Вселенский Арборетум
Начало:
(7) 3. Дивергенция и бифуркация
Есть в мире, однако, и совсем другие деревья. Мы их не видим и непосредственно не ощущаем, но именно они образуют самые многочисленные «популяции» и самые разнообразные, всюду процветающие «дендроценозы», которые имеют неограниченные ареалы. Первое научное представление о таких деревьях дали биологи. Сначала
Ч. Дарвин (1859) ввел понятие «дивергенция», обозначающее расхождение (в ходе биологической эволюции) различных филетических линий, происходящих от общего ствола (корня). Затем эта идея получила дальнейшее развитие в концепции «адаптивной радиации», под которой ее авторы
В.О. Ковалевский (1875) и
Г. Осборн (1915) понимали в сущности все то же последовательное разделение основополагающего ствола на обособленные ветви последовательных порядков, связанное с развитием приспособлений организмов к различным условиям существования.
Процесс эволюционного ветвления начинается на уровне внутривидовой изменчивости и потом распространяется так далеко, что захватывает все вышестоящие таксоны. В итоге графический след, который оставляет в непрерывной эволюции система траекторий, начиная от самого зарождения жизни на Земле, принимает вид мощного дерева, в основании которого находятся древние предковые формы, а на верхушках многочисленных ветвей - молодые потомки. Такое дерево называют филогенетическим, а применительно к человеческому роду, его отдельным семейным линиям - еще и родословным, или генеалогическим.
Исчерпывающее (универсальное) понимание сущности и природы эволюционного древа пришло, однако, позднее из области точных наук. Выдающийся французский математик и философ
Анри Пуанкаре, наверное, не предполагал, что введенный им в теорию нелинейных дифференциальных уравнений (а они имеют множество альтернативных, качественно отличных решений) термин «бифуркация» (буквально - раздвоение, разделение, разветвление чего-либо) войдет в общенаучное употребление и станет одним из самых известных и значимых в естествознании XX столетия.
С течением времени по мере развития исследований (преимущественно в области физической химии, термодинамики открытых неравновесных систем и теории информации) выяснилось поразительное соответствие абстрактного бифуркационного сценария тем событиям и процессам, которые повсеместно протекают в реальном мире, причем на всевозможных уровнях его организации, включая социальный. Так, если говорить языком выросшей на основе упомянутых исследований синергетики, всякая диссипативная, обладающая значительным запасом свободной энергии структура неорганической природы (например, автокаталитическая) по мере удаления от термодинамического равновесия становится все более неустойчивой (нестабильной) и тем самым приближает себя к точке бифуркации. Структура приходит в возбужденное состояние, ее охватывают различные флуктуации, она становится крайне чувствительной к внешним воздействиям, колеблется перед выбором одного или нескольких путей своей эволюции. Здесь-то, на распутье, ее и подстерегает случай, который делает мир загадочным и непредсказуемым, лишает его той степени корректности (когда малым причинам отвечает малое следствие), на которой, в общем-то, и строилась до последнего времени вся математическая физика.
В точке бифуркации даже самое малое возмущение (обладающее ничтожно малым энергетическим потенциалом, но максимальным параметрическим соответствием характеру системы) способно превратиться в доминанту, охватить всю систему и подчинить ее себе. Система бифуркирует, т. е. резко, скачкообразно переходит в новое состояние. С выбором же нового направления движения она освобождается от власти стохастики и вновь приобретает относительную устойчивость, нормально «работая» (до очередной бифуркации) в рамках детерминистских законов, соответствующих ее природе. В устойчивом состоянии система (в смысле ее способности эволюционировать) «слепа», а с потерей устойчивости - «прозревает».
Прохождение системы через точки бифуркации имеет необратимый характер. Назад, в прошлое состояние, она уже никогда не возвращается. Несостоятельные пути либо погибают и бесследно исчезают, либо вливаются в жизнеспособные потоки. А это есть не что иное, как хорошо знакомый нам из области биологии естественный отбор (теперь уже отбор конкурирующих мод (флуктуаций). Этот вездесущий, всесильный и в то же время не требующий для своего осуществления ни малейших энергетических затрат процесс при всей его очевидной стихийности реализуется тем не менее по критерию ценности и функциональной значимости структурной информации. С подъемом на очередную ступеньку система становится как бы «умнее», что в сущностном плане означает последовательное усложнение ее семантики. И, стало быть, эволюция - всеобщее свойство материального мира, а не удел только биологических объектов - не прокладывает себе преднамеренно дорогу к цели. Путем перебора возникающих возможностей она делает «находки» и соответственно им меняет свой путь. Порядок спонтанно выкристаллизовывается из беспорядка наперекор второму началу термодинамики закрытых линейных систем.
Именно так (считает
синергетика) осуществляется самоорганизация материального мира, при которой идет постоянная и неуклонная борьба системы с энтропией, прогрессивное структурирование и усложнение, самодвижение (с нарастающим ускорением) от простого к сложному, от рождения Вселенной до ее сегодняшнего дня. При этом созидание и усложнение необходимо чередуются с разрушением и упрощением.
4. Ветвящаяся Вселенная
Поскольку пути эволюции реальных систем бифуркируют, многократно ветвятся, диаграмма ее реализованных траекторий в целом и в частном оказывается аналогичной упомянутому филогенетическому дереву. Более того, это дерево теперь уже может быть расценено лишь как ветвь (пусть даже могучая, цветущая и плодоносящая), сидящая на куда более грандиозном Древе вселенской эволюции. Своими бесконечно растущими побегами, уходящими в пространство и время (от прошлого, через настоящее - в будущее), оно охватывает все сущее, проникая в самые потаенные и отдаленные уголки Мироздания. Всякому сколь угодно малому и великому событию нашлось свое неповторимое место в этой не поддающейся полному измерению и оценке кроне.
Любой нелинейный процесс уже приводит к ветвлению. Если же учесть, что все реальные природные системы в принципе нелинейны, можно представить себе, какие непроходимые «заросли», какая непролазная «чаща» всюду окружают нас! Неуклонно сужающийся путь к сложному (предполагающему реализацию все менее вероятных событий) - это путь к прогрессивно возрастающей нелинейности. И мы не погрешим против истины, если скажем: эволюция есть нелинейный синтез.
Но правомерно дать и другое определение. Дивергенция, адаптивная радиация, бифуркация... - каждое понятие несет свои смысловые оттенки, но все вместе и каждое в отдельности идут в одном направлении. В принципе они сходно объясняют эволюцию, которая есть дендроморфизм в статике, т. е. графически, и дендрогенез - в динамике, т. е. в реальном движении и развитии. Короче, всякая эволюция есть дендроморфогенез.
Дендроморфогенез - имманентное свойство природы, основополагающий принцип архитектоники вселенского Мироздания. Он не только отражает всеобщую тенденцию к необратимой эволюции (которая в целом, как это первыми заметили биологи, имеет монофилетический характер, т. е. идет от общего корня), но и показывает, как порядок соотносится с хаосом и рождается из него. Каждая ветвь дерева, как бы она ни была мала и тонка, повторяет очертания всей конструкции или какой-либо ее части, а это значит, что природные процессы всюду (и безотносительно к их масштабу) протекают по единой схеме фрактальной организованности. С точки зрения математики, дерево есть график решения квадратного уравнения с комплексными переменными и, следовательно, две вершины дерева, даже самые близкие, вышедшие из одной точки ветвления, всегда индивидуальны. Они никогда не бывают (и не могут быть) связаны непосредственно. Из одной вершины в другую путь ведет только через упомянутую исходную точку, принадлежащую предшествующей (материнской для них) ветви. А это значит, с другой стороны, что всякая отдельно взятая ветвь (как бы далеко она ни ушла в сторону и как бы высоко ни мнила о себе) никогда и нигде не возникает на пустом месте, вне связи с родительским стволом и корнем.
Дендрморфогенез, возможно, имеет место и за пределами нашего четырехмерного пространства-времени. В соответствии с достижениями теоретической физики, главным объектом исследования которой с некоторых пор стал квантовый вакуум, не исключено существование в природе множества (быть может, даже бесконечно большого) вселенных с разной физикой, которые в совокупности составляют ветвящуюся систему. В целом такая Вселенная действительно, как полагал А. Эйнштейн, стационарна в том смысле, что у нее нет ни начала, ни конца. Это - вечно юная, воспроизводящая себя из «вакуумной пены» Вселенная. Ее основание всегда находится в состоянии сверхплотного одиннадцатимерного «кипящего» вакуума, из которого хотя бы изредка отпочковываются пузыри, эволюционирующие далее по известному сценарию
Большого Взрыва. Такое представление обычно связывают с советским физиком
А.Д. Линде (1986). Однако справедливость требует сказать, что впервые идею ветвящейся Вселенной выдвинул американский космолог
X. Эверетт (1957). 5. «…Но древо жизни вечно зеленеет!»
В ученом мире бытует мнение о том, что нарушение гомеостаза в нынешней биосфере, все беды и невзгоды, которые грозят обрушиться на людей, проистекают только оттого, что мы неразумно (нерационально) строим свои отношения с природой.
Концепция ноосферогенеза, выдвинутая в свое время (вслед за Леруа и Тейяром де Шарденом) Вернадским, по сути своей как раз и предполагает некое разумное, управляемое развитие биосферы на все времена в интересах мыслящего человечества. По крайней мере, ноосфера представляется как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее существования и развития. Но так ли это и насколько это реально?
Исходя из закономерностей эволюционного дендроморфогенеза (среди которых не последнюю роль играют в принципе непредсказуемые бифуркация и случайность), мы в состоянии делать достоверные прогнозы относительно будущего всякой сложной природной системы лишь на коротких временных интервалах. Дальнейшая траектория эволюционного движения ускользает от нашего внимания: едва заметное отклонение, допущенное по тем или иным причинам в начале пути, ведет по мере удаления от него к нарастающим различиям. Погрешность, казалось бы, строгого расчета нарастает, словно снежный ком, в зависимости от роста числа взаимодействий и преобразований. Но как же можно тогда надеяться на планомерное, управляемое развитие такой архисложной (с невообразимым множеством взаимозависимых переменных величин) системы, каковой, несомненно, является биосфера, если к тому же управляющее звено должно быть еще более сложным, нежели управляемое? Если даже допустить возможность реализации такого фантастического проекта, то какова должна быть соответствующая его масштабам степень научно-технической вооруженности цивилизации? А главное, хватит ли у человечества времени для ее достижения в условиях наступающего глобального экологического кризиса?
Теперь что касается собственно гуманитарной сферы. Социальное древо (а таковым, в сущности, является всякая государственная и общественная, опять-таки центрально-периферическая, система) также не терпит того обращения, которое мы обычно практикуем на садовом участке при выращивании плодовых культур. Предугадать характер его ветвления на долгосрочную перспективу в принципе невозможно. Отсюда всякие попытки культивировать социум, опираясь на далеко идущие прогнозы и схемы общества будущего, навязывать ему без учета специфических особенностей даже хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике схемы, произвольно экспериментировать исходя из «единственно верных» теоретических посылок и постулатов, прививать чужеземные побеги, а тем более рубить под корень (чтобы расчистить место для чего-то иного), словом, осуществлять радикальную социальную инженерию, - обречены на провал, какими бы благими намерениями они не были продиктованы. Очевидно, надо положить конец всяким претензиям на абсолютный и далеко идущий осознанный контроль в отношении какой бы то ни было сферы бытия. Реальность вообще не поддается контролю в том смысле, который был провозглашен классической наукой.
Что же, человек совершенно бессилен перед лицом стихии? Нет! Только разум его должен быть действительно разумным, поскольку сложно организованным системам (будь то природные или социальные) нельзя навязывать манеру поведения. Важно понять, куда они стремятся, как можно способствовать их внутренним позитивным тенденциям. В идеале было бы достаточно в пределах обозримого поля возможностей решать насущные задачи, которые ставит перед нами реальная жизнь. А уж она сама распорядится, какие очертания должны принять в далеком послезавтра ее вечно зеленеющие ветви.
Главное в нашем взаимоотношении с природой - не сила, а правильная топологическая конфигурация, тонкая архитектоника вмешательства в естественно протекающие процессы. Малые, но адекватно подобранные и организованные воздействия могут быть при этом чрезвычайно эффективными. «Слабое побеждает сильное, тихое - громкое, мягкое - твердое», - говорят на Востоке. Тут так и просится вставить: мудрое (идущее от чистой души и доброго сердца) дополняет и оплодотворяет разумное (идущее от рационального рассудка). Хорошо бы учитывать это обстоятельство не только в подходах к решению глобальных задач, но и в простом общении друг с другом, во всей нашей повседневной жизни. Ведь принципы самоорганизации, красоты и гармонии едины во всем нашем необъятном, удивительном и прекрасном Вселенском Саду.