Через
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1867068.html нашел замечательные, хотя и грустные заметки преподавательницы философии в неком столичном ВУЗе.
Студент-фишкарий Несколько эпизодов на мой выбор.
Эпизод 2. Мама
Семинар. Обсуждаем Вольтера - проблемы свободы и совести. Я подытоживаю реплики студентов о том, что эти категории значат для Вольтера. И тут один студент, прогулявший более, чем полсеместра, медленно взрывается:
- Вы говорите полную чушь.
- Это не я, это Вольтер.
- Нет, это Вы. Вы говорите всё не так, как нас учили дома и в школе.
- Я понимаю, иногда в университете вы можете услышать то, что отличается от того, что вам говорили родители. Это нормально.
- Вы типа чо, думаете, что вы круче моей мамы? А вы знаете, что вы сейчас мою маму оскорбили?! Вы оскорбили мою маму!!! Да кто вы вообще такая? Что вы о себе возомнили? Вы знаете, что нормальные пацаны делают с теми, кто маму оскорбил?
- ????
- И нечего на меня смотреть. Вы и свою маму оскорбили тоже. И всех матерей тех, кто присутствует в этой аудитории. Вы хотите сделать из меня стадо? Не получится. Мать - это святое. И голова у меня своя на плечах. Вы как прапорщик, который солдата насилует.
Эпизод 5. Равенство
После пары по "Второму полу" Симоны де Бовуар ко мне подходят трое студентов (зелёные первокурсники со всеми признаками гормонального кризиса, гордо, при этом, заявляющие о том, что в жизни ничего никогда не читали и не собираются) и спрашивают:"Скажите, а вот вы, вы что, действительно, вы прям на самом деле хотите стать равной нам?...
Эпизод 11. Кто все эти люди?
Я : Итак, марксистский дискурс дал миру таких величайших людей, как Эйзенштейн, Бертольт Брехт, Хемингуэй, Жан-Поль Сартр, Жан-Люк Годар, Михаил Калатозов, да и в общем-то, по большому счёту - таких, как Джим Моррисон и Джон Леннон.
Студент (перебивая): "Ну и чё вы сказали, я не понял ваще? Чё это за перцы такие? Они хоть бизнесменами были? Чё они добились ваще?
Я: ...
Студент: Не ну и чё я не понимаю если это не бизнесмены вы нам трёте ваще? Вы ваще знаете, какая у нас специальность? Нам весь этот ваш бред не упёрся никуда. Я 20 лет на свете живу, блин, и как-то нормально себя чувствую без всей этой фигни вашей, чё вы нам мозги х.. знает чем забиваете? Маркс какой-то, блин, остальные ваще хер пойми кто.
Вмешивается другой студент - желая, очевидно, свести конфликт на нет, но получается ещё смешнее: Да не, ну братан, ну они короче, видать, чуваки эти для своего времени типа известные были - давно типа, правильно же, да? (в надежде смотрит на меня).
Эпизод 12. Разоблачитель
Проходим Канта (про его идею совершеннолетия и несовершеннолетия).
Я (после разбора текста): Итак, вы прочитали текст. Пожалуйста, приведите какой-нибудь свой пример того, как вы поняли то, что Кант называет совершеннолетием и несовершеннолетием - из опыта, из своей жизни, из повседневности.
Студент (считающий себя вундеркиндом) с развязным видом снисходящего: Ну вот например Вы. Типичный пример несовершеннолетия. Вы приходите сюда каждый день, потому что иначе Вас отсюда вышвырнут, следите за порядком, носите мундир и делаете всё, что Вам говорят Ваши начальники, и у Вас практически не остаётся возможности хоть над чем-то подумать своей головой и воспользоваться ею. Так и выглядит несовершеннолетие по Канту.
Эпизод 13. Размышляя о Ницше
При проверке рефератов, сплошь скачанных, вдруг - у одной хорошей студентки в её научной работе натыкаюсь на такие слова: "Ницше был задротом и страдал нехилой манией величия, но с другой стороны, нельзя не проникнуться к человеку, который умел так выносить мозг".
Эпизод 18. Неприятно смотреть
Студент после брейнсторма по национальному вопросу и вопросу секс-меньшинств: Вы вообще понимаете, что после того, какие вы вопросы задаёте на своих парах, к вам ни один нормальный человек на пары не придёт? Меня вот лично бесит, когда мне постоянно задают вопросы, на которые я не могу ответить. Вы засоряете мой мозг всякими вопросами, которые меня потом достают, когда я ухожу, и даже когда просыпаюсь просто, нафига это надо? Я не хочу, чтобы в моей голове были какие-то вопросы, кроме того что там делать конкретно сейчас и всё такое. Вы даже не говорите, как на самом деле, ничего не говорите вообще, только мучаете нас этими своими неприятными вопросами, из которых не вылезешь, всё мировоззрение портите нам, вы думаете, приятно на вас вообще смотреть после этого?
Эпизод 20. Наука стоит
Та же пара. Беседа об отчуждаемом труде и статусе труда как такового.
Студент: Вот к примеру преподаватель - что это за работа такая? Преподаватели не производят ничего, и ничего даже изобрести уже лет 60 не могут - наука стоит, они только ходят и талдычат одно и то же каждый год непонятно кому непонятно зачем.
Я: ???
Студент: Учитель в школе ещё куда ни шло: тот хоть до потери пульса тебе всё разжёвывает, чтобы ты понял, а тут - приходят, чё-то говорят, и непонятно вообще, кому это всё надо, никакого толка.
Я: Вас не смущает, что они для Вас работают, стараются, чтобы у Вас какое-то новое знание появилось?
Студент: Да они просто бабки приходят ни за что получать и всё. Бестолковая профессия.
Раньше таких нахалов и представить себе трудно бы было. Впрочем, теперь образование вроде ларька по продаже дипломов. Примитивы стоят в очереди, попивая "пивасик", матерясь и сплевывая, и свое получит каждый.
Но, вроде бы, дело не только в российских реалиях: уровень студентов несколько упал по всему миру. Кстати, сам язык молодежи свидетельствует об уровне мышления: на языке, состоящем из таких слов и словосочетаний, как перцы, лохи, задроты, ботаны, круто, вынесенный мозг, трудно сформулировать что-то сложное. И оно, как мы понимаем, совершенно не нужно.
Ну и последнее: я вообще-то не считаю наработанный 20-ым веком способ изложения проблем общества таким уж идеальным. Наверное, научный язык должен меняться. Но с этой точки зрения нынешнее поколение - совершенно потерянное.