.


Рис. 3. Книжный знак барона А. Е. Фелькерзама, рис. проф. Э. Деплера.

Повременных изданий, посвященных исключительно книжному знаку, в России нет. Но начиная с 1897 года в издаваемых Вольфом «Известиях книжных магазинов» и «Вестнике Литературы», а иногда и в других журналах, в последнее время в журналах «Книга и Революция» и «Среди коллекционеров» появляются небольшие статьи и заметки о книжных знаках.

В 1902 году появилась первая монография о русском книжном знаке В.А. Верещагина, а в 1905 году вышел первый выпуск большого труда У.Г. Иваска «Описание русских книжных знаков», за которым засим последовали в 1910 и 1918 гг. второй и третий выпуски. Кроме этих капитальных трудов по книжному знаку появилось на русском языке еще несколько небольших книжек и брошюр по этому предмету, а недавно, в апреле текущего года, издательство «Петрополис» выпустило составленную под редакцией Д.И. Митрохина, П.И. Нерадовского и А.К. Соколовского книгу под названием «Книжные знаки русских художников», в которой, после общего очерка по этому предмету, содержится словарь русских художников и любителей - авторов книжных знаков.

Странами наибольшего его распространения являются Германия, Франция и Англия. В каждой из них он имеет свой специфический облик, отражая характерные особенности культуры, образа мышления и психики своего народа.

В остальных странах книжный знак приближается, в большей или меньшей степени, к одному из основных типов: германскому, французскому и английскому.


Рис. 4. Книжный знак д-ра Р. Тепли, рис. А. КольбаГЕРМАНИЯ

Родиною книжного знака является Германия, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. По древнегерманскому правовоззрению пометка какой-либо вещи знаком принадлежности ее определенному лицу порождало презумпцию незакономерного приобретения против каждого иного ее обладателя.

Первыми обладателями книжных знаков были духовные лица, в то время почти единственные грамотные люди, а также и самые монастыри, и церкви, обладавшие зачастую обширными и ценными библиотеками. И на этих книжных знаках, как и на знаках светских лиц, изображался герб данного духовного лица или церковного учреждения, причем шлем над щитом заменялся митрою, а в виде атрибутов почти всегда фигурировали посох или ключ, а иногда и меч, или же другие атрибуты духовного звания, а также фигуры святых (рис. 1).


Рис. 5 Книжный знак Ф. Гурлита, рис. проф. Клингера

Своего расцвета немецкий книжный знак достиг в XVI веке, благодаря тому, что сочинением Exlibris занимались такие великие мастера, как Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн и др. Первому из них приписывают около 20 Exlibris.


Рис. 6. Книжный знак П. Гартвига, рис. О. Грейнера

В XVI и XVII столетиях немецкий книжный знак носил почти исключительно геральдический характер, изменяясь соответственно стилю эпохи. Впрочем, уже в XVI столетии начинают появляться и портретные экслибрисы, т. е. знаки с изображением самого владельца книги.

В XVIII столетии, во время господства в Германии стиля рококо, торжественная напыщенность в Exlibris уступила более легкому жанру, а под конец этого столетия состоялся переход к строгим формам классицизма. Лучшим представителем этого периода в искусстве немецкого книжного знака считается Даниил Ходовецкий, поляк по происхождению, но проживший с 17-летнего возраста до самой смерти в Берлине, где он был директором академии художеств. После его смерти (1800) наступил полный упадок искусства книжного знака в Германии, где оно воскресло к новой жизни лишь с учреждением в 1869 году общества «Герольд».


Рис. 7. Книжный знак Р. Бринна, рис. М. Аде

В последнее же время некоторые молодые германские художники стали придерживаться в своих Exlibris компактной и упрощенной трактовки сюжета, с резким распределением света и теней, приближающей книжный знак к фабричной марке.

К исполнению экслибрисов применяются всевозможные способы художественной репродукции: простая цинкография, гравирование на дереве, на стали, на меди и линолеуме, офорт, литография, гелиогравюра, трехцветное печатание и т. д.
ФРАНЦИЯ


Рис. 8. Книжный знак Шевалье де Вальври, рис. Франсуа Буше

Во Франции книжный знак появился почти на сто лет позднее, чем в Германии и в первое время плохо прививался. На первый взгляд, это может показаться странным, ибо уже в то время Франция была классическою страною библиофилии. Между тем именно любовь к книге и попечение о ней явились причиною слабого распространения Exlibris.


Рис. 9. Кн. знак бр. Эдмона и Жюля Гонкур, рис. Гаварни

Французские библиофилы придавали большое значение внешности книги, в особенности ее переплету, который зачастую на наружной его стороне снабжался вытисненным золотом гербом владельца или иным знаком принадлежности книги, что лучше охраняло ее от похитителей, чем бумажные ярлыки, которые нетрудно было отделить от книги.

Вместе с тем преобладание наружного книжного знака, так называемого «Superexlibris», оказало влияние и на облик обыкновенного французского Exlibris, придав ему известную простоту рисунка и оградив его от вычурности и перегрузки атрибутами и орнаментами немецкого Exlibris XVII века.


Рис. 10. Книжный знак Эдуарда Мане, рис. Ф. Бракемона

Временем расцвета французского книжного знака было XVIII столетие. Сохраняя, как и прежде, геральдический характер, Exlibris, сочиняемые в стиле Людовика XV, между прочим такими выдающимися художниками, как Буше и Гравело, становятся пышнее.

В XIX столетии наступило и во Франции охлаждение интереса к Exlibris. Он появляется вновь в шестидесятых годах этого столетия, но не в связи с оживлением геральдики, как в Германии и Англии, но как бы в виде оппозиции ей. Exlibris становятся чуждыми не только геральдического, но вообще декоративного характера и орнаментовки; это чисто художественные рисунки, иногда беглые наброски, в которых в сжатой форме выражается какая-нибудь характерная для владельца книги мысль, какой-нибудь bon mot или каламбур.


Рис. 11. Книжный знак Луи Барту, рис. Буте де Монвель
АНГЛИЯ

Ни в одной стране число собирателей Exlibris и средний художественный уровень этих последних не достигли такой высоты, как в Англии, но выдающихся произведений искусства книжного знака она почти не имеет.

Exlibris появились в Англии в то же время, как и во Франции.


Рис. 12. Книжный знак Воластон Франкса, рис. Шерборна

Наиболее известным исполнителем английских геральдических Exlibris является С.В. Шерборн, которым изготовлено их более 300 штук; они чрезвычайно тщательно выполнены и очень ценятся собирателями.

Представителем переходного стиля от чисто геральдических Exlibris - «armorial plates» к художественным -  «pictorial plates» можно назвать Эрата Гаррисона, у которого собственно герб имеет обыкновенно второстепенное значение, а главное место отведено разным изображениям, имеющим отношение к имени, фамильным преданиям или социальному положению владельца.


Рис. 13. Книжный знак В. Гладстона, рис. Гаррисона

Из современных английских художников, подвизающихся на поприще книжного знака, назовем Р. Эннинг-Белль (рис. 14), Г. Осповата, родом русского (рис. 15), В. Шо, Г. Нельсона, П. Вудроф, П.В. Симпсона (рис. 16), В. Никольсона и Г. Крэга.


Рис. 14. Книжный знак Баркера, рис. Эннинг Белль
ПРОЧИЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
Австрия

Австрия представляет мало выдающегося. Пока существовала Римская Империя германской нации, об особом австрийском искусстве книжного знака не могло конечно быть речи; но и впоследствии развитие его шло вполне параллельно Германии.

Говоря об Австрии (в дореволюционных политических границах), нельзя обойти молчанием польских художников в области книжного знака, так как главными центрами, где эти знаки создавались, были Львов и Краков, хотя колыбель искусства книжного знака была в Варшаве.


Рис. 15. Книжный знак Шарле Роулес, рис. Осповата
Польша

Будучи приобщена по историческому своему развитию к культуре Западной Европы, Польша и в области Exlibris следовала в общем по тем же этапам, как и остальные европейские страны, но частые в истории Польши политические неурядицы, войны, нападения со стороны шведов, москвичей, татар и казаков, а затем разделы и восстания разбросали и уничтожили многие библиотечные сокровища, что в значительной степени затрудняет изучение истории польского книжного знака более отдаленных времен.


Рис. 16. Книжный знак Вильямсона, рис. Н.В. Симпсона
Италия

Италия представляет в интересующей нас области мало замечательного, что тем более странно, что уже в эпоху возрождения Италия, колыбель и рассадник искусства, занимала и в искусстве книги рядом с Германией первое место. Старейшим итальянским Exlibris считается знак юриста Николо Пилли, созданный около 1555 года. Но это единственный Exlibris, происхождение которого с уверенностью может быть отнесено к XVI столетию, т. е. к тому времени, когда в Германии искусство книжного знака уже находилось в периоде полного расцвета и с которого сохранилось свыше 100 прекрасных листков, между прочим и таких художников, как Дюрер, Кранах и др.

Часто вместо настоящего книжного знака в книгах оказывается вклеенною визитная карточка ее владельца, правда обыкновенно снабженная орнаментами и живописными украшениями; такие визитные карточки были в большом ходу среди итальянской аристократии XVIII века и нередко отличались высокою художественностью; имеются работы в этом роде художников Вольнато, Бартолоци и Розаспина.

Из современных итальянцев-экслибристов самым выдающимся является Джулио Аристиде Сарторио, работы которого, впрочем, под явным германским влиянием (он был некоторое время профессором Веймарской Академии Художеств), отличаются большим пафосом и кипучею жизненностью. Нельзя не упомянуть о Гвидо Стелла, книжные знаки которого возникли отчасти в Мюнхене и имеют более спокойный, лирический, а иногда и чисто декоративный характер.
Швеция

Особенным видом старого книжного знака в Швеции представляет собою помещение фамилии владельца книги на металлических пуговках, которыми в XVI столетии скреплялись очень объемистые тома. К геральдике присоединилась аллегория; наряду с гербами появляются античные богини, амуры и совы со всевозможными принадлежностями.


Рис. 17. Книжный знак Гуго Лёви, рис. Фери де Байроса

Текст и фото. © aldusku.livejournal.com
При копировании статьи (её части) или изображения обязательна ссылка на эту страницу.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Теги: #Библиофил #Библиофильство #Книжный_знак #Экслибрис #История_библиофильства

Тираж 1 штука. Типография «Тарантас»

экслибрис, #Библиофил, художники книги, #Библиофильство, #История_библиофильства, Библио, #Экслибрис, #Книжный_знак, Фрейман

Previous post Next post
Up