Европейская цивилизация

Aug 13, 2020 22:48

Прочёл биографическую книгу о Мартине Лютере, автор - французский католик Иван Гобри. Автор Лютера откровенно не любит, книгу можно назвать издевательством над главным героем. Но эти издевательства в основном носят строго документальный характер. Достаточно поцитировать письма Лютера, привести серию цитат из его трудов, из сочинений соратников, и ( Read more... )

христианство, книги, Европа, Стивенсон, Лютер

Leave a comment

Comments 43

ivanoff272 August 13 2020, 20:01:48 UTC
да монастыри были центрами силы вообще (какие стены!), и с Папой Римским ссориться было накладно (даже Фр. Королям!)
но! (например, в Германии) в городе либо старый унивеситет, либо в городе есть епископ, т.е.
университеты развились в борьбе с монастырями, а не в союзе с ними

Reply

alaev August 14 2020, 09:19:18 UTC
Если именно про Германию говорить, то там поздняя картина сильно смазана протестантизмом. Он вообще отрицает монастыри. Лютер считал, что монашество является антихристианским явлением, и монахов нужно либо женить, либо изгнать из страны (некоторых можно и повесить для острастки).

Но в старые времена кто был преподавателями в этих университетах? Парижский университет основан в середине XII века. Это было сугубо религиозное заведение, образование находилось в руках клириков.

Reply

ivanoff272 August 14 2020, 09:49:30 UTC
Но в старые времена кто был преподавателями в этих университетах? Парижский университет основан в середине XII века. Это было сугубо религиозное заведение, образование находилось в руках клириков.
да

Не очень понятно, чем же средневековая Европа оказалась лучше Римской империи. Почему здесь начался бурный научный прогресс, а в Риме со временем всё как-то затихло и захирело?
потому, что образование в Европе стало делом не только клириков

Reply

alaev August 14 2020, 11:16:49 UTC
Ну, со временем оно стало делом не только клириков, ага. :) Пост посвящён не столько XIX веку, сколько более старым временам. Галилей это XVI век.

Вопрос в том, почему в Римской империи вообще никаких университетов не завелось, ни с клириками, ни без оных. Предлагаемый ответ говорит, что образование это вообще дорогое удовольствие по тем временам, а высшее - дорогое втройне. Юных римлян учили писать и считать, богатые использовали частных учителей, и на этом всё заканчивалось. Никто не собирался тратить деньги и молодость на всякую муру.

В Европе изменилась сам концепция. Во-первых, преподаватели оказались дешевы. Монахам была предписана аскеза, а не наслаждение благами среднего класса. Лютер, например, был монахом и университетским преподавателем в Виттенберге.

Во-вторых, клирико-университетская корпорация сумела завоевать авторитет, которого и близко не было в древнем мире. Образование стало считаться благом для богатого юношества.

Reply


pankratiev August 13 2020, 20:36:54 UTC

... )

Reply


livejournal August 13 2020, 21:33:58 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


ext_5409350 August 14 2020, 12:43:04 UTC
В копилку аналогий можно добавить еще ритуал рукоположения: точно так же, как при посвящении в сан, необходим хотя бы один епископ, в науке при посвящении в «кандидаты» необходим хотя бы один доктор наук.

То есть вход «в корпорацию» со стороны закрыт наглухо. РАЕН и прочий цирк резвится там же, где «бог Кузя» и ему подобные.

И точно так же, как для монахов, для науки страшно не посвящение в сан недалекого человека, а посвящение «еретика». Который создаст собственную «науку» и начнет рукополагать заведомых шарлатанов.

Reply

alaev August 14 2020, 17:56:26 UTC
Да, древних традиций много. В Академгородке, где я живу, недавно на центральной улице сделали фотовыставку "Святость научного подвига". Выставка интересная, но какова лексика!

Reply


kokoryan August 15 2020, 10:33:13 UTC
По-моему, М. К. Петров о чём-то подобном писал - только несколько с иной стороны. Наличие целибата в католичестве делало невозможным передачу знаний от отца к сыну - отсюда возникла необходимость в университетах.

Reply

alaev August 16 2020, 18:00:34 UTC
Да, отсутствие детей создает в душе некую пустоту, которую хочется чем-то заполнить. Например, заботой о детях духовных.

Хотя едва ли бездетность была тут основной причиной. Дети ученых часто мало интересуются наукой, так что всё равно им ничего особо не передашь. Да и просто туповаты могут оказаться, это дело такое.

Reply


Leave a comment

Up