Становление монастырской тюрьмы в России, как результат деятельности реформаторов.
Рис. 8. Фиктивное изображение митрополита Исидора Киевского, первого, вероятно, арестанта на Руси, испытавшего каменную монастырскую тюрьму - и первым из нее бежавшего. Правда, с вероятной помошью одного из главных тюремщиков.
Злоключения Аввакума, о которых я писал в
предыдущей части, упоминали 3 вида тюрем 17 века - деревянный острог, земляную тюрьму и каменный монастырский подвал. Последняя из них была относительно новым явлением, хотя ко временам Аввакума и ей было уже более 200 лет. Первые сто лет своей истории, однако, каменная тюрьма была относительной редкостью, местом содержания высокопоставленых особ, и лишь потом она стала меняться, чтобы во времена раскола стать чем-то иным, а именно инструментом борьбы с расколом и сектанством.
Как вообще появилась идея монастырской тюрьмы и как с ней случилась эта трансформация? На этом хотелось бы остановиться, потому что тут много весьма специфичного именно для России.
Вначале скажем о предшественниках монастырской тюрьмы. Использование пострижения в монахи, как наказания, появилось в 6 веке, во времена Григория Великого (Julia Hillner Gregory the Great's "Prisons": Monastic Confinement in Early Byzantine Italy Journal of Early Christian Studies Volume 19, Number 3, Fall 2011 pp. 433-471), который обосновывал это наказание соображениями перевоспитания. Отсюда, от пострижения, и пошли будто бы различные формы монастырского заключения.
Насильственно постриженные в Византии часто оказывались в столичном Студийском монастыре (рис. 9)
Рис. 9. Развалины
Студийского монастыря в Стамбуле. Здесь в свое время оказались монахами 3 свергнутых византийских императора и многие другие видные византийцы, часть из них добровольно после, к примеру, военных неудач, за которую они несли ответственность. Монастырь, вероятно, имел средства удерживать таких монахов - то есть нечто вроде келий-камер. Хотя, если судить по тому, что бывший император Исаак Комнин был в монастыре привратником, то заключение было далеко не обязательно.
Была ли в Студийском монастыре настоящая тюрьма? Вряд ли. Это был очень богатый и славный монастырь и нахождение в нем было скорей престижным. И вообще, в Византии с её очень развитым каменным строительством, гражданские тюрьмы появились давно (рис. 10), и необходимости в монастырских тюрьмах с широкими функциями не было.
Рис. 10 Реконструкция и сохранившиеся коридоры двухэтажной византийской тюрьмы Анемас , построенной еще в 7 веке в Константинополе. В ней было по 14 камер на каждом этаже.
Зато монастырские тюрьмы были хорошо известны на Западе - к примеру, заключение в цистерианских монастырях известно было с 13 века /
M. Cassidy-Welch I
ncarceration and Liberation: Prisons in the Cistercian Monastery Viator V 32, 2001, 23-42/,
тюремные камеры были Aтакже частью и бенедиктинских монастырей, а Ян Гус, вызванный на суд в Констанцу, последовательно сидел в подвале во дворце прелата, в тюрьме доминиканского монастыря (рис. 11), в тюрьме францисканского монастыря, в тюремной камере епископского замка Готтлибен, и снова в тюрьме францисканского монастыря в Констанце. Его история демонстрирует, что монастырская тюрьма в начале 15 века была явлением вполне распространенным,
Рис. 11. Башня Гуса в доминиканском монастыре на острове озера Констанцы. В сыром и холодном подвале этой башни в соседстве со зловонной ямой для нечистот, Гус сидел отсидел зиму - с 6 декабря 1414 года до 1 марта 1515 года, а потом был отправлен в тюрьму францисканского монастыря, где его, бывало, по нескольку дней не кормили.
WILLIAM DALLMANN. JOHN HUSA BRIEF STORY OF THE LIFE OF MARTYR CONCORDIA PUBLISHING HOUSESAINT LOUIS, MO . 1915 А что говорить о+ многочисленных тюрьмах инквизиции? Все это тоже церковные учреждения, иногда тоже использовавшие в качестве тюрем монастыри - например, в римском доминиканском монастыре св. Сабины содержался в 1596 году Кампанелла (рис. 12)
Рис. 12 Современное фото церкви Св. Сабины в Риме. Когда здесь пребывал в заточении Кампанелла, Соловецкой тюрьме было всего-то 40 лет, а католической - никак не менее 400 лет.
В Западной Европе тюремная система прошла этап использования монастырей для заключения несколько раньше, чем в России. перейдя затем к светским пеницитарным учреждениям. В России же монастырские тюрьмы появились на излетее аналогичной западной традиции, уже во времена позднего средневековья, и переход к гражданским тюрьмам тут состоялся тоже позднее. Роль в развитии такой формы тюрем играли, однако, светские властители, которых мы привыкли считать реформаторами.
На непонимании базовых явлений и забвении очевидных фактов построены некоторые сугубо обвинительные книги и очерки о монастырской церкви - что-то вроде весьма бестолковой книги Е. Ф. Грекулова. «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ». //Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г.//
Чтобы судить о явлении непредвзято, стоит вглядеться в него, как в целое. Ради этого я собрал данные по монастырским тюрьмам в таблицу (табл. 1)
Таблица 1. Монастырские тюрьмы в России: годы возникновения, характер использовани и каменное строительство.
Пусть данные таблицы неполны (в силу того, что это вообще особенность данной темы), но все же главные монастырские тюрьмы и события заключения в них известных людей тут представлены. И мы можем сделать некоторые наблюдения.
Во-первых, отметим, что заключение в монастырские тюрьмы тесно связано с развитием каменного строительства - в большинстве монастырей возникновение в них тюрем прямо следует за появлением каменных зданий - церквей, трапезных или крепостных стен с башнями. Исключение составляют разве что некоторые сибирские монастыри, использующие деревянные остроги и случаи заключения женщин - тут требования к надежности заключения были, как правило, ниже, а иногда это было не столько заключение, сколько ссылка. По ранним монастырям видно, что разрыв между появлением возможности заключения в каменную тюрьму и первыми случаями заключений составляет от нескольких лет до двух-трех десятков лет и если этот срок оказывается существенно выше, как в случае Спасо-Каменного монастыря на острове Кубенского озера, то, скорей всего, наши данные о начале заключения т тут просто неполны.
Каменное строительство, таким образом, тесно связано с появлением монастырских тюрем и, поскольку на Руси оно стало вновь развиваться после большого перерыва лишь в 15-16 вв, то и монастырские тюрьмы оказались поздним явлением в русской истории в отличие от Запада. То есть с этой точки зрения каменные монастырские тюрьмы являются инновацией, а не пережитком старины.
Во-вторых. Одно дело возможность нового типа заключения, а другое - возникновение правовых оснований для него. С одной стороны, существовал ряд дел, относящихся к компентенции церкви и подлежащих церковному суду. С другой стороны, общество в 15-16 вв было так тесно связано с христианской верой, что многие по виду гражданские дела не могли обойтись без церковного участия (к примеру, проституция). Некоторые наказания не были кодифицированы законами. Само представление об особом наказании заключением возникло лишь в «Законнике» Ивана Грозного, и им самим использовалось для изоляции своих противников, то есть не как инструмент судебного разбирательства, а как средство политической расправы.
«Правильное наказание» заключением, по закону, прошло период становления - и это становление можно отнести лишь к 16-17 вв.
Поначалу заключение в монастырь было делом редким.
Проследим по той же таблице - в XV веке для заключения использовали всего 3 монастыря по делам исключительным, в XVI веке - 10 (большая часть документированных эпизодов связана со временем Ивана Грозного и его ссылками противников или пострижения неугодных жен. Далеко не все эти монастыри были местами, которые использовались для заключения систематически). В XVII веке появилось еше 9 монастырских тюрем, из них 7 в последние 40 лет века, когда началась борьба с раскольниками, в XVIII веке было создано 13 монастырских тюрем, (причем в реальности их было еще больше, и все они использовались систематически.
К этому следовало бы добавить, как места предварительного заключения по делам раскольников, и различные резиденции архиреев Русской церкви, - как, скажем, в Новгороде в Детинце в архирейском дворце.
В XIX веке часть тюрем была закрыта (иногда вместе с самими монастырями), но часть существовала по-прежнему - для наказаний внутри церкви и для борьбы с сектантами.
Как резулдьтат, в примерно 470-летней истории монастырских тюрем в России самым активным периодом заключения в них был период со второй половины 17 века и примерно до середины-конца 19 века. И в это время называть монастырские тюрьмы пережитком прошлого довольно сложно - нет, тут не столько церковные традиции, сколько новые, по сути имперские методы. Отметим, что большую часть монастырских тюрем создали реформаторы - Алексей Михйлович, Петр Алексеевич, Екатерина II.
В-третьих. По георграфии тюрем мы видим, что первые были тюрьмы расположены в центре страны, а дальнейшие тяготели ко все большему отдалению от него. И снова: это поздний процесс конца 16 -18 вв.
В- четвертых. Рассмотрение данных в совокупности позволяет понять некоторые детали ранней истории монастырской тюрьмы, оценить первые дела - в перспективе дальнейших традиций. Обратимся к истории первых заключений.
В Москве одним из старейших каменных храмов был каменный собор Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря, построенный в 1365 г., и дважды перестроенный - в 1430-х и начале 1500-х годов. Его подклет был, вероятно, создан в 1431 году, потому что в это время происходила полная разборке старого храма и новая копка места под его основание. С другой стороны, поставленный на мощном подклете храм начала 1500 годов был несколько меньше размеров подклета, что говорит об использовании ранее основания, созданного ранее, то есть в 1431 году.
Вероятно, именно тут, в подклете каменного храма, содерждался с марта по сентябрь 1441 года митрополит Исидор Киевский (рис. 8), осужденный Собором русского духовенства за подписание соглашениие об унии православных и католиков на Ферраро-Флорентийском соборе и отстаивавший свои взгляды перед остальными русскими духовными лицами.
По крайней мере, 2 яруса подклети для этой цели подходили хорошо: их мощные стены (рис. 13) и хорошо контролируемый вход из церкви позволяли не бояться побега. Хоть он и состоялся, но, вероятно, в этом случае ему способствовал сам великий князь Василий II.
Сомнения насчет того, могло ли быть, что подземелье по храмом использовалось, как тюрьма, снимается тем, что так подклеты использовалось в нескольких монастырских тюрьмах, от Соловецкого до Нерчинского монастырей, а в самой церкви Чуда поляки в подклете содержали патриарха Гермогена.
Рис. 13 Нижний и верхний ярусы подклета собора Чуда Михаила архангела Чудова монастыря в Москве.- возможного места заключения митрополита киенвскго Исидора в 1441 году.Источник - Выголов В.П. О первоначальной архитектуре собора Чудова монастыря. В кн.: Средневековое искусство. Русь, Грузия. М., 1978. С. 63-82. Фото 1920-х годов.
Первый опыт забыт не был, и потом Чудов монастырь использовался для заточения выдающегося борца с ересями митрополита Новгородского Геронтия, лишенного сана в 1504 году В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева).
Борьба иосифлян и нестяжателей вообще была рубежом в появлении нескольких каменных тюрем.
После поражения нестяжателей для заключения стал использоваться также Иосифо-Волоцкий монастырь - речь пойдет о заключение Максима Грека в 1525-1531 гг. Ему приписывалось исправление старых книг - таким образом, задолго за полтора века до Никона предки раскольников успешно выступили против близящейся реформы церкви.
Тут, можно сказать, время появления первых тюремных правил. С какими инструкциями посылали в тюрьму осужденного?
«Богопротивного и мерзостного и лукавомудрого инока Максима Грека» предписывалось держать «внутри монастыря с великой крепостью и множайшим опасением. И заключену ему бытии в некоей келии молчательне… да не беседует ни с кем же, ни с церковными, ни с простыми … в молчании сидети и каяться в своем безумии». Ему было вменено «никого ничему не учить, ничего не писать и не сочинять, не посылать и не получать посланий». и послаша Максима во Иосифов монастырь ко игумену Нифонту и старцом Касьяну, Ионе, Гурию и прочим".- вот и имена того времени тюремщиков!
В 1531 году состоялся второй суд, на котором обвинялся также Вассиан Косой (Патрикеев) и Максиму Греку предъявили новыке обвнинения. В список осужденных в 1525 и 1531 гг. попали архимандрит Савва, келейник Максима Афанасий Грек, чернец Чудова монастыря Вассиан Рушанин, старец Вассиан Рогатая Вошь, Михаил Медоварцев и Исак Собака. (
СУДНЫЕ СПИСКИ МАКСИМА ГРЕКА И ИСАКА СОБАКИ), а также, конечно, Вассиан Косой (Патрикеев) который по словам Курбского «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами».
К тому времени, впрочем, в Иосифо-Волоцком монастыре уже были каменные строения - к примеру, вот эта теплая трапезная, построенная в 1504 году (рис 14), . Опять же, догадке о том, что трапезнам могла быть тюрьмой, соответствует наличие подвалов и аналогичное использование помещений трапезной под тюрьму в Соловецком монастыре.
Рис. 14. Максима Грека со товарищи содержали, возможер в каких-то помещениях этой каменной трапезной, Сам Максим Грек свидетельствовал о своем заключении: «Меня морили дымом, морозом и голодом за грехи мои премногие, а не за какую-нибудь ересь», Эти слова как будто указывают на содержание в избе, топящейся по-черному. Или же временное пебывание в земляной тюрьме. Однако, инструкция была содержать видного заключенного в крепости в некой келии - и ей соответсвовали в то время только подвалы храма или трапезной.
Еретик Матвей Башкин также попал в заключение в Иосифо-Волоцкий монастырь - но уже в 1554 году. Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряд исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины. В этом случае именно Башкин опробовал каменную тюрьму в стенах или башнях монастыря, поскольку деревянный частокол вокруг Иосифо-Волоколамского монастыря меняют в 1557 году на высокую каменную с бойницами ограду с семью башнями.
После этого монастырь продолжает служить местом заключения - тут в 1610 году короткое время пребывал свергнутый царь Василий Шуйский Тут содержались польские военнопленные, во время Смуты, а в годы Отечественной войны 1812 года - пленные французы.
Опыт Ивана Грозного, как военоначальника, привел его, возможно, к идее тюрем для военных и в военном ведении, то есть при Кремлях, как в Чебоксарах. Нечто подобное он ведь практиковал позже в Александрове. Но все же проект этот на некоторое время был оставлен (возможно, по недоверию к воеводам), и главными тюремщиками 17 века остались монахи, и заметные изменения начались лишь в 18 веке...