Авлос (греч. aulós) древний музыкальный деревянный духовой инструмент с двойной тростью типа флейты. Был распространён в Греции и Передней Азии. Имел сначала 4 боковых отверстия, в более позднее время до 15 и был снабжён системой вращающихся колец. Обладал резким звуком, употреблялся в античной трагедии, в военной музыке и для сопровождения пения. Игра на А. называется авлетикой. Древний Рим унаследовал А., дав ему название тибия. /БСЭ/
Когда он появился? Попытка датировки здесь становится прямо-таки триллером.
Одно из древнейших изображений аулоса греков.
Analatos Painter. Neck of a Greek proto-Attic loutrophoros, ca. 690 B.C. Height: 80 cm (31 1/4 in.), Diam. 27.5 cm (10 3/4 in.). Louvre Museum, Paris, France. Accession number CA 2985.
Нет числа многочисленным изображениям аулоса у древних греков. Сами они считали, что изобретателем аулоса была Афина, но она бросила этот инструмент, потому что при игре раздувались щеки и выпучивались глаза. Потому его подобрал и стал на нем играть сатир Марсий из Фригии (Анатолия, Передняя Азия). Он вызвал на соревнование самого Аполлона, играющего на лире, и был успешен. Судьей на соревновании был мифический царь Мидас из Фригии, сын богини Кибелы и приемный сын царя Гордия.
По одной из версий мифа Марсий победил Аполлона, и проигравший содрал с него кожу и прибил к сосне, а судью наградил ослиными ушами. По другой версии Аполлон потребовал дополнительного условия - чтобы при игре можно было и петь. Марсий, понятно, петь не смог, и победил Аполлон, а окончание истории было то же самое - расправа Аполлона над соперником.
Заметим, если бы Марсий пользовался волынкой, то смог бы петь. Следовательно авлос, который часто рассматривается, как предшественник волынки, появился у греков раньше нее.
Р. Грейвс в "Мифах Древней Грециии" пишет:
"Победы Аполлона над Марсием и Паном увековечили завоевание эллинами Фригии и Аркадии и последующее вытеснение в этих районах духовых инструментов струнными везде, кроме сельской местности. Наказание Марсия может относиться к ритуальному обдиранию священного козла - Афина так же сдирает с Палланта кожу для волшебной эгиды".
И в самом деле: вот фригийское божество Кибела, ее сын Марсий, фригийский царь Мидас, древность, сопоставимая с Троянской войной, когда ахейцы впервые утвержились в Передней Азии. Так когда произошло завоевание Фригии и восприятие авлоса? Если тогда же, когда свершилась Троянская война, то надо опираться на ее датировки.
Обычно они относятся к 12-13 вв. до н.э. Но по свежей статье 2012 года (
Göran Henriksson THE TROJAN WAR DATED BY TWO SOLAR ECLIPSES Mediterranean Arhaeology and Archaeometry, Vol. 12, No 1, 2012 pp.xxxxx) война велась в конце 14 века до н.э.
В "Илиаде" в эпизоде, описывающем убийство Гектором Патрокла, тьма покрывает поле боя («Зевс ужасную ночь распростер над долиной убийства» /16 песня/ "Свыше над ними, Окрест их шлемов сияющих, страшный разлил громодержец мрак» /17 песня/), на небе появляется луна, но часть поля освещена («Битва пылала, как огнь пожирающий; каждый сказал бы, - Верно, на тверди небесной не цело ни солнце, ни месяц: Мраком таким на побоище были покрыты герои, Кои кругом Менетида, его защищая, стояли. Прочие ж рати троян и красивопоножных данаев Вольно сражались, под воздухом ясным; везде разливался Пламенный солнечный свет, над равниною всей, над горами Не было облака)
Г. Хенрикссон посчитал, что 11 июня в 12 часов 35 минут 1312 года до н.э. граница полного солнечного затмения располагалась всего в 7,4 км к югу от Трои. К югу - поскольку там было единственное незаболоченное поле, где могли сражаться колесницы, упоминаемые в этих эпизодах «Илиады».
Далее, автор идентифицирует Троянскую войну по письму хеттского короля Муватали II // Muwatalli II// (1315-1297 BC) в город Вилуса (Троя) его правителю Александру (Парису, сыну Приама), который возглавил троянцев после Троянской войны. Второе солнечное затмение отмечает правление отца Мутавали II, короля Мурсили II, состоявшееся в 10 год правдения в 1335 г. до н.э.
Далее, отметим, что Кибела - это хеттская богиня Кубаба, первоначально сирийская, и у нее тоже есть своя привязка по датировке: «Увеличение хурритского влияния на хеттскую мифологию привело во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. к включению Кубабы в число основных божеств хеттского пантеона [новохеттский (13 в. до н. э.) список богов столицы хеттов города Хаттусаса]. После падения Хеттского царства (нач. 12 в. до н. э.) К. почиталась в области Хаттусаса (заселённой фригийцами) как Кубебе-Кибела, главное женское божество (Великая мать) фригийского пантеона и была заимствована позднейшей греческой эллинистической мифологией (Ки-бела»). Энциклопедия «Мифы народов мира»
Вероятно, аулос у хеттов входил в инструменты церемоний, связанный с Кубабой-Кибелой. Игра на аулосе связана с восточным, дионисийским и кибелическим началом.
На двойной флейте играли на всем древнем Ближнем Востоке:
Bas-relief from Karatepe, circa 850 BCE,
showing lyre and double flute players,
from
[Collon 2008] Ларец из слоновой кости, Финикия, Британский музей 900-700 BCE Dimensions: 6.7 cm high × 9.5 cm diameter (2.6″ × 3.7″) Carved ivory, possibly made in Phoenicia. Excavated at Burnt Palace, Nimrud (Kalhu), present-day North Iraq by Sir Austen Henry Layard. Badly burnt. Acquired in 1856.
Самые старые изображения двойной свирели - египетские. Но по (Geoffrey W. Bromiley. “The International Standard Bible Encyclopedia, Illustrated Edition”, published by Wm. B. Eerdmans Publishing Co., Grand Rapids, Michigan, 2007), многие инструменты, и в том числе то, что можно считать аулосом, появляется только в период Нового царства (1558-1085)
. Они, вероятно, предмет восприятия от соседей, а именно, из Месопотамии.
Flute player from the Beni Hassan tomb fresco,
1900-1700 BCE, from
[Rosellini 1840]
The painting on the right is an excerpt from a scene on the wall of the tomb of Djeserkara Amenhotep I (1515 - 1494 BCE), from
[Badawi 1960], which would date to about 1490 BCE.
И в самом деле, в городе Ур была раскопана старейшая серебряная двойная флейта
2500 г. до н.э, шумерский город Ур - раскопанная серебряная двойная флейта и ее реконструкция
In one private grave, “PG 333”, they found “bars of silver wantonly twisted and bent” that was later discovered to be a silver double-flute, described in
[Krispijn 2008] Поскольку данная флейта как минимум на 500 лет старше любого другого сохранившегося инструмента (египетского образца периода Нового царства) и изображений двойной флейты, то более или менее установлено, что двойная флейта была изобретена шумерами и отсюда распространилась по Ближнему Востоку.
Ценная ссылка с многими иллюстрациями:
http://www.clintgoss.com/flutopedia.com/mesopotamian_flutes.htm#Silver_Pipes_of_Ur_Replica