еще про РусскиеЪ(ТМЪ) грузовики.

Feb 22, 2024 12:35

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/313366.html
Уже упоминалось неоднократно вскользь, но стоит написать отдельно. С самым массовым "РусскимЪ" легковым автомобилем мы уже разбирались по ссылке выше, теперь поглядим на "РусскиеЪ" грузовики того же изготовителя, столь же "самостоятельные передовые конструкции, не имеющие аналогов за рубежом"(С).
Вот первый из них, выпуск 1911-1912 г., Тип Л.


Грузоподъемность 1,5т, мощность двигателя сначала 18-20 л.с., позже 30-35 л.с.
вот его швейцарский оригинал Arbenz A 20 PS


Подчеркиваю: это именно оригинал. Не аналог (которых "не было"), не просто похожий внешне (такое тоже бывает, тем более что раритеты того времени для нас, современных, часто кажутся все на одно лицо) - была сначала сборка из импортных комплектов с РусскимЪ шильдикомЪ, затем официально оформленное лицензионное копирование, еще позже двигатель поставили более мощный - тоже "русскийЪ", ага, от модели Тип С, лицензионной копии бельгийского автомобиля Фондю (см. по верхней ссылке).
Завод собирался предложить эти грузовики военному ведомству в количестве 56 экз. в течение 4 месяцев, хотя производственными мощностями для этого не располагал. Похоже, что планировалась закупка и сборка швейцарских готовых комплектов. Однако военное ведомство отклонило предложение завода - предпочло закупить, как обычно, всё напрямую за рубежом у надежных производителей. В числе возможных причин отказа - уже известная традиционная "неторопливость" соотечественников с исполнением заказов; некоторое несоответствие конструкции спецификациям заказа; повышение цены - и собственное производство Руссо-Балта выходило гораздо дороже зарубежных аналогов (малосерийность, низкая производительность труда, плохая его организация и т.п.), и за перекупку и сборку зарубежных готовых комплектов завод хотел иметь приличную прибыль, отсюда немалые наценки; а главное - результаты испытательного пробега, проведенного военными в июле 1911 г. для нескольких иностранных образцов, на котором швейцарский оригинал оказался на предпоследнем месте из немаленького списка, с неудовлетворительной оценкой 2,6 по 5-балльной шкале.
Почему же для копирования был выбран именно он, а не фаворит того же испытания "Фиат"? Официальных объяснений нет, но можно предположить, что имело значение происхождение Жюльена Потерра, конструктора "русского" автомобиля Fondu CF 24/30CV, производимого на "Руссо-Балте" под названием Тип С; оный бельгийский швейцарец был на 5 лет нанят на Руссо-Балт налаживать копирование его детища и заодно главным конструктором завода. Вряд ли ему так уж важен был швейцарский патриотизм, но личные связи с соотечественниками наверняка имели место быть.
Первоначально шла сборка "русскихЪ" грузовиков из готовых швейцарских сборочных комплектов, затем было налажено их местное копирование, и заодно заменили двигатель (слабость которого была в числе основных претензий по результатам пробега) на "свой, русскийЪ", т.е. местную копию бельгийского.
В 1912 г. грузовики "Тип Л" в продукции РБ были заменены на Тип Д грузоподъемностью до 1т, на его базе выпускались и специализированные автомобили - пожарные, инкассаторские и др.



Двигатели, трансмиссия, и какие-то еще узлы/детали вроде радиатора, там были унифицированные с всё тем же "русскимЪ бельгийцем" легковым Тип С, а карданный вал, колеса, рама и мосты взяты от модели «L», т.е швейцарского грузовика, см. выше.
Другой грузовик той же швейцарской фирмы, Arbenz C 30 PS с грузоподъемностью 2,5-3т, был скопирован на Руссо-Балте под названием Тип М, тоже с заменой слабых швейцарских двигателей на более мощные (бельгийские, ой, то есть РусскиеЪ) ;-))






источники https://autobahn.mirtesen.ru/blog/43082072003/Gruzoviki-Russo-Balt-modeley-L-i-M.
https://gruzovikpress.ru/article/9578-proizvodstvo-1-5-2-i-3-tonnyh-gruzovikov-i-avtobusov-russo-balt-russko-baltiyskiy-ili-russko-shveytsarskiy/
Вот тут главное не спутать: когда малосерийное копирование и отверточная сборка иностранных автомобилей делалась при батюшке-царе, - это называется "великое достижение РусскихЪ", а когда удалось наладить крупносерийное производство улучшенного варианта в СССР - это называется "тупые совки ничего своего не могли сделать". ;-)))

ликбез, без-ретуши, автомобили, РКМП, история техники

Previous post Next post
Up