Можно создать такой любопытный график:
В 1968 году была учреждена Шведским госбанком премия по экономике, названная почему-то Нобелевской. Впрочем, название прижилось.
Из 74 ныне отмеченных лауреатов 55 - американцы, представляющие крупнейшую экономику мира. За этот период времени долг США постоянно рос от 37% и до примерно 110% ВВП.
Мы, как результат, видим на графике интересное явление: успехи американской экономической науки не ведут к успехам экономики.
Почему?
Экономическая наука, как многократно замечалась, служанка политики.
Валентина Катасонова, профессор кафедры международных финансов МГИМО, в 1991-1993 годах - консультант ООН (департамент международных экономических и социальных проблем), в 1993-1996 годах - член Консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития:
- Экономическая наука пыжилась и до сих пор пыжится и пытается доказать, что она открывает и изучает какие-то законы. Законы, как меня учили еще в советское время, - это некие устойчивые причинно-следственные связи. Какие, спрашивается, могут быть устойчивые причинно-следственные связи в экономике? Некоторые со мной начнут сразу же спорить, говорить: там закон стоимости, еще какие-то законы, закон спроса и предложения. Вы знаете, таких законов я могу насочинять сколько угодно. Вот смотреть направо и налево - закон, что за утром следует ночь, за ночью следует утро - тоже, можно сказать, закон. Но, понимаете, за такие законы ведь никому нобелевских премий не дают. А у нас сейчас даже за более смешные вещи дают нобелевские премии по экономике.