Нильская акация.
Славно была устроена египетская жизнь с точки зрения химика - известняк, малахит, природная сода, растительное масло, множество других полезных и практических веществ доступны и начали использоваться с ранних времен.
Кругом заросли папируса, дикие пчелы дают мед, воск, растут масличные культуры, можно добывать даже эфирные масла, акация дает камедь.
Вот о последней поговорим немного.
Что пишут об акации и камеди?
Невысокое
дерево высотой до 5-6 м или крупный
кустарник. Молодые
ветви снабжены тройными, загнутыми вниз крючком шипами. В коре близ
камбия образуется
камедь.
Камедь акации.
Камеди - защитные полисахариды, образующиеся в растениях вследствие слизистого перерождения клеток. Часто они образуются на деревьях при травме. Вначале истекает гидрофильный коллоид, в котором полисахариды на воздухе окисляются, и при высыхании образуются твердые куски. Камеди добывают подсочкой деревьев. На выход камеди влияет период вегетации растения и его возраст. Больше всего камеди вытекает до цветения. Выход камеди с возрастом деревьев увеличивается. По химическому строению камеди делятся на:
- кислые полисахариды, кислотность которых обусловлена наличием глюкуроновой и галактуроновой кислот (камедь акации, абрикоса);
- кислые камеди, кислотность которых обусловлена наличием сульфитных групп;
- нейтральные полисахариды, входящие в состав камеди (глюко-маннаны, галактоманнаны).
Камедь состоит в основном из
арабина (кальциевые, калиевые, магниевые соли арабиновой кислоты), при кислотном гидролизе расщепляющегося на
арабинозу,
галактозу,
рамнозу и
глюкуроновую кислоту. Арабин медленно, но полностью растворяется в двойном количестве холодной воды, образуя густую, прозрачную, слегка желтоватую клейкую жидкость.
Камеди - нерастворимы в жирных маслах, спирте, эфире и др. органических растворителях. Этим они отличаются от смол, каучука, гутты, которые также вытекают из трещин стволов деревьев. При сжигании камеди на воздухе слышен запах жженой бумаги. По растворимости в воде камеди делят на: а) арабин, который растворим в холодной воде (аравийская и абрикосовая камедь); б) бассорин, который мало растворим, но сильно набухает в воде (трагакант); в) церазин нерастворим в холодной воде, частично растворим при нагревании и не набухает (камедь вишни).
Растворимая часть камеди называется гуммиарабик. В современном мире 80% гуммиарабика производится в Судане из сенегальской акации - в лучшие годы Судан
производил до 27 тыс. тонн гуммирабика на экспорт..
Специалист по древнеегипетскому рисованию Нина Дэвис в своей книге (Davies N. Egyptian Paintings (London)1954) объясняет тонкости массового применения камеди для изготовления красок. Она пишет, что техника получения сухих красок, темпер, в Древней Греции и Риме была перенята из Египта, где хорошие темперы появились уже во времена 4-ой династии.
Но обычно в древних технологиях для адгезии использовался куриный желток или смесь желтка и яйца. Однако, в Египте не было кур, а только утки и гуси, дающие мало яиц. Потому главный упор был сделан на использование гуммиарабика в качестве адгезива.
///Те́мпера (
итал. tempera, от латинского temperare - смешивать краски) - водоразбавляемые
краски, приготовляемые на основе сухих порошковых
пигментов. Связующим веществом темперных красок служат
эмульсии - натуральные (разбавленный водой желток
куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе
клея, полимеры). ///
. В книге "Ancient Egyptian Materials and Technology" ed Paul T. Nicholson,Ian Shaw 2009 сообщается, что следы камеди находят в археологических объектах с додинастических времен, анализ встречаемости гуммиарабика, как связки, можно увидеть по фрагменту таблицы из статьи Ньюмана и Серпико (Newman, R., and M.Serpico. 2000. Adhesive and binders. In Ancient Egyptian materials and technologies, ed. P. T.Nicholson and I.Shaw. Cambridge: University Press. 475-94)., которую я здесь хочу привести только в той части, которая касается более древних времен, до Нового царства..
Конечно, очень важной технологигией было использование гуммирабика для получения египетских чернил.
Фактически, такие чернила, состоящие из сажи и добавки гуммиарабика, сопоставимы с тушью, состоящей из сажи и желатины, которая так широко использовалась и используется в черчении.
Но, конечно, были и цветные чернила, которыми написаны многие нарядные рукописи Нового царства.
Микрофотографии слоя, создаваемого чернильными красками - египетская голубая и малахит. Именно гуммирабик позволяет получить этот устойчивый слой.
https://www.brooklynmuseum.org/community/blogosphere/2010/09/22/pigments-and-inks-typically-used-on-papyrus/ Можно также упомянуть, что гуммиарабик использовался при мумификации. Abdel-Maksouda , Abdel-Rahman El-Aminb A REVIEW ON THE MATERIALS USED DURING THE MUMMIFICATION PROCESSES IN ANCIENT EGYPT Mediterranean Archaeology and Archaeometry, Vol. 11, No. 2, pp. 129-150