К истории флота Японии и России. 0. Броненосцы в РИФ, начало.

Oct 12, 2017 21:20

0. Постановка вопроса.
В блогах и на форумах часто приходится сталкиваться с утверждением, будто в успешности японского флота в РЯВ, и в постоянной фатальной неуспешности русского, вся заслуга принадлежит Англии.
Эта самая Англия, согласно популярным мифам, так боялась великой и могучей России, что гадила ей по любой возможности, и Японию специально против России выкормила.

А собственного судостроения у Японии перед РЯВ совсем-совсем не было!
Зато Россия, в отличие от Японии будучи передовой промышленной державой и ведущей в мировом судостроении, свой флот создавала сама!

Исторические и психологические причины популярности этого мифа у нас очевидны.
Но давайте все-таки познакомимся с реальностью.
В которой реально-передовые страны высокотехнологичной продукцией обеспечивали себя преимущественно сами, а также поставляли её на экспорт отсталым странам, и в некоторых количествах обменивались между собой продукцией такого уровня.

Царская Россия имела структуру импорта-экспорта, типичную для отсталой, преимущественно аграрной страны: в основном поставляла на продажу зерно и сырье, из промышленной продукции - разве что ткани, большинство высокотехнологичной продукции получала из зарубежных закупок, в лучшем случае копированием у себя зарубежных образцов, а не собственными силами.
Военное судостроение - не исключение.

Броненосцы и броненосные крейсера, да, Япония перед РЯВ у себя не производила.
Хотя уже во время РЯВ в Японии были заложены броненосные крейсера типа "Цукуба" с весьма передовыми характеристиками, а после РЯВ Япония резко опередила Россию в производстве и этих классов военных кораблей.
Но - внимание, вопрос: а что производила в конце 19 - начале 20 века сама Россия?

1. Броненосные боевые корабли России и Японии.
Смотрим списки эскадренных броненосцев Российского Императорского флота (далее РИФ) на период РЯВ и перед ней.
Начнем с кораблей, имеющих к началу 20в. разве что историческую ценность.
Но в списках флота на момент РЯВ большинство из них числилось, и эти длинные списки обычно приводят, как доказательство величия и могущества русского флота в 20 веке.
Так что не будем русофобски скрывать их славу! ;-)))

1.0.Сделаны в 60-е гг. 19 века:
(01) "Первенец" - плавучая батарея, или броненосец береговой обороны (далее ББО). 1861/63/63.
Сделано полностью в Англии, несмотря на очередное обострение русско-английских отношений.
Ход парусно-паровой и весьма неспешный. Бронирование легкое, местами до 114мм (4,5").
Орудия сначала гладкоствольные, в 1877г. вооружение заменено более современным нарезным, в 1891г. перевооружен еще раз, окончательно списан только в 1905г., но боевую ценность начисто потерял гораздо раньше.

(02) Еще одна плавбатарея/ББО - "Не тронь меня", 1863/64/65. Аналог "Первенца", и с оглядкой на него сделана уже в России, но по прежнему под руководством, присмотром и опекой русофобного англичанина К.Митчелла :-)).
По таким же этапам несколько раз перевооружалась, с 1895г. использовалась как блокшив, в 1905г. списана с военного флота, но еще успела после этого поработать баржой, и в таком качестве дожила до ВОВ, уже после которой была разобрана на металл.
Отличилась неоднократными столкновениями с другими кораблями, дружественными и нейтральными.
Как вы плавбатарею назовёте...:-)

(03) "Смерч" 1863/64/64, малый ББО или скорее монитор, построен по проекту и под присмотром фирмы все того же английского русофоба К.Митчелла. Водоизмещение всего 1,5 тыс.т., дослужил с неоднократным перевооружением до 1894г, когда был окончательно разоружен и списан.

(04) "Кремль" 1864/65/67, плавбатарея/ББО, продолжение линии "Первенца". На сей раз создание корабля обошлось без англичан. На боевом счету даже есть потопление корабля - но своего же, тараном, и сампотопление, после которого корабль был поднят и продолжил службу. До 1905г. числился в списках флота, далее списан, в 1908г. сдан на слом.

(05) "Русалка", 1865/67/69. В списках значилась как "башенная броненосная лодка", по сути малый ББО или монитор, водоизмещением всего 2 тыс.т., но часто упоминается в числе броненосцев.
Конструкция Митчела, производство - русское. Знаменита сначала прохождением на ней службы будущего адм. Макарова. Случившаяся в это время авария послужила темой для его статьи, из числа исследований живучести кораблей. В 1893г., по невыясненным причинам, "Русалка" затонула со всей командой в Финском заливе при шторме.

(06) "Чародейка", 1865/65/69, однотипна с "Русалкой", тот же английский проект и русское производство, но более везучая судьба - в списках флота до 1907г., хотя 20 век встретила уже в качестве учебного корабля.

Итого, за 60-е гг. 19 века из 6 как-бы-броненосных как-бы-русских кораблей:
чисто английского производства и конструкции 1(один),
чисто русского производства и конструкции - столько же,
Все 4 остальные - английская конструкция, русское исполнение под английским руководством.
Сплошная английская русофобия! ;-)
Кроме одного утонувшего раньше, и одного списанного после почти 30 лет службы, 4 из этих раритетов во время РЯВ еще числились в списках русского флота, хотя боевой ценности не имели.
продолжение см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/39233.html

Флот, Ликбез, без-ретуши, РЯВ

Previous post Next post
Up