Более 5 лет назад я уже писал на тему, вынесенную в заголовок -
https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html .
Но там я, описывая историю гидросамолетов задолго до появления их "ПервыхЪвЪмире"(ТМЪ) царских аналогов, совершенно упустил из виду прочие аспекты развития морской авиации, которые хрустобулочниками тоже выдаются за РусскийЪ приоритет (ну кто бы удивился).
А именно, заявления в духе "первый в мире гидроавианосец - это авианесущий крейсер "алмаз" черноморского флота", или попытки выдавать за "первые в мире авианосцы" царские гидроавиатранспорта, тоже по зарубежных образцам переоборудованные из зарубежных же, как правило, по происхождению пароходов.
Вот об этом давайте подробнее.
1. Первые замыслы использовать воздушные средства для флотских задач разведки и наблюдения описаны еще в эпоху Возрождения.
Для этого предполагалось использование воздушных змеев, но до практической реализации дело не дошло. Главной проблемой тогда было наличие на кораблях парусного вооружения и снастей, в которых такие воздушные средства при перемене ветра запутывались. Хотя в период РЯВ-ПМВ воздушные змеи на флоте иногда реально использовались, чтобы поднимать антенну для радиосвязи, и это действительно давало определенный выигрыш дальности связи.
2. С появлением и развитием воздухоплавания, такая идея наконец нашла практическое выполнение. Появились даже специализированные аэростатоносцы. Первое в мире применение "морского воздухоплавания" в военных целях отмечено 12 июля 1849 г.,
когда австрийцы с корабля «Вулкано» запустили воздушный шар для бомбардировки Венеции. Но направление ветра сменилось, и бомбардировка не состоялась.
Во время Гражданской войны в США северяне использовали для наблюдения привязные аэростаты, запускаемые с угольной баржи, связь поддерживалась по проводному телеграфу.
В других странах, развитых и не очень (латиноамериканцы довольно резво старались перенимать передовой опыт) позже подобный опыт тоже был повторен. Французы пытались в 1893 г. оснастить воздушными шарами крейсер "Таж" (Tage, я его раньше уже упоминал в
https://alan-a-skaz.livejournal.com/130804.html как аналог по скоростным качествам позорных царских "Диан", намного более ранний по времени создания - и с применением аэростатов он тоже успел гораздо раньше). Поскольку дело было очень давно, крейсер еще имел парусное вооружение, и связанные с ним проблемы; но затем (1898 участие в маневрах) французы приспособили для таскания аэростатов более специализированный корабль "Фудр" ( “Foudre” - да, тот самый, который и самолеты потом повозить успел). Достаточно обычная в мире практика, что прежние аэростатоносцы позже использовались для нужд морской авиации.
3. Но, конечно, для наших патридиотЪовЪ весь мировой опыт засекречен или "нищитаица", а первым в мире (ТМЪ) у них считается далеко отставший по времени от передовых стран, зато РусскийЪ ;-))) "первый в мире крейсер-аэростатоносец "Русь""(1904).
Давайте на него поглядим внимательнее - нас ждут великие открытия!
Для начала, этот "крейсер" - не более достоин таких гордых именований, чем помянутая выше угольная баржа. Это исходно германский (!) мирный пароход (!) "Лан"(Lahn) образца 1887 года, - вот он:
В русской википедии под названием "Русь" приведена другая его фотография, совсем уродская и неразборчивая, тоже еще под германским флагом. Но и на царской службе он более воинственным на вид и на деле не стал. Для 20 века уже очень тихоходный (изначально было 17 узлов, ко времени переоборудования реальная скорость еще упала, а вот требования к скорости крейсера - намного выше поднялись), никогда не имевший вооружения и брони, закупленный в РИ для нужд печально знаменитой 2ТОЭ, - но боевую службу в ней так и не начавший.
Изношенность старичка на мирной службе сказалась. К отходу в поход эскадры Рожественского, к которой был заранее приписан, он не успел пройти ремонт; был отправлен в поход вслед, в составе эскадры Небогатова - но и там не прижился, обнаружив на ходу потребность в новых серьёзных ремонтах. В итоге, не прослужив для военных нужд реально ни дня, "первый в мире крейсер-аэростатоносец" ;-))) был списан на металлолом.
Кроме того, за повод для претензий на мировой приоритет у наших патридиотЪовЪ считается подъем воздушного шара, в том же печально памятном 1904 году, на броненосце "Синоп" - как раз ровеснике вышеупомянутого "Лана", такое же старьё, ко временам РЯВ уже мало на что годное. Тоже ни с какими военными делами и подвигами не связанное событие. Ну хоть соплливое, зато своё. ;-))))
Еще за первое в мире принимается эпизодическое применение воздушного шара с буксируемой баржи "Самоед" (именуемой для пышности как "лишенный машин транспорт") во время поисков затонувшей канлодки "Русалка" (1894 г., через почти 30 лет после американского гораздо более совершенного опыта).
4. Что характерно. Японцы, совсем не склонные всё подряд объявлять поводом для своих претензий на мировой приоритет, вполне обыденно применяли на своем флоте аэростаты во время русско-японской войны, и в т.ч. первое обнаружение эскадры Рожественского и Небогатова, перед разгромом царского флота в Цусиме, выполнили именно таким образом. РусскиеЪ аналогичных средств тогда НЕ имели.
И позже это дело в РИФ так и не было доведено до реального выполнения - конечно, только ;-))) по причине устарелости воздухоплавания, хотя в гораздо более развитых странах во время ПМВ (и первое время после нее) различные корабли-носители аэростатов и дирижаблей вполне себе применялись. Обыденно, буднично, без претензий на "первое в мире" - просто если надо, то значит надо. До сих пор, кстати, с военных и гражданских кораблей при необходимости запускаются аэростаты и аэрозонды.
5. Удивит ли кого-нибудь, что с морской авиацией РусскийЪ приоритетЪ (ТМЪ) оказывается таким же дутым, как и с морским применением воздухоплавания, и с прочими подобными хрустобулочными претензиями?
Но подробнее об этом буду писать уже позже. Увы, сейчас дела требуют моего присутствия в других местах.
=*= продолжение следует.