http://gubernia74.ru/articles/2015/12/14/page19104.html Немного уточню в стиле Я. Миркина интенции размышлений о 2016-м, которые я дал "Губернии" :)
1. Мы зависим от глобальных политических процессов. Что бы мы у себя в провинции ни делали, наша судьба будет определяться тем, какой из сценариев разыграет для России История, притом это не вопрос какого-то ясного решения ЛПР, это вопрос довольно спонтанного развития событий: а) Нормализация, возврат к авторитарной модернизации нулевых (исчезающая вероятность, предполагающая добровольный уход Путина); б) Мобилизация, ужесточение режима, Иран-КНДР (не вижу для нее ресурсов, но вероятность выше, чем у первого сценария); в) Хаотизация, форсированная деградация и развал системы после исчерпания ресурсов и неспособности к адаптации, Венесуэла, новые 90-е (наиболее вероятный). Это никакое не открытие, ровно об этом писали Юргенс и Гонтмахер в 2011-м, емнип, еще. Есть благоприятные знамения (в других терминах говорить о кремлинологии пока неуместно), которые говорят о неготовности элиты так уж резво поворачивать на запасной путь к пресловутому мобилизационному бронепоезду - и рельсы-то давно уж заржавели, и состав частично разворовали, и в теплушки-то после "кадиллаков" неохота.
2. Наша система все еще работает в парадигме счастливых нулевых, с поиском инвесторов, капиталистическими отношениями, глобализированной экономикой и т.п. Между тем, реальность уже серьезно изменилась, и даже если региональная власть упластается, повышая инвестиционную привлекательность региона, кто пойдет в воюющую с Западом страну? Пока реально разве что не потерять тех, кто уже зашел в область, да привлечь кого-то из иностранных игроков, которые, несмотря на все политические риски, все еще не ушли из России. Для этого региональный менеджмент на самом деле должен "прыгать выше головы" - быть амбициозным, компетентным, современным, постоянно повышать образовательный уровень и видеть стратегическую цель развития региона. Да, а в базе - быть мотивированным и рассматривать область как объект для своих жизненных инвестиций, причем не в закрытых сеттльментах белых сагибов на Увильдах, Тургояке, "Тарасовке" или Атляне, а в городской среде Челябинска.
3. Импортозамещение - это нормальная задача промышленной политики любого государства, но надувать из этой тривиальной темы какую-то идеологическую "вампуку" есть страшный вред для развития страны, особенно в нынешней ситуации. Дешевый рубль дает исключительные возможности для накачивания экспорта, и надо быть клиническим идиотом, чтобы не суметь воспользоваться очередным подарком судьбы, пусть даже и таким неоднозначным. Бог посылает тебе лимон - делай лимонад. Рублевые издержки и долларовые прибыли - мечта для любого капиталиста, а для невовлеченного в эти бизнесы населения - запрос на сферу услуг, работа для поставщиков и смежников, налоги, торговля, стройка и проч. Внутри страны экономику начинает лихорадить, и неплатежи, рост дебиторки, а маячящий на горизонте вместе с грядущей инфляцией призрак возврата к бартеру вернут бизнес, ориентированный исключительно на внутренний рынок, обратно в 90-е очень быстро.
4. При этом тяжесть экономического развала и дестабилизации социально-политической системы распределится по стране неравномерно. Для регионов-локомотивов, к которым относится и Челябинская область, 2016-й год не принесет какого-то катастрофического обвала, а вот в депрессивных территориях руководство столкнется с реальностью региональных дефолтов, а население - с их последствиями в виде больших проблем с работой социальной сферы, ростом безработицы и резким падением качества жизни, итак невысокого. Прямым следствием этого станет рост трудовой миграции (сбудется мечта Д.А. Медведева), и, увы, заметный рост преступности (которая точно так же будет гастролировать в соседние "жирные" области) и социальных заболеваний - алкоголизма и наркомании.