Арнольд Лаховский

Aug 02, 2016 20:57

Лаховский учился последовательно у Репина, Костанди, Дубовского и Киселева, что заметно по работам, и это прекрасно.

"В творчестве Лаховского, как и у многих художников, работающих в конце XIX - начале XX веков, заметно влияние различных школ и направлений. Это и русская реалистическая школа, и южнорусские веяния, заложенные в юности Одесской художественной школой, а также постимпрессионизм и отчасти даже символизм. Арнольд Лаховский никогда не ограничивал себя рамками одного жанра или направления и только набиравший популярность в начале XX века авангард оставил его равнодушным."

Ниже пара картин которые мне особо глянулись.
Сначала две работы явно программные, довольно большие и многодельные, но при том легкие, цельные, живые.

"Деревня на берегу", 1910-е, примерно 70х90см




Жар, пылища, в ней  почти растворились колеса брички:



Барин на паре с кучером едет, сам в англицком кепи, с ним понурая баба, затюкал муженек...

А перед ними, развалившись в своей весьма бюджетной, но крепкой телеге, да на старой на соломе - едет красномордый мужик с рыжей бородой, на реку, что нам не видна, пялится. А лошадь его -сама знает куда, - резво бежит:



Белая лошадь, а написана голубым.



Как живенько по окошкам синим тюкнуто:



И все так, из клубления ладных мазков слеплено:



Любил, видать, автор с лачком тройник употреблять для письма, чтобы краски быстрее схватывались, по полусырому писал, жирно, будто пирожное лепил.



Теперь несколько фрагментов другой картины - "На Волге", 1918г.



Ну, чем не Моне?

На дебаркадере гимназисты или студенты с барышнями флиртуют. А справа будочка смахивает на сортир, и свесилась за борт весьма функционально:



И вода в реке видать горячая, подзацвела, мусор болтается... а все равно красиво:



Тут же на берегу и торговля:



Лошадка пьет с самой кромки, куда дотянулась, а правее горшечный торг, полагаю, бабы горшки выбирают покрепче:



Все пространство жизнерадостно кипит, воздух гудит от шума, жара, свет слепит:



Облака тут, мне кажется,  не очень задались, но благодаря общему это в глаза не бросается.

"В мастерской", 1910-е. И опять с фрагментов начну.  :



Опять много света, цвета, много деталей и при этом цельно все, соподчинённо:



Помню мы похожую по насыщенности постановку для рисунка ставили во ВГИКе, часовую мастерскую имитировали, и для нее я со склада реквизита учебной студии натащил и развесил-разложил столько часового хлама, что некоторые мои однокурсники забурчали, мол, ну вот, теперь рисовать это все...



Мне кажется не очень удачна затея с таким просторным передним планом, но, говорят, "характерной особенностью многих работ Лаховского было свободное пространство на переднем плане. Художник называл этот приём "местом для зрителя". Может я и не прав, может и так хорошо:



Прекрасные головы евреев на картине "Галицийские типы":



Говорят, он обожал Сислея, и даже писал в тех же местах что и он:



А это, мне кажется, студийная работа:



Особенно глядя на воду. Тут без помощи фото не обошлось:



Может я и не прав. А если и прав, ничего в этом дурного нет, но мне ближе такая его вода:



И такая грубоватая манера письма:



Явно это натурный этюд-картина,  может слегка подправлен после.

И еще такая же пара работ, склеил их для сравнения. Слева - неспешное кабинетное письмо и перспектива объектива, справа - живой натурный этюд:



"Берген. Лодки" Очень свежая вещь, ритмически изысканно построена и какая-то она... современная, что ли:



Но это мое личное, возможно.
И опять солнце в рефлексах, смотрите на баркас в тени, отливает жаром от земли:



Александр Бенуа сказал о художнике: "Лаховский в школе русской живописи послевоенного периода - один из лучших изобразителей простой видимости, и место его рядом с Юоном и Жуковским". via

"Это первая ретроспектива Арнольда Лаховского в Москве, охватывающая все периоды творчества художника. Почти полсотни работ из 12 музеев и нескольких частных собраний. Рядом с известными картинами из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Еврейского музея и центра толерантности представлены работы Лаховского из Перми и Череповца, Ростова и Астрахани, Иванова, Калуги и Козьмодемьянска. На выставке вы найдете практически нигде не выставлявшиеся ранее работы художника из европейских и американских коллекций." *

Так что советую сходить, пока не поздно. Айвазовский от вас никуда не убежит)

живопись, музеи

Previous post Next post
Up