Государство и блогосфера в чрезвычайных ситуациях

Mar 31, 2010 15:55





Многие десятилетия назад, когда радио было основным источником оперативной информации, государство (тогда - СССР) обеспечило черными «тарелками» радиоточек практически всю страну. Радио практически никогда не выключалось и о событиях, в том числе и чрезвычайных, все население информировалось, когда власть считала это необходимым. Альтернативных каналов не было - даже детекторные приемники подлежали обязательной регистрации, а, с началом Великой Отечественной, их массово изъяли, взамен оснастив квартиры и дома репродукторами. В то время - это был очень разумный и верный политический шаг - в стране, с жесткой линией развития и четко прописанной идеологией «иное мнение» было вредно для массового сознания. А в военные годы, когда значение информации, как психологического оружия массового воздействия, выросло значительно, ее, тем более, взяли под тотальный контроль. Приход эры телевидения изменил немногое - каналы распространения оперативной информации были в одних руках и все то же государство решало - когда и что следует довести до сведения своих граждан.

С появлением и развитием Интернета картина резко изменилась - источники информации перестали поддаваться учету, их распределенность, технические средства и программные возможности исключили всякую возможность «командного управления» информационными потоками. По крайней мере, при сегодняшних возможностях государств. Даже, самых развитых.

Сейчас, оперативность создания информации и ее доставки до получателей, видимо, уже достигла высшей точки своих возможностей. Отправить твит в свой микроблог, пост в личный ЖЖ или в комьюнити, фото или видеоролик прямо с места событий - привычное дело. Секунды - и текст или картинка с «места репортажа» становятся достоянием многих миллионов Интернет-пользователей. Возможно, с развитием Интернет-каналов, увеличением их скорости и пропускной способности, информация будет становиться доступней еще быстрее, но это уже не будет принципиально качественным скачком. Можно сказать, что информация уже доставляется мгновенно.

С утратой контроля и возможностей управления информацией привычными методами, государство обязано искать новые формы и методы воздействия на общество. Вариантов, в общем-то, немного и единственным разумным выглядит «встраивание» в информационные потоки, перехват инициативы, вбросы необходимой информации и т.д. и т.п. В общем, не можешь предотвратить - возглавь.

Особенно актуальным выглядит присутствие официальных лиц и организаций в информационном поле Интернета во время чрезвычайных ситуаций. Как показали трагические события 29 марта, такого присутствия практически нет и люди не получают оперативную информацию из официальных источников. Да, информация появляется, но со слишком большой задержкой, что не может удовлетворять запросам пользователей.

Подробный и очень качественный разбор реакции на события официальных государственных сайтов сделал Иван Бегтин, и тут добавить нечего, разве что посожалеть, глядя на эту удручающую картину. Скажу о том, что официальная точка зрения практически отсутствовала и там, где ее ждали и искали больше всего - в блогах. Говоря о блогах, я подразумеваю и ЖЖ, и Твиттер - те площадки, где информация наиболее оперативна.

А дальше, все пошло, как по учебникам - дефицит официальной информации был быстро восполнен слухами, домыслами, «мнениями экспертов», «правдивой информацией» от доморощенных ньюсмейкеров, умышленными вбросами тех, кто хотел дестабилизировать ситуацию или по-быстрому заработать себе очки и т.д. Пользователи, не имея иной возможности, были вынуждены черпать сведения из непроверенных источников, информация которых была намеренно или невольно искажена.

У властей уже была возможность научиться на собственных ошибках - во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда пагубность небрежительного отношения к работе в социальных сетях (в блогах и форумах, в частности) проявилась особо очевидно. Пугающая информация вызывала панические настроения у населения Абакана и ближайших к станции городов. К сожалению, урок впрок не пошел, ошибки и просчеты учтены не были. К чему может привести накачка паники в таком громадном городе, как Москва - лучше даже не представлять.

Очевидно, что на случаи экстренных событий и чрезвычайных происшествий должны быть подготовлены сценарии и люди, в задачу которых будет поставлен быстрый вход на площадки соцсетей, демфирование панических слухов, аргументированное разъяснение ситуации, противодействие провокациям и т.д. Да, для этого должны быть заранее подготовлены и запущены сети ресурсов - тех же блогов и микроблогов. Более того, эти ресурсы должны поддерживаться в работоспособном состоянии и время от времени наполняться некоторым контентом - иначе к ним не будет никакого доверия. Особенно в моменты ЧС. Методы, приемы и технологии информационных войн в форумах и блогах существуют и вполне успешно применяются. В том числе и в ситуациях острого кризиса. И если то же самое МЧС имеет договорные отношения с радиолюбителями, которые могут помочь спасателям обеспечением связью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то почему бы им и другим заинтересованным в сохранении стабильности государственным органам (МВДФСБНАК и другим) заранее не договориться с теми, кто сможет в предельно сжатые сроки обеспечить нужное информационное наполнение Интернета?

Изображение с сайта pressa.irk.ru

блогосфера, политика, твиттер, МВД, форум, блогер, паника, чрезвычайная ситуация, Интернет, ФСБ, МЧС, Александр Кузин, власть, блог, государство, общественное мнение, управление информационными потоками, информационные войны

Previous post Next post
Up