Многие десятилетия назад, когда радио было основным источником оперативной информации, государство (тогда - СССР) обеспечило черными «тарелками» радиоточек практически всю страну. Радио практически никогда не выключалось и о событиях, в том числе и чрезвычайных, все население информировалось, когда власть считала это необходимым. Альтернативных каналов не было - даже детекторные приемники подлежали обязательной регистрации, а, с началом Великой Отечественной, их массово изъяли, взамен оснастив квартиры и дома репродукторами. В то время - это был очень разумный и верный политический шаг - в стране, с жесткой линией развития и четко прописанной идеологией «иное мнение» было вредно для массового сознания. А в военные годы, когда значение информации, как психологического оружия массового воздействия, выросло значительно, ее, тем более, взяли под тотальный контроль. Приход эры телевидения изменил немногое - каналы распространения оперативной информации были в одних руках и все то же государство решало - когда и что следует довести до сведения своих граждан.
С появлением и развитием Интернета картина резко изменилась - источники информации перестали поддаваться учету, их распределенность, технические средства и программные возможности исключили всякую возможность «командного управления» информационными потоками. По крайней мере, при сегодняшних возможностях государств. Даже, самых развитых.
Сейчас, оперативность создания информации и ее доставки до получателей, видимо, уже достигла высшей точки своих возможностей. Отправить твит в свой микроблог, пост в личный ЖЖ или в комьюнити, фото или видеоролик прямо с места событий - привычное дело. Секунды - и текст или картинка с «места репортажа» становятся достоянием многих миллионов Интернет-пользователей. Возможно, с развитием Интернет-каналов, увеличением их скорости и пропускной способности, информация будет становиться доступней еще быстрее, но это уже не будет принципиально качественным скачком. Можно сказать, что информация уже доставляется мгновенно.
С утратой контроля и возможностей управления информацией привычными методами, государство обязано искать новые формы и методы воздействия на общество. Вариантов, в общем-то, немного и единственным разумным выглядит «встраивание» в информационные потоки, перехват инициативы, вбросы необходимой информации и т.д. и т.п. В общем, не можешь предотвратить - возглавь.
Особенно актуальным выглядит присутствие официальных лиц и организаций в информационном поле Интернета во время чрезвычайных ситуаций. Как показали трагические события 29 марта, такого присутствия практически нет и люди не получают оперативную информацию из официальных источников. Да, информация появляется, но со слишком большой задержкой, что не может удовлетворять запросам пользователей.
Подробный и очень качественный разбор
реакции на события официальных государственных сайтов сделал
Иван Бегтин, и тут добавить нечего, разве что посожалеть, глядя на эту удручающую картину. Скажу о том, что официальная точка зрения практически отсутствовала и там, где ее ждали и искали больше всего - в блогах. Говоря о блогах, я подразумеваю и ЖЖ, и Твиттер - те площадки, где информация наиболее оперативна.
А дальше, все пошло, как по учебникам - дефицит официальной информации был быстро восполнен слухами, домыслами, «мнениями экспертов», «правдивой информацией» от доморощенных ньюсмейкеров, умышленными вбросами тех, кто хотел дестабилизировать ситуацию или по-быстрому заработать себе очки и т.д. Пользователи, не имея иной возможности, были вынуждены черпать сведения из непроверенных источников, информация которых была намеренно или невольно искажена.
У властей уже была возможность научиться на собственных ошибках - во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда пагубность небрежительного отношения к работе в социальных сетях (в блогах и форумах, в частности) проявилась особо очевидно. Пугающая информация вызывала панические настроения у населения Абакана и ближайших к станции городов. К сожалению, урок впрок не пошел, ошибки и просчеты учтены не были. К чему может привести накачка паники в таком громадном городе, как Москва - лучше даже не представлять.
Очевидно, что на случаи экстренных событий и чрезвычайных происшествий должны быть подготовлены сценарии и люди, в задачу которых будет поставлен быстрый вход на площадки соцсетей, демфирование панических слухов, аргументированное разъяснение ситуации, противодействие провокациям и т.д. Да, для этого должны быть заранее подготовлены и запущены сети ресурсов - тех же блогов и микроблогов. Более того, эти ресурсы должны поддерживаться в работоспособном состоянии и время от времени наполняться некоторым контентом - иначе к ним не будет никакого доверия. Особенно в моменты ЧС. Методы, приемы и технологии информационных войн в форумах и блогах существуют и вполне успешно применяются. В том числе и в ситуациях острого кризиса. И если то же самое МЧС имеет договорные отношения с радиолюбителями, которые могут помочь спасателям обеспечением связью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то почему бы им и другим заинтересованным в сохранении стабильности государственным органам (
МВД,
ФСБ,
НАК и другим) заранее не договориться с теми, кто сможет в предельно сжатые сроки обеспечить нужное информационное наполнение Интернета?
Изображение с сайта
pressa.irk.ru