Умберто Эко «Открытое произведение». Надо еще иметь ввиду, что эта книга вышла в свет в 1962г.
На мой взгляд, «Открытое произведение» - это не столько о гибком и творческом восприятии произведений искусства, сколько о более важных, системных вещах. О необходимости продвижения к более гибкому, творческому и сложному мышлению. И речь конечно не о внешней «гибкости» в смысле примитивного приспособления к чему-то.
Общее направление мышления У. Эко я, безусловно, полностью разделяю. Книга также хороша и в высшей степени полезна, хоть и непроста.
Вот это очень важная цитата:
«По существу, один из элементов кризиса современной буржуазной цивилизации был обусловлен неспособностью среднего человека освободиться от формальных систем, навязанных ему извне, а не приобретенных благодаря собственному исследованию реальности. Такие социальные болезни, как конформизм и бегство от действительности, стадность и массовое сознание как раз и являются результатом пассивного усвоения тех норм понимания и суждения, которые отождествляются с «хорошей формой» как в морали, так и в политике, как в диететике, так и в моде - на уровне эстетических вкусов и педагогических принципов. Всевозможные тайные убеждения и возбуждения, возникшие в ходе сублимации - от политики до торговой рекламы - способствуют мирному и пассивному усвоению «хорошей формы», в которой средний человек растворяется без каких-либо усилий. Таким образом, возникает вопрос, не может ли современное искусство, приучая к постоянному нарушению моделей и схем, выбирая в качестве модели и схемы идею угасания всяческих моделей и схем, а также необходимость их чередования, причем не только от одного произведения к другому, но и внутри одного и того же произведения, - не может ли оно служить орудием освобождения, и, быть может, в таком случае оно могло бы выйти за пределы эстетического вкуса и эстетической структуры, чтобы включиться в более широкий контекст и указать современному человеку на возможность возрождения и обретения самостоятельности.»
Об этих «формальных системах», как и о процессе «социализации» я уже давно пишу немного по-своему, да и не только я. Социум пока что формируется (не могу сказать «развивается») по пути, в котором развитие гибкости мышления и обретения самостоятельности будет разрушительным для существующего типа социальной организации. Для «роста» капиталистической экономики, для «роста» капитала, для постоянного стимулирования бессмысленного потребления нужно совсем другое)) Впрочем, не буду повторяться)
Но в задачи У. Эко в данном исследовании не входило вторгаться в эти сферы, но это уже другой вопрос.
Ну а идеи Эко очень интересны. Действительно, вместо унылого выбора уже имеющихся схем восприятия и интерпретации, пуститься в творческий процесс, самому устанавливать отношения с произведениями искусства - это действительно хороший выбор. Здесь и параллели с теми самыми уровнями обучения увидеть можно...
P.S. Об этой книге Эко, как и о нем самом, хорошо написано в одной монографии
http://yanko.lib.ru/books/cultur/usmanova-eco.htm#_Toc526164829«Как известно, Открытое произведение (1962) предвосхитило и способствовало становлению таких важных тем для современ-ной теории литературы и эстетики, как "акцент на элементе множественности, полисемии в искусстве, и смещение интереса к читателю, интерпретации и ответной реакции как процессу взаимодействия между читателем и текстом"1. В этот период, стремясь выяснить, в какой мере текст может предвосхищать реакции читателя, Эко заимствует не только некоторые идеи, но и "жаргон", который позднее уступил место собственно семиотической терминологии, у теории информации, семанти-ки Ричардса, эпистемологии Пиаже, феноменологии восприя-тия Мерло-Понти, трансактивной психологии, эстетической те-ории Луиджи Парейзона2.
...
овременное искусство созда-ет новую лингвистическую систему с ее собственными внутрен-ними законами"10. Современный автор вводит формы организо-ванного беспорядка в систему своего произведения для увели-чения его способности передавать информацию. Эко называет такое искусство, отказывающееся от принципов каузальности, бивалентной логики, однозначных связей, "информационным".
Если бесконечность интерпретаций и формальный хаос во-зобладают, то возникнет опасность превратить произведение в бессмысленный поток ощущений. Семантическая Вселенная бы-стро теряет свое равновесие, как только пользователи языка открывают для себя "запретный плод" - эстетическое измере-ние языка, возможность двусмысленностей и каламбуров11. Язык, однажды выпущенный "на волю", может стать неуправляемым, ибо бинарно упорядоченная структура естественного языка по-тенциально содержит возможность хаоса, которую авангард и раскрыл в полной мере. Логика языка неумолима, но это логи-ка замещений: все может быть заменено чем-нибудь еще благо-даря скрытой сети потенциальных связей, существующих по воле культурных конвенций. Все изначально содержится в языке - жесткая структура, обеспечивающая коммуникативный базис культуры, и потенциальная возможность к бесконечным преоб-разованиям, позволяющая создавать различные картины мира. Дать языку обнаружить свою гибкость, подвижность, а не только властное начало и далее инкорпорировать этот язык в структу-ру теоретического знания - так видится Эко модель наших от-ношений с собственным языком. Однако превращение эстети-ческого сообщения в "поле возможностей" не должно означать хаоса в его внутренних связях, позитивная собственность про-изведения - это его внутренняя структура, которая, помимо всего прочего, обнаруживает веру автора в существование "оп-ределенного порядка вещей".»