Чтение с огоньком или библиофилы кулинарят. book’n’grill. Роман Сорокина В.Г. «Манарага»

Apr 07, 2017 19:44




Не отношу себя к поклонникам стиля Сорокина В.Г., но всегда восхищался его умением конструировать сюжеты (иногда граничащей с талантом пророка).

Мимо нового романа «Манарага», я как библиофил пройти не смог. Ведь главный герой очень ценит книжные редкости. Но вместо того, что бы с гордостью разместить книжную унику на полке своего собрания, он использует её … в качестве полена. С этого момента подробнее.

Недалекое будущее (фактически реальность другого романа Сорокина - «Теллурия»). Эпоха Гутенберга завершилась полной победой электричеств. В мире продолжают печатать только деньги. Все произведения писателей выходят в электронном виде.

Книг больше нет! Это всего лишь электронные вспышки. Современная литература живет только в пространстве голограмм, ей бумага не нужна.

Но просвещенная часть человечества испугалась, что без музейной книги Homo sapiens окончательно превратится в обезьяну с айфоном в лапе. Так книгу занесли в Красную книгу.

При этом появляется особый вид, элитного удовольствия - book’n’grill. Приготовление еды на горящих книжных ценностях. Огонь разводят и готовят на нем специальные повара - book’n’grill chef. Про повара сжигающего книги говорят, «этот повар хорошо читает». Умение повара листать горящие страницы, чтобы поддерживать равномерный огонь - одна из важнейших составляющих профессии.

Издание, «полено» - ценится за редкость и оформление. Оно покупается у букинистов, которые незаконно скупают у населения или грабят музеи. В будущем они такие и же как и в прошлом, такие же как в настоящем. Главный герой, повар, от имени которого видеться рассказ, замечает: «при общении с букинистами нужна выдержка и неторопливость. Если будешь суетиться - цены враз поползут вверх».

Кто-то готовит, только на первоизданиях. «Дорогое удовольствие, кропотливый и опасный труд».

Несмотря на то, что оформление издания цениться, но «переплет, каптал, коленкор, картон, марлевые клапаны, пеньковый шнур, закладки, казеиновый клей, засушенные цветочки, книжные вши, клопы или тараканы в корешке - все это скрытые угрозы».

При этом повар, как и библиофил, ценит и знает издания: «Всю классику я и моя умная блоха [встроенное в голову электронное устройство] знаем наизусть: сюжет, биография автора со всеми подробностями, дата выхода бумажного полена».

И хоть «топор закона навис не только над поварами, книжными ворами и клиентами, но и гостями, возжелавшими попробовать каре барашка на „Дон Кихоте“ или стейк из тунца на „Моби Дике“ это не сдерживает любителей книжных редкостей.



«Лучшие стейки на „451 °F!“» - рекламная шутка. У Сорокина получился Брэдбери наоборот. Всю историю человечества огонь был часто творцом книжных редкостей, у Сорокина наоборот книжные редкости рождают огонь.

Вот некоторые рецепты от Сорокинского «шеф-повара»:

- «шашлык из осетрины на “Идиоте”. Роман полноценный, второго среднего веса, 720 граммов, 509 страниц, бумага веленевая, цельнотканевый коленкоровый переплет. Вполне хватило на восемь шампуров».

- «сухой стейк из солнечника на “Старике и море”, спаленное аррачеру на Дос-Пассосе и недожаренная свинина на “Швейке”»

- «Мраморная говядина на “Подростке”. Стейк приличной толщины, это не аррачера. Книга в бумажной обложке. Внутри - тонкая любская бумага конца XIX века. Придется читать максимально быстро, “по диагонали”. Такое чтение - высший пилотаж, мастера любят жарить на тонкобумажных книгах, потому что это - чрезвычайно показательный процесс. Главное - найти оптимальную скорость горения страниц. Это определяется чисто интуитивно. Лихое чтение. У нас это называется “пыхнуть в глаза”. Но можно так пыхнуть, что книга сожжена, а стейк сырой» .

- «“Ада” [Набокова] - супертяж, жирное полено, на нем жарить - одно удовольствие, бумага толстая, wood pulp paper, 626 страниц, переплет цельнотканевый, мелованный супер. Горит как родосская сосна. На “Аде” можно приготовить любую комбинацию из морепродуктов на дюжину персон; бараньи котлеты, перепела, рибай получатся в лучшем виде, она потянет и седло косули. Великая книга!»

- «“Чевенгур”, бумага времен Ельцина качеством не отличается, пришлось поработать эскалибуром и даже пару раз отсасывал дым: fucken корешок + марлевые клапаны задымили. Мои пальцы правильно двигались. И подавили бунт на корабле… Я разрезал готовый стейк на три части, спрыснул лимоном, крутанул мельницу с белым перцем. Два раза, не больше. Подаю: - Стейк из морского черта на “Чевенгуре” Андрея Платонова».

- «Кальмары готовятся быстро, Зощенко писал вполне себе короткие рассказы, но “Голубая книга” немаленькая. 1935 год издания, грубый коленкор цвета сталинского неба. Открываю. Поджигаю титульный лист. И пошло…»

«А вот поэтические сборники - не в ходу. Это объяснимо, но все-таки - жаль: в России поэзию обожали во все времена, за три века вышло множество книжек. Большинство из них - карманного размера, легкого или полулегкого веса. Они были бы идеальны для быстрых чтений: соловьи на Пушкине, конские тестикулы на Маяковском, телячьи ноздри на Пастернаке»



Сорокин соединил огонь и книгу, огонь всегда рождал книжную редкость (горели книги, целые тиражи, ведь «книга - не рукопись… Она всегда сгорит»), у него же книжная редкость - рождает огонь

Пепел сожженных книг не стучит в сердце главному герою по ночам. Он по-своему любит и уважает книги. Самое ужасное преступление в криминальном мире будущего - поделка «полена», редкого издания. «Одного румына, изготовившего у себя в подвале “первое издание «Дон Кихота»”, они живьем содрали кожу, сделали из нее переплет и положили книгу в гроб несчастному - под голову. В книге на всех страницах было напечатана одна фраза: Anathema maranatha. С ними лучше не ссориться».

Безусловно, есть и в будущем писатели, которые претендуют на рукописи. Вот что при них рассказывает, главный герой: «периодически возникают новые флоберы, достоевские или кафки и требуют обслужить их, приходя к нам со своими дровами. Беда в том, что это - не канонические дрова, а новый валежник, выращенный ими на своем огороде».

Короткий роман Сорокина очередной раз заставляет задуматься о судьбе книги в третьем тысячелетии. Я уверен, что канонические дрова:), издания - всегда будут цены и уважаемы.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



Дали С. Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле (1931)

Библио

Previous post Next post
Up