Закат Европы

May 29, 2016 13:52





Попробуем замахнуться на старика нашего Шпенглера. В роли его инкарнации выступит Сергей Караганаов, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, мой любимый политолог-европеист, знающий и любящий Европу вполне искренне. Но при этом не желающий из-за этого срочно начать продавать всем желающим Россию (не спрашивайте меня, почему обычно второе вытекает из первого, но обычно вытекает. Знать не желаю, как они к этому приходят).

Я просто накидаю цитаты из его разных статей, и предложу всем удивиться, насколько удивительно стройный и последовательный получается ход мысли.

* * *

«Европа выиграла Холодную войну, но проиграла мир. Сегодня мы становимся свидетелями того, как на глобальной арене заканчивается ее пятисотлетнее доминирование».

* * *

«Новая мегатенденция, ярко проявившаяся в 2015 году - очередная фаза многоуровневого, обусловленного разными причинами кризиса Евросоюза. На сей раз катализатором послужил кризис с беженцами. Помимо непосредственных последствий - социальных, роста национализма и угрозы терроризма - он продемонстрировал неэффективность в новых условиях внешнеполитической модели ЕС. Единая Европа структурно неспособна к предвидению, не в состоянии предпринимать активные действия на опережение, умеет работать только в рамках, придуманных ей самой, но неадекватных окружающему миру»

* * *

«Европейцы, совершенно очевидно, полагают, что им нужен враг. То, что творится в европейской печати по поводу России, это по ту сторону добра и зла - гораздо хуже, чем в Америке. В Европе очень много людей и в элитах, и среди населения, которые поддерживают Россию. Но европейская элита, проиграв и проигрывая, пытается организоваться в том числе и на антироссийской основе.»

* * *

«В самом сложном положении оказалась Западная Европа, которая 7-9 лет назад вступила в пору экзистенционального кризиса. Проблемы накапливались здесь давно, и пока непонятно, когда и как Европа решит их. Я надеюсь, что окончательного краха Европейского союза не будет, хотя определенный ущерб уже неизбежен. ЕС был выстроен на двух основах: противостоянии коммунизму - другими словами, Советскому Союзу - и преодолении собственной европейской истории войн. Историю войн они преодолели - внутри Европы силового противостояния нет. Коммунистическая угроза с распадом СССР тоже исчезла. Однако другие проблемы остались и даже нарастают. Их пытаются решать различными способами, иногда просто замалчивая.

Но совершенно очевидно, что со своими кризисами Европа не справляется. Это побудило западноевропейскую элиту искать приемлемое объяснение своих неудач и пытаться объединиться, чтобы направить энергию объединения внутрь. Примерно с 2011 года в Западной Европе началось нагнетание негатива в образ России - сработала привычка видеть врага в восточном соседе. Попытались делать Россию врагом, перед которым надо объединяться. Тогда никто в этом не признавался. Только сейчас некоторые наиболее откровенные политики признают это».

* * *

«Мы хотели быть похожи не на нынешнюю Европу, а на ту, какой она была условно в пятидесятые годы. И еще раньше - в годы своей и нашей общей великой истории. Хотели быть культурными европейцами, преданными христианским идеалам, от которых столько лет были отрезаны, мы хотели в Европу Аденауэра, Черчилля и де Голля. А пришли в совершенно другую, благополучно прежнюю себя отринувшую и ныне исповедующую совсем иные ценности. Если они вернутся к прежним идеалам, тогда и нам будет о чем с ними поговорить»

* * *

«Дехристианизация Европы, которую мы все сегодня наблюдаем, показывает, что Европа практически отрицает саму себя.Конечно, секуляризация в Европе началась давно, но официально это произошло, наверное, лет 12-14 назад, когда Европейский союз, пытаясь выработать свою Конституцию, отказался от упоминания христианских корней.

Должен признаться, этот факт шокировал меня. Я как человек русский и стремившийся, чтобы Россия вернулась к своим европейским корням (все-таки корни нашей цивилизации в Европе и в христианстве), считал, что это само собой разумеющееся. И до того времени даже не очень обращал внимание на такую тенденцию, но когда начались дебаты… Для меня это означало, что Европа отрицает свою суть.

Европа стала навязывать неприемлемые для большинства человечества ценности - мультикультурализм, сверхтолерантность, непривычный подход к сексуальным и семейным отношениям.

Отход от христианства и христианских ценностей, и раньше шедший в Европе, за последние 25 лет качественно убыстрился. И был зафиксирован, когда при подготовке провалившейся конституции ЕС и заменившего ее Лиссабонского договора Европейский союз отказался даже упомянуть христианские корни Европы. Остались прагматизм, потребительство, права человека и закон. Ценности сами по себе привлекательные. Но грозящие, если их оторвать от привычного служения человека чему-то высшему вне его, деградацией и человека, и этих ценностей»

* * *
«Когда СССР обвиняли в безбожном и аморальном коммунизме, это было обидно, но по существу правильно, и многие в стране это знали. Коммунистическая практика отвергала традиционные моральные ценности.

Теперь аргумент стал поворачиваться вспять: а можно ли доверять носителям безбожного демократизма и либерализма?

Известный вопрос Достоевского, вложенный в утверждение Ивана Карамазова: «Если Бога нет, все позволено», по-прежнему стоит перед людьми».

* * *
«Европейские лидеры отрываются от своих традиционных европейских корней. Мы в какой-то мере были оторваны от них насильственно - так же, как были оторваны и от христианства, и от многого из того, что нас объединяет. В Европе все происходит на уровне элиты, происходит добровольно.

Во всем этом я вижу одну из причин чудовищного многоуровневого кризиса, охватившего сейчас Европейский союз, который неизбежно приведет его к глубокой трансформации. Я надеюсь, что он не приведет к распаду, потому что, все же, с точки зрения моей профессии, условно говоря, экономики, геополитики, Европейский союз на пути развития человечества был продвижением к чему-то более цивилизованному и мирному.

Я не представляю себе, как европейцы могут говорить о том, что являются наследниками Просвещения, но при этом забывать, что в центре всего Просвещения стояла религия.

Как можно, не зная Евангелия, понимать картины великих мастеров? Я был советским человеком и прочитал Библию, Евангелие уже в достаточно зрелом возрасте, и до сих пор считаю крупнейшим провалом в своей жизни, что я не очень хорошо понимаю язык картин великих художников - и русских, и европейских эпохи Возрожения. Как можно жить без этого?»

Previous post Next post
Up