Современный упадок: глубокий кризис в авторской песне.

Dec 11, 2014 23:03

Городницкий:

- Что же это такое - авторская песня?
- Да, название, что и говорить, не очень. Ведь автор, по сути, есть у каждой песни. Но в данном случае подразумевалось то, что один и тот же человек придумывает стихи, а тогда главным был текст, мелодия имела второстепенное значение… Суть авторской песни, таким образом, в соединении стихов, мелодии и личности автора, которая, наоборот, значила много. Всем было интересно, что думают, чувствуют такие яркие личности, как Окуджава, Галич, Высоцкий... К слову, именно отсутствие интересных личностей в этом жанре сегодня приводит его к жесточайшему кризису. По сравнению, разумеется, с 60-ми годами прошлого века.
...

- Но почему авторская песня переживает сейчас такой кризис?

- Потому что в 60-е годы авторская песня была формой звучащей литературы. С гитарой, скажем так, в руках. Или с фортепиано, как в случае с Вертинским. Но у следующих поколений таких стихов уже не было.

Еще интервью -

На вопрос: «…Кого вы могли бы назвать своей сменой?» Городницкий ответил:

« - Довольно сложно, хотя есть и в этом поколении талантливые люди. Окуджава считал, что авторская песня родилась на московской кухне -  а эта полоса закончилась… Самая характерная черта нынешней песни… состоит в том, что она перестала быть авторской. Это явление перестало быть предметом литературы, это больше не поющие поэты… Просто пишутся неплохие тексты, и возникает как бы эстрада, но под гитару. …Я в этом вижу настоящий кризис авторской песни… Мне сказал Булат незадолго до смерти: «…Раньше мы были в авангарде, вроде - мы первые дали «магнитофониздат» - а сейчас… мы в арьергарде».

В другом интервью - довольно зло:

В каком состоянии, по вашему мнению, сегодня находится авторская песня? Появляются ли новые имена? Или, может, все держится на основателях жанра?

- Авторская песня, с моей точки зрения (а старики имеют привычку брюзжать, и я не исключение), переживает сегодня глубокий кризис, если еще вообще не умерла. На то есть две причины.  ... Что касается моего времени, то 60-е годы породили плеяду литераторов, которые занимались авторской песней. Обратите внимание, что все они были исключительными поэтами и литераторами. Это Александр Галич, который написал поэму о Януше Корчаке и остался в истории русской поэзии; Булат Окуджава, блестящий поэт и прозаик; Владимир Высоцкий, которого я считаю одним из лучших поэтов ХХ века; мои друзья Юрий Визбор и Михаил Анчаров, Новелла Матвеева, Юлий Ким. Авторская песня, с момента ее возникновения и вплоть до ухода почти всей этой замечательной плеяды в мир иной, была формой литературы. «Поэт с гитарой в руках», - говорил Булат Окуджава. От первого поколения остались только Новелла Матвеева, Юлий Ким и ваш покорный слуга. Следующее поколение - это блестящие гитаристы, отличные выступальщики с прекрасным голосом и аранжировкой, но с полным отсутствием поэтических текстов. Александр Розенбаум, Олег Митяев - это уже другая форма искусства, самодеятельная эстрада. Поэзии там нет, и сегодня она не нужна. Стремительная дебилизация нашей страны породила такое музыкально направление, как русский криминальный шансон. То, что сегодня называется авторской песней, не имеет никакого отношения к тому, что называлось ею раньше. ... Так что сегодня у нас кризис жанра. Авторская песня стала искусством ретро.

В потверждение слов Городницкого, но уже на примере упадка французского шансона, филолог Николя Бонналь:

"Мы можем сказать, что в эпоху, когда великий кинематограф происходил из Голливуда (по крайней мере, для большинства любителей), песня должна была быть французской, так же как революция должна была быть русской, а век философов необходимо должен был быть французским. Пиаф, Беко, Ферре были нашими руссо, нашими вольтерами и дидро, они были приняты повсюду, всюду овеяны славой - и это продолжается и теперь… Генерал Де Голль сказал как-то Беко, автору знаменитой песни "Главное - это роза", что для Франции и ее культуры нет лучшего посла, чем один из ее великих певцов или одна из ее великих певиц.

Попытаюсь теперь объяснить причины. Существует - или существовала - во-первых, харизматическая сила французской культуры, французской литературы. XX век - это век Превера, писателя и поэта Арагона, вдохновившего Жана Ферра и, конечно же, иных наших певцов. Наши поэты, такие как Ферре, почерпнули вдохновение у Бодлера, Рембо и у школы символистов. В то время границы между литературой и песней были пористыми, что создавало неразрывную связь между этими искусствами. Наши артисты были людьми чрезвычайно образованными, они были авторами-композиторами, целиком создававшими свои произведения, и сами того не ведая, они причислили себя к великой французской традиции. Против непревзойденной на сцене и выросшей на улице Пиаф не выстоят и десять интеллектуалов. А Шарль Трене, между прочим, коллекционировал александрийские стихи, проступавшие иногда в прозе газетных заметок. Эти люди обладали по-настоящему развитым слухом и вкусом к поэзии.

Эта эпоха - это также и последняя великая эпоха для французского языка. Вплоть до 70-х годов французский язык, наперекор уже наступившему относительному упадку моей страны, сохраняет за собой важное звание языка межкультурного общения. На нем разговаривают за столом, играя в карты, как в греческих фильмах Какоянниса. В то время культура планетарного масштаба - это парижская культура, неразрывно связанная с Сен-Жермен-де-Пре или с пригородом и его легендарной иронией. Сен-Жермен-де-Пре вдохновляет Сартра, писателя и певца Бориса Виана и, конечно, великую Барбару и невероятную Жульет Греко. Французской культуре в то время все еще под силу завоевать весь свет, она отражает в себе желание разделить со многими величие своей судьбы.

Я упомянул тут космополитизм. Что более всего впечатляет меня, когда я перечитываю биографии этих артистов - это разнообразие их происхождений. Тут и египтяне (Мустаки, Далида, Клод Франсуа), русские (Дистель, Ферра, Барбара), армяне (Азнавур), итальянцы (Пиаф, Монтан, Реджиани), арабы (снова Пиаф, Мулуджи) и, конечно, еврейского происхождения (Ферра, Мустаки, Барбара и др.), как сказал Мустаки в одной из своих знаменитых песен, "метек" - помесь.

Даже Борис Виан, добрый француз и католик, поздравлял себя с тем, что к его фамилии его русское имя придает некую ауру "метека"! Не забуду и Жака Бреля - бельгийца по происхождению, который для многих является гением ушедшего века.

Итак, французская песня воплощает в себе триумф всемирной песни, совершенно в традиции Французской революции, прославляя силу Франции прошлого и ее республиканской школы (которая с тех пор пришла в разоренное и униженное состояние) в офранцуживании мира. Это время, когда все, а особенно люди угнетенные и люди образованные, мечтают о Франции как о второй родине, весь мир хочет стать французом. Сейчас мы находимся в эпоху всеобщего помешательства "зеленой картой" США. Все изменилось после 60-х годов, и молодежь, отформатированная американской матрицей, мечтает вместе с Джонни Холлидей (!) о рок- и попкультуре, а вовсе не о народных песнях. Такая запрограммированная песня, конечно же, будет менее политичной. Это эпоха "йе-йе" и начало конца французской исключительности.

А вот теперь подумаем вместе - как это упали буквально все интеллектуальные занятия - наука, философия, кино, литература, живопись, музыка, - и рок, и авторская песня, даже искусство перевода?

Общество, Современный упадок

Previous post Next post
Up