Довольно любопытное интервью о проблемах насилия среди детей и профилактике насилия в обществе с французским психоаналитиком, который, судя по всему, близок к теории научения и социальной психологии. Серж Тиссрон рассказывает интересные и полезные вещи, а вот другой интервьюируемый - педагог, несет откровенно реакционный и дремучий бред ("Насилие - это неотъемлемая часть человеческой личности, ее естественное свойство. Человек по своей изначальной программе является главным хищником" - удивительно все-таки, насколько живучи предрассудки и безграмотность, но на деле это все тоже результат научения).
http://inosmi.ru/world/20141207/224776799.html - Как можно наладить общение со своими детьми, чтобы подготовить их к такой вероятности, а также не дать им самим скатиться в агрессию?
Серж Тиссрон: Здесь может быть очень много самых разных возможностей. Прежде всего, родителям нужно рассказать о катастрофических последствиях насилия над детьми: телесные наказания могут превратить ребенка в агрессора. Кроме того, нужно осознавать опасность насилия в кино и на телевидении: его последствия могут быть тем более серьезными, что у ребенка нет никого, кто мог бы помочь ему отстраненно взглянуть на вещи. Далее, нужно подталкивать ребенка к тому, чтобы он обращался к другим людям для разрешения споров и конфликтов. Если ребенок рассказывает родителям или учителю о том, что стал жертвой агрессии, нельзя отвечать ему что-то в духе: «тебе нужно только научиться защищаться» или «это все пустяки». Наконец, нужно активно развивать нравственные и поведенческие качества, которые противоречат насилию. Это означает развитие коллективной деятельности и шефства в школе, введение групповых занятий с уважением к отличиям детей. Разумеется, нужно содействовать всему, что позволяет улучшить климат в школе. Такие занятия называются «игрой в трех» (это своего рода намек на трех действующих лиц: агрессора, жертву и того, кто может быть очевидцем или спасителем, посредником в разрешении конфликта) и помогают развить чувство сопереживания к другим еще с начальной школы. Затем это продолжается в старших классах. Сначала детям предлагают рассказать об увиденном в кино, по телевизору или где-то еще. Опора на увиденные образы позволяет избежать отсылок к ситуациям из их личной жизни. Далее, при поддержке учителя они создают историю с помощью слов и поступков. Затем преподаватель предлагает им разыграть сценку. Все добровольцы должны непременно отыграть все роли. В результате получается, что даже с самых малых лет некоторые дети охотно примеряют на себя роль агрессоров, но не хотят играть жертв, тогда как другие, особенно девочки, чаще предпочитают образ жертв. Это говорит о том, в какой степени некоторые уже в таком возрасте рассматривают себе как агрессоров или жертв вне зависимости от обстоятельств. Но если они по очереди играют все роли, то могут ощутить себя всеми персонажами и учатся представлять себя на месте другого в реальной жизни. Кроме того, здесь отводится время на обсуждение чувств и причин, которые их вызывают. Все длится 45 минут и дает наилучшие результаты, если проводится раз в неделю в течение всего года.