От первых Рюриковичей до Ивана Грозного.
Рис. 1. Изображение древнерусской тюрьмы в Радзивилловской летописи - киевляне освобождают из нее князя Всеслава Полоцкого в 1068 году. По Н. Н. Воронову это один из 2 видов тюрьмы того времени - «поруб».
Места заключения - вещь для общества необходимая, что не говори в их осуждение. Потому история их древняя. Для Руси, к примеру, она начиналась явно до XI века, для которого существуют первые факты существоваения тюрем.
Во -первых - материальный факт тюремного заключениея - раскопанные археологами остатки земляной ямы-тюрьмы в Новгороде, у руин Десятинного монастыря на Софийской стороне. Это было помещение три на три метра, два лежака и деревянная бадья-отхожее место.
Во-вторых, тюрьма упоминается в анонимном «Сказании о Борисе и Глебе», часть которого датируется концом XI века, опираясь на заметки, сделанные вскоре после гибели братьев (по С. А Богославскому).
Воронин обращает внимание на описание тюрьмы по «Сказанию», дающее и нам возможность оценить «сидение»: «Особенно интересно в этом смысле описание обстановки самой тюрьмы и обстоятельств освобождения узников. Они содержались в большой земляной тюрьме - «погребе». Интересен сам термин заключенные как бы погребены заживо в земле. Яма была, очевидно, перекрыта накатом, засыпанным землей. В этом своем виде земляная тюрьма напоминала так называемую срубную могилу. В момент чуда дверь, вернее люк в этом накате, был не только «заклющен», т. е. заперт на ключ, но и «погребен», т. е. тоже завален землей, а лестница, по которой можно было спуститься в погреб, была вытащена и лежала «вьне», т. е. снаружи. Видимо, дело узников было, как говорится, пропащее, так как из летописи известны случаи, когда погребенные в подобных «земляных мешках» узники умирали от удушья, что иногда входило в планы заточивших их князей, т. е. «заклющенные» гибли «нужной смертью». Точность описания земляной тюрьмы поразительна!»
Воронин также говорит о двух типах тюрем: погребах и порубах: «Устройство тюрьмы наследовало местную домостроительную традицию: южный «погреб» восходил к полуземляночным жилищам, северный «поруб» - к срубным постройкам. Иллюстратор оригинала Радзивиловского списка летописи в миниатюре освобождения Всеслава изобразил именно бревенчатую тюрьму-«поруб» (см рис. 1).
А недавно в Новгороде раскопали тюрьму-погреб (Рис. 2), если следовать терминологии Воронина, хотя археологи почему-то назвали ее порубом- может, благодаря подземному срубу, крепившему такую тюрьму?
Рис. 2 Тюрьма XI века в Новгороде. Вот что было написано в
отчете экспедиции Института археологии РАН:"В 30-е годы XI в. вблизи Волосовой улицы было построено довольно сложное сооружение, которое можно соотнести с «порубом» (тюрьмой, темницей). Сохранилась его подземная часть в виде ямы диаметром 5 м и глубиной 3 м. Первоначально стены постройки были составлены из вертикально установленных широких досок, сохранившихся на высоту до 3,5 м. Доски были скреплены перекладиной, вставленной в пазы столбов, расположенных по углам темницы. В начале 40-х годов XI в. это сооружение было перестроено. Две стены старой постройки разобрали и поставили новый сруб размером 230 х 240 см, сохранившийся на 28-30 венцов. На дне располагались две лавки, от которых остались лишь столбы, а также яма под отхожее место.
В таком виде - погреба и порубы, крыте ямы и специльные избы, - тюрьмы существовали долго. В земляной тюрьме в Пустозерске держали протопопа Аввакума «Чли в наказе: Аввакума посадить в землю в струбе и давать ему воды и хлеба. И я сопротив тово плюнул и умереть хотел, не едши, и не ел дней с восмь и больши, да братья паки есть велели...Таже осыпали нас землею: струб в земле, и паки около земли другой струб, и паки около всех общая ограда за четырьми замками; стражие же пре[д] дверьми стрежаху темницы». - Рис. 3
А
Б
Рис. 3. А, Кресты на Пустозерском городище в память о сожжении тут протопопа Аввакума с товарищами. Б. Где-то тут на холме был земляной острог. Фото -
http://af1461.livejournal.com/249947.html Или вот - сохранилась грамота царей Иоанна и Петра 1694 года: «Известно нам Великим государем учинилось, что на Вологде в тюрьме многие татаровня от утеснения и от смрадного духу болны, потому что только в той тюрьме одна изба, в которой не только татаровня, но и русские многие люди седят, а от той-де тягости многие померли… Зделать в Вологде тюрьму больше прежней, и в той тюрьме зделать две избы».
Специальные каменные тюрьмы - будто бы появились с Иваном Грозным. Старейшая из тех, о которых есть сведения, Чебоксарская каменная тюрьма возведена по личному указу Ивана Грозного в 1648 году (толщина стен - 82 см) - рис.4. Она сменила временную деревянную, сгоревшую при пожаре, По легенде, от стен каменной тюрьмы к Волге вел подземный ход, который был засыпан в уже в XX веке.
Рис. 4. Чебоксарский Кремль, в который входила и каменная тюрьма. С гравюры голландского путешественника Н.К. Витзена. 1692.
23-24 июля 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению царя Ивана Грозного в присутствии чебоксарских воевод и горожан освятил место и окропил границы будущего Кремля. Внутри Кремля позже были сооружены Двор воеводы (Государев двор) с приказной избой, казна, тюрьма…».
Гордиться как бы и нечем, но все же для нас и это памятник (рис. 5)
Рис. 5 Фото одной из камер Чебоксарской тюрьмы. Судя по потолочным перекрытиям, это именно тот самый памятник времен Иван Грозного.
Кстати, Аввакума в Пафнутьевом монастыре, «заперши в темную полатку, скована держали год без мала». Боровский Пафнутьев монастырь в те времена был каменной крепостью - и держали Аввакума, вероятно, в какой-то из башен монастыря-крепости (рис. 6).Таким образом, инновации в области каменного строительства немедленно отразились на судьбе некоторых заключенных.
Рис. 6. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века) В ту же "каменную палатку" к Аввакуму пришел обижавший его келарь Никодим, исцеленный Аввакумом: «притече ко мне с келейником ночью в темницу, идучи говорит: блаженна обитель, - таковыя имеет темницы! Блаженна темница - таковых в себе имеет страдальцов!».
Аманаты и «аманацкие избы».
Непременно надо вспомнить еще одно нововведение времени Грозного - институт аманатов в применении к ясачным народам До того практика аманатов была усвоена от крымских татар, а ими от турок, теми от арабов (аман - по арабски безопасность). Аманатом был потомог графов Мордвиновых, сын мордовского князя, союзника Ивана Грозного во время похода на Казань. Отсюда практика распространилась на ясачные народы. При колонизации новых территорий, населенных инородцами, становившихся данниками, платившими ясак, от каждого ясачного рода брались аманаты, то есть заложники, в основном из знатных семей,
Свидетельства времени: государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак».
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/233347.html Аманаты содержались в специальных аманатских избах, которые строились таким образом, чтобы одна стена этой избы была частью городской стены. Это было необходимо для того, чтобы родственники могли передать аманатам продовольствие.
К примеру в крепости Курмыш на Суре в документах начала XVII упоминается «двор аманацкой» - тюрьма для заложников из местной национальной знати, то есть чуваш и мордвы. Этот двор был огорожен высокой оградой, и в нем имелось 4 избы».
Пример аманатского двора -на старинном плане Красноярска (рис. 7)
Рис. 7. Красноярский острог до пожара 1733 года. Гравюра А. Колпашникова (по зарисовкам 1730-х годов). Избы в стене - вероятно, амананатские. В 1635 году царь Михаил Федорович в грамоте томскому воеводе Ивану Ромодановскому писал:» И для укрепленья велели имати у них и оманаты самых лутчих людей или тех лутчих людей детей и братью и племянников и держать в Красноярском остроге в оманатех с великим береженьем. А тем ясашным людем приказывати и нашу милость их обнадеживати, чтоб они жили на своих кочевьях и нам с себя ясак платили, как им мочно безпереводно и как их же братья преж сего нам ясак платили, и всякими своими зверовными промыслы промышляли беспрестанно и безо всякие измены. А только учнутца под нашей царскою высокою рукою послушны, и ясак нам с себя учнут платить и аманаты дадут, и мы их пожалуем, войною на них наших служилых людей посылать и воеводам нашим и служилым же людем никакие налоги и тесноты чинить не велим. Да и в Красноярской острог к воеводе к Федору Мякинину ты, князь Иван, от себя о том отписал же, а велел ему, по прежнему и по сему нашему указу и смотря по тамошнему делу, немирных землиц над воинскими людьми и над нашими изменники, прося у бога милости, промышлять и поиск чинить, сколько милосердый бог помощи подаст, и в Красноярском остроге жить с великим береженьем. А как, аже даст бог, которых немирных землиц людей смирят и под нашу царскую высокую руку приведут и их на том утвердят и аманатов возьмут, что им быть под нашею царскою высокою рукою, и ясак с себя учнут платить, и к ним бы ему Федору и служилым людем велеть держать ласку и большой привет».
Такая практика была общей и в Поволжье, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Таким образом, создавалась тюрьма не для совершивших преступление, а для достижения экономических целей путем взятия заложников.
К чему это иногда вело, можно узнать из «ЧЕЛОБИТНОЙ С. В. ПОЛЯКОВА И ЕГО СПУТНИКОВ О ПОВЕДЕНИИ Я. П. ХАБАРОВА НА АМУРЕ В 1650-1653 гг»(на обороте четвертого листа помета: "162 (1653 г.) сентября в 6-й день подали изветную челобитную Стенька Поляков с товарищи").
«И как он, Ярофей, перешел за волок к служилым людям, к Рашмаку с товарыщи, а у тех служилых людей седела в аманатах князева жена князца даурского Шилгинея, да сын ево меньшей шилгинеев. И он, Шилгиней князец, тебе, государь, ясак дал с собя и с роду своево прежным казакам, Рашмаку с товарищи, до ево, Ярофееву приходу И он, Ярофей, тою князцеву жену и сына ево шилгинеева принял в аманаты. И, приняв, государь, он, Ярофей, тех аманатов, князцеву жену и сына ево шигинеева, захотел он, Ярофей, ту князцеву жену взять себе на постелю и та шилгинеева жена не пошла к нему, Ярофею, на постелю безчестья ради и он, Ярофей, рьняся на нее тое ночи удавил для ради своей бездельной глупости и после того времени, государь, в великом посту за три дни до светлово христова воскресенья в великой четверг приезжал тот, Шилгиней князец, к жене своей, говорил так: "... жива ли де моя жена у вас и покажите де мне жену мою и яз де государю ясак дам со ста человек, яз де приехал ныне с полным ясаком". И ему, Ярофею, показать стало нечево, потому что удавил и оне, дауры, ездили по полю крутом города с утра до половины дни и прочь отъехали и тут он, Ярофей, тебе, государю, в ясачном сборе поруху учинил, а твоей государевой службе непостоянство, а ево, Ярофеево, нерадение.
Таков был основатель города Хабаровска в своей жизни «путешественника и предпринимателя», и такоева была «система» аманатов.