6. Биология и виталогия

Dec 06, 2012 15:01


Или конец биологической монополии

Начало: (5)  

3. Жизнь: биологическая и виталогическая

Итак, не имея определенного представления о сущности самой обыкновенной (видимой, веще­ственной, иначе говоря, биологи­ческой и к тому же хоть в какой-то степени доступной для научного исследования) жизни, мы, тем не менее, ничтоже сумняшеся наде­ляем свойствами последней мно­жество далеких друг от друга, раз­личных по своей природе и, стало быть, несопоставимых, объектов. Но такая небрежная манера и беспринципность еще больше загоня­ют нас в методологи­ческий и терминологический ту­пик. Легко ли сказать - в одной связке (жизнь, живое) оказались простейшая амеба и... Абсолют, или Высший Разум. Разве столь беден язык науки? Неправомер­ность такого (по существу эклек­тического) объединения становит­ся очевидной уже по следующим соображениям.


 
          
      

           Амеба                   От амебы - к человеку       Образ "космического разума"

Биологическая материя устрое­на таким особенным образом, что в каждом ее конкретном носителе (от упомяну­той амебы обыкновенной до человека разумного) низший уровень структурной иерархии дает свои указания высшему и тем самым определяет все его свойства и функции. Поток кодированной информации, который начинается на уровне молекулярного генетического текста, последовательно переводится с одного языка на дру­гой и передается снизу вверх. Охва­тывая все вышестоящие уровни, он вносит элементы строгой детерми­нированности на всю область пространственной интеграции живого, вплоть до организма в целом со все­ми его индивидуальными морфоло­гическими и функциональными особенностями. Иначе говоря, в биологических системах имеет ме­сто обратный (нашему стереотип­ному представлению) иерархичес­кий порядок: высшее подчинено низшему. Так уж распорядилась природа.

Что же касается гипотетических бестелесных, эфирных, полевых и тому подобных проявлений тонко­го мира, то нам трудно судить о них с полной определенностью. Но по логике вещей они в принципе не могут быть организованы подоб­ным образом (абсурдно допустить, например, что Абсолют осуществ­ляет свою волю на основе указа­ний, идущих снизу). Здесь, в этой сфере, несом­ненно, должна господствовать пря­мая иерархия, состоящая в том, что директивные указания идут сверху вниз, низшее всецело под­чинено высшему. Но тогда эти объекты выходят из-под влияния и контроля собственно биологических зако­нов. Они существуют по иным пра­вилам (к ним совершенно не при­менимы известные категории гене­тики, биоморфологии, экологии, систематики и т. д.) и потому представляют собой уже не жизнь в ее привычном для нас значении, а нечто иное. И здесь открывается широкое поле для дискуссии.

Не настало ли время (с учетом накопленных фактов, которые не вписываются в рамки сциентистс­ких представлений и от которых естествознание уже не может дис­танцироваться, как это было преж­де) подвергнуть аморфное и без­размерное понятие «жизнь» пере­осмыслению, конкретизации и терминологическому разграниче­нию? Может, нам следует, прежде всего, отказаться от устаревшего, догматического положения о том, что жизнь (в ее единственно досто­верно известном нам проявлении) есть высшая форма организации материи? Может, в мире существу­ет не только биологическое состояние, но и, скажем (если, не мудрствуя лукаво, идти от известного словообразова­тельного корня), виталогическое состояние, чему должны соответствовать в си­стеме научного познания биология и виталогия?

4. Экология и этология

Что бы ни говорили о множе­ственности обитаемых миров и многообразии форм живого, не ис­ключено, что мир, в котором могут быть свидетели, исследователи и наблюдатели, чрезвычайно маловероятен. Даже элементарная био­логическая система - крайне сложное природное явление. А всякое восхождение по лестнице возрастающей сложности означа­ет, как учит нас синергетика, реа­лизацию все более редких событий. Коридор, ведущий к сложно­му, очень узок (столь же узок, кстати, и путь, ведущий, согласно библейским представлениям, к Богу). В самом деле, малейшее на­рушение численных значений фун­даментальных космических кон­стант делает нашу Вселенную не­узнаваемой, исключая всякую возможность появления жизни. И, следовательно, всем нам безумно повезло, что мы существуем, хотя и не можем в полной мере оценить своей удачливости.

Не разобравшись в сущности жизни, человечество, однако, «преуспело» в том, чтобы серьез­но навредить всему живому, стре­мительно приблизив себя к роко­вой черте. Тщетно пытаясь перело­мить деструктивную тенденцию в биосфере, мы не вполне сознаем то чрезвычайно важное (для соб­ственного нашего благополучия) обстоятельство, что судьба современной цивилизации определяется не только и, может быть, даже не столько экологическими мотива­ми, которые сейчас у всех на устах, сколько этологическими, то есть характером и нравом людей. Ре­альное их значение столь велико, что впору открывать (по сложив­шейся традиции) очередное пери­одическое издание под названием «Этология и жизнь». Этологическое оказывает прямое и зачастую первичное, определяющее влияние на экологическое. Мы столь ради­кально изменили свою жизненную среду, что теперь для того чтобы обитать в ней, должны в корне из­менить себя.

Реализовать такое намерение, однако, непросто. Высокоразви­тые (в экономическом и технологическом отноше­нии) страны продолжают руковод­ствоваться известным афоризмом «жить хорошо, а хорошо жить - еще лучше». Они безудержно со­ревнуются (внутри себя и друг с другом) в удовлетворении так называемых непре­рывно растущих материальных по­требностей общества (разумеется, за счет ограниченных и не возобновимых ресурсов биосферы). Люди охвачены страстями, способными подчинить целое частному, выс­шее - низшему. На этой почве обильно прорастает и всюду рас­пространяется в скрытом и явном виде зло. Растет внутривидовая агрессия, которая давно уже пере­шла по своим масштабам все существующие в природе (и ею допу­щенные) границы и приобрела уродливые формы. И это несмотря на то, что ведущая к спасению ли­ния жизни, казалось бы, ясна и доступна каждому. Она сформу­лирована в христианской этике, например, и настойчиво пропаган­дируется вот уже более 2000 лет.
Так что же такое жизнь и како­во должно быть наше отношение к ней в настоящем и будущем? С этим нерешенным вопросом, кото­рый стоит в центре всего миропо­нимания, мы только что вошли в третье тыся­челетие, охваченные тревогой, но сохраняющие в себе веру, надеж­ду, любовь и помнящие о том, что любовь среди них - большее.

проблема жизни, жизнь биологическая, жизнь виталогическая, биология и виталогия

Previous post Next post
Up