Лаховский учился последовательно у Репина, Костанди, Дубовского и Киселева, что заметно по работам, и это прекрасно.
"В творчестве Лаховского, как и у многих художников, работающих в конце XIX - начале XX веков, заметно влияние различных школ и направлений. Это и русская реалистическая школа, и южнорусские веяния, заложенные в юности Одесской художественной школой, а также постимпрессионизм и отчасти даже символизм. Арнольд Лаховский никогда не ограничивал себя рамками одного жанра или направления и только набиравший популярность в начале XX века авангард оставил его равнодушным."
Ниже пара картин которые мне особо глянулись.
Сначала две работы явно программные, довольно большие и многодельные, но при том легкие, цельные, живые.
"Деревня на берегу", 1910-е, примерно 70х90см
Жар, пылища, в ней почти растворились колеса брички:
Барин на паре с кучером едет, сам в англицком кепи, с ним понурая баба, затюкал муженек...
А перед ними, развалившись в своей весьма бюджетной, но крепкой телеге, да на старой на соломе - едет красномордый мужик с рыжей бородой, на реку, что нам не видна, пялится. А лошадь его -сама знает куда, - резво бежит:
Белая лошадь, а написана голубым.
Как живенько по окошкам синим тюкнуто:
И все так, из клубления ладных мазков слеплено:
Любил, видать, автор с лачком тройник употреблять для письма, чтобы краски быстрее схватывались, по полусырому писал, жирно, будто пирожное лепил.
Теперь несколько фрагментов другой картины - "На Волге", 1918г.
Ну, чем не Моне?
На дебаркадере гимназисты или студенты с барышнями флиртуют. А справа будочка смахивает на сортир, и свесилась за борт весьма функционально:
И вода в реке видать горячая, подзацвела, мусор болтается... а все равно красиво:
Тут же на берегу и торговля:
Лошадка пьет с самой кромки, куда дотянулась, а правее горшечный торг, полагаю, бабы горшки выбирают покрепче:
Все пространство жизнерадостно кипит, воздух гудит от шума, жара, свет слепит:
Облака тут, мне кажется, не очень задались, но благодаря общему это в глаза не бросается.
"В мастерской", 1910-е. И опять с фрагментов начну. :
Опять много света, цвета, много деталей и при этом цельно все, соподчинённо:
Помню мы похожую по насыщенности постановку для рисунка ставили во ВГИКе, часовую мастерскую имитировали, и для нее я со склада реквизита учебной студии натащил и развесил-разложил столько часового хлама, что некоторые мои однокурсники забурчали, мол, ну вот, теперь рисовать это все...
Мне кажется не очень удачна затея с таким просторным передним планом, но, говорят, "характерной особенностью многих работ Лаховского было свободное пространство на переднем плане. Художник называл этот приём "местом для зрителя". Может я и не прав, может и так хорошо:
Прекрасные головы евреев на картине "Галицийские типы":
Говорят, он обожал Сислея, и даже писал в тех же местах что и он:
А это, мне кажется, студийная работа:
Особенно глядя на воду. Тут без помощи фото не обошлось:
Может я и не прав. А если и прав, ничего в этом дурного нет, но мне ближе такая его вода:
И такая грубоватая манера письма:
Явно это натурный этюд-картина, может слегка подправлен после.
И еще такая же пара работ, склеил их для сравнения. Слева - неспешное кабинетное письмо и перспектива объектива, справа - живой натурный этюд:
"Берген. Лодки" Очень свежая вещь, ритмически изысканно построена и какая-то она... современная, что ли:
Но это мое личное, возможно.
И опять солнце в рефлексах, смотрите на баркас в тени, отливает жаром от земли:
Александр Бенуа сказал о художнике: "Лаховский в школе русской живописи послевоенного периода - один из лучших изобразителей простой видимости, и место его рядом с Юоном и Жуковским".
via "Это первая ретроспектива Арнольда Лаховского в Москве, охватывающая все периоды творчества художника. Почти полсотни работ из 12 музеев и нескольких частных собраний. Рядом с известными картинами из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Еврейского музея и центра толерантности представлены работы Лаховского из Перми и Череповца, Ростова и Астрахани, Иванова, Калуги и Козьмодемьянска. На выставке вы найдете практически нигде не выставлявшиеся ранее работы художника из европейских и американских коллекций."
* Так что советую сходить, пока не поздно. Айвазовский от вас никуда не убежит)