Князь Урусов: Скучна, господа, улица без букинистов!

Jan 30, 2019 16:02




Книжная лавка АО «Международная книга» у Богословской башни. Фото кон. 1920 - нач. 1930-х гг.

Вчера, листая сборник трудов князя Александра Ивановича Урусова (1843-1900), натолкнулся на 2 интересные статьи («За букинистов» и «Интересны-ли мы?»). Для большинства Урусов известен как эрудированный и непреклонный юрист, но также он был библиофилом. «Творец людей, глашатай книг и вкусов» - так назвал князя Александра Ивановича Урусова поэт Максимильян Волошин.

Не найдя в интернете ни одной из этих статей, решил их опубликовать здесь. Сегодня статья «За букинистов». Она первоначально опубликована в газете «Новости Дня» 24 марта 1900 г. Проиллюстрировать заметку решил редкими фото разных эпох московских книжных развалов. Источник фото: https://pastvu.com/.

Haднях в «Новостях Дня» появилась, за подписью С.О., жестоко-обличительная статья «Наши букинисты». Появилась она как раз перед большим торгом на Вербах. Такая статья может очень повредить букинистам. Припоминаю, что год или два тому назад тоже появилась в московской газете сурово-обличительная статья против торговцев на Сухаревском рынке; обвинялись они чуть не поголовно в покупке заведомо-краденого и в мошенничестве. Крайняя преувеличенность и несправедливость таких обвинений против целого класса не крупных, но, в большинстве, весьма добропорядочных торговцев, я помню, произвела тогда на многих любителей старья, а в том числе на меня, - неприятное впечатление. Что-то сходное есть в обеих статьях. Справедливость требует дать место и противоположному мнению, так сказать - апологии букиниста. Истина, вероятно, отыщется где-нибудь в средине между двумя крайностями.



Ремонт Богословской башни. Фото кон. 1920-х гг.

Господин С.О. уверяет, что теперь нельзя, как прежде, «достать у букиниста, за недорогую цену, хорошую, хоть и подержанную книгу», и что букинист «утратил прежний добродушный тип». Выходит, как будто, что прежде букинисты были так добродушно-несведущи, что у них можно было за бесценок купить дорогое издание? Но при покупке, хотя бы и «по случаю», вовсе не желательно, для порядочного человека, пользоваться чужим добродушием и незнанием. Да, прежде букинисты бывали полуграмотные мужички, но и те, по правде сказать, знали своему товару цену и охулки на руку не клали: попробовали бы вы у покойного Богданова на Никольской купить дешево раскольничьи издания! А иностранные книги ценились у него дешево, и разбирался он в них плохо. Это правда. Да ведь и самому-то они, вероятно, доставались за грош! Тогда (лет 30 тому назад) распродавались старинные барские библиотеки, пропадавшие на чердаках и в подвалах. Теперь их почти нет, и цены на книгу поднялись. Теперь букинист, как и все, что его окружает, изменился. Поумнел, приобрел опыт, специализировался. Букинист наш стал приближаться к типу иностранного книгопродавца-антиквария. Многие (Клочков, Шибанов, Старицын, Мелин, Трусов и др.) издают каталоги, служащие важным источником для истории, библиографии, литературы. Шибанов - специалист и знаток русской старины, Мелин - знает толк во французской литературе. В одной Москве в 1899 году значилось 32 фирмы букинистов, и в Петербурге столько же, если не больше, так как многие торговцы рынков вместе с новыми книгами продают и старые, и не значатся букинистами. Но господин С. ополчается не против магазинов, а главное - против рыночных торговцев, называемых книжниками. Однако, под понятие «наши букинисты» подходят и те, и другие.

Ошибается господин С., думая, что теперь уже нельзя купить за сходную цену хорошую книгу. Случайные покупки никогда не утратят своего характера. И прежде, и теперь, если вы знаете толк в книге, вы купите у букиниста за полцены, а то и дешевле русскую старую книгу, а французские издания Шарпантье, Леви и т. п., стоящие 3 1/2, франка (в действительности, всегда продаваемые в Париже за 2 фр. 75 с.) вы купите за 40-60 коп. Ценные иллюстрированные издания бывают поразительно дешевы. Брошюры, портреты, журналы идут за бесценок. Что теперешний букинист не отдаст дешево русскую библиографическую редкость, это очень может быть, но, покупая редкость, вы приобретаете вещь, ценность которой возрастает с каждым днем, и потому, заплатив за нее дорого, вы не в накладе. Сколько драгоценностей куплено под Сухаревой и на Вербах - об этом могли бы поведать знаменитые московские библиографы. Бывают, конечно, целые эпохи, когда какой-нибудь катаклизм выбрасывает на книжный рынок массу редкостей. Теперь этого нет, но все же редкости таятся в заманчивой пыли букиниста. За редкостью тоже походить нужно.



Фото 1932 г. James E. Abbe

Господин С. утверждает, будто букинист с русской книги, совершенно истрепанной, делает скидку 25%, а в магазине с цены новой скинут 15%. Положим, что торговаться в книжных магазинах как-то не принято и подобные скидки вряд ли делаются кому, кроме обычных «хороших» покупателей, но ведь, главное, у букиниста вы находите то, чего нет в книжной лавке!

Господин С. укоряет всех «книжников» в том, что они «норовят надуть публику», продавая книги с недостающими листами. Это может случиться, но от такой случайности можно себя обеспечить. Спросите букиниста прежде, чем брать книгу: ручаетесь за целость? Если он скажет, что проверял, что ручается, можете быть уверены, что все в порядке; или купите с условием: если не хватит страницы, возвратить деньги: всякий порядочный букинист возьмет книгу обратно. Случаев мошеннической вклейки страниц другого издания мне никогда не приходилось видеть, но ведь это уж уголовщина, а не торговля. Букинист, как и всякий купец, должен дорожить своим кредитом: если он обманет раз, другой раз у него вы покупать не станете, и дурная слава отобьет у него практику. Но, как старый библиоман, я скажу, что такие обманы составляют редкие исключения, а вовсе не правило! Часть моей библиотеки составилась из покупок под Сухаревой и у букинистов, и такие покупки оставили мне самые приятные воспоминания.



Фото 1932 г. James E. Abbe

Господин С. сетует на покупку букинистами книг у малолетних. Старая история! При мелочной продаже вещей из рук в руки закон не требует представления метрического свидетельства. Малолетний может купить, например, селедку в лавке, а другой малолетний может ему ее продать. И ничего, сделка действительна. Почему же малолетний может купить книгу, а продать не может? Тогда книжную или всякую торговлю следовало-бы производить только у нотариусов.

Везде, во всем мире, школьники продают свои старые учебники, тем более, что господа педагоги неукоснительно издают все новые.

Господин С. предлагает «упорядочить» это дело, подвергая букинистов каре за покупку книг у малолетних. Такая кара была-бы совершенная юридическая бессмыслица: во-первых, потому что букинист не имеет ни права, ни средств проверять возраст и самоличность продавца и, во-вторых, потому, что так как гражданская сделка с несовершеннолетним ничтожна, то она всегда может быть судьей признана недействительной, со взысканием убытков, а уголовной каре здесь делать решительно нечего. Ведь торговля не есть только терпимое занятие, и упорядочить не значит прекращать ее.



Фото 1932 г. James E. Abbe

Книгопродавцы издавна враждуют с букинистами. В Петербурге им удалось добиться крайне, по-моему, прискорбного мероприятия. Градоначальник Грессер запретил торговлю книгами на улице, на мостовой, из ларей и загнал букинистов в закрытые лавки и магазины. Делалось это для благоустройства и благообразия. Совершенно непонятное соображение! Почему продажа книг на улице не благообразна? По-моему, ничего не может быть лучше: идешь, бывало, по мосту, лежат книги. Куда-бы ты ни поспешал, а остановишься невольно: полустертые золотые буквы таинственно мерцают на почтенных корешках. Заглавия гениальных или забытых творений привлекают невольное любопытство, и вдруг, за несколько двугривенных покупаешь, уносишь книгу, быть может, гордость и украшение скромной библиотеки! Помилуйте, какое еще нужно благоустройство!



На Тверском бульваре устроен большой книжный базар, все дни привлекающий много народа. Книга продается с большой скидкой. На снимке - книжный базар на Тверском бульваре. Фотография А. Самсонова. Журнал "Прожектор", 1927 год. Источник: lobgott

«- Что прежде была за улица Никольская», - говорил мне, вздыхая, старый любитель: сколько было букинистов, не перечесть! Лавки темные. Книг бездна, пылищи этой - страсть! Великолепие. Заберешься туда - и не видишь, как время летит. А какие сокровища разыскивались в этом хламе! Да, что и говорить! А теперь, Бог знает, что это за улица: торгуют губками, трубками, какими-то дамскими принадлежностями, вообще вздором. А где букинисты? Нет букинистов! Скрывались они, бедные, в Третьяковском проезде, и оттуда их вытеснили. Нет, теперь куда хуже стало!».

Париж по благообразию нечета Петербургу. А там, на протяжении нескольких верст, по набережной Сены, в ларях, в ящиках торгуют букинисты. Да это лучшее место Парижа! Тут-же, в двух шагах, на левом берегу, процветает книжная торговля в тысяче магазинов. Там люди умеют торговать. У нас-же норовят только все «запретить», да «обуздать», и вообще «пресечь». Я-же скажу: в интересах русской библиографии не преследуйте, а поощряйте букинистов, разрешайте им торговать на улице (Скучна, господа, улица без букинистов!), на мостах, на набережной. Подумайте: они «книгой» торгуют, т.е. хлебом духовным... ведь почти «всякая» книга таит в себе хоть малую искру духа.

Источник: Князь Александр Иванович Урусов. Статьи его о театре, о литературе и об искусстве. Письма его. Воспоминания о нем: А.А. Андреевой, К.К. Арсеньева, К.Д. Бальмонта [и др.]. В 2-х томах. М., типография И.Н. Холчев и К°, 1907. Т.2-3. Стр. 48-52.

Примечания:

Не класть охулки на руку. Прост. Ирон. Не упускать своей выгоды; успешно защищать свои интересы в каком-либо деле. ОХУЛКА жен. Хула, осуждение.

Вербный торг «Верба» зародился в Москве, на Красной площади, в допетровскую эпоху. Начинал работу в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Здесь продавали ветви верби, игрушки, иконы, пасхальные яйца, цветы, живые и сделанные из бумаги, мучные изделия и сладости, книги. В 1870-х года из-за строительства Исторического музея Вербный торг «Верба» переехал на новое место: Смоленский рынок.

Смотрите фото по этой теме также в заметках:

Ульянинский Д.В. Московские букинисты

Москва букинистическая 1900-е

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



Киоск «Союзпечати». Фото 1932 г. В. DeCou

книжные продавцы букинисты, Библио

Previous post Next post
Up