https://slon.ru/posts/61186 Это сразу после убийства Немцова о том же говорили - били-то по коммуникационно-менеджерскому центру оппозиции, так что это все для бедных версия про эмоционально неустойчивого чечена с такой личной неприязнью к Немцову, что кюшать не мог.
"Но стоит отметить, что Касьянов не просто «кто угодно». Его политические преимущества и уникальные черты очевидны, неплохо было бы иметь их в виду. У него есть деньги, у него есть партия - это понятно, об этом даже скучно говорить. Еще у него есть международный ресурс, то есть, если совсем грубо, знакомые американские сенаторы, еврочиновники и люди из пресловутого Госдепа. После смерти Бориса Немцова такими связями среди оппозиционеров обладают только двое - Владимир Кара-Мурза, давно работающий у ПАРНАСа кем-то вроде министра иностранных дел, и собственно Касьянов. Здесь дело не в том, что ему будет легче договориться с тайным мировым правительством о поставках печенья на российский Майдан, а в том, что если у Запада будет четкое представление о том, кто возглавляет российскую оппозицию, то в любой спорной ситуации Кремлю по крайней мере будет трудно убедить своих иностранных партнеров, что с Касьяновым ядерная держава погрузится в пучину хаоса. Представить, что мир смолчит, если Кремль расстреляет демонстрацию каких-нибудь левых или правых радикалов, несложно, но если у западных лидеров будет четкое представление о том, что Кремлю противостоит нормальный умеренный политик, то возможностей для подавления оппозиции у российских властей будет гораздо меньше.
Если бы сейчас на дворе был год отставки Касьянова - 2004-й, - то можно было бы еще сказать, что с премьерских времен у него остались огромные и уникальные связи на всех этажах российской элиты, включая региональные. Увы, почти за двенадцать лет, прожитые вне госслужбы, Касьянов, скорее всего, просто забыл язык, на котором говорит российская власть, а если и не забыл, то из его знакомых, заставших его в премьерской должности, осталось несколько губернаторов и еще меньше министров, включая Сергея Шойгу, то есть внутриэлитного заговора Касьянов устроить не сможет. Но это и не имеет значения - даже для государственной молодежи бывший премьер навсегда останется бывшим премьером. Негласные номенклатурные правила в России работают, не давая сбоев - даже Борис Немцов, куда более радикальный и неприятный Кремлю, чем молчаливый Касьянов, до конца жизни был вхож в кремлевские кабинеты именно на правах человека, когда-то занимавшего вице-премьерскую должность; есть там, видимо, какое-то секретное правило на этот счет.
Бывший премьер в постсоветской России - это особый, исключительный статус. Даже советский экс-премьер Николай Рыжков, несмотря на преклонный возраст, остается уважаемым российским сенатором просто по праву должности, которую он занимал когда-то в прошлом веке. Виктора Черномырдина и Евгения Примакова хоронили с наивысшими, почти президентскими, государственными почестями. Мы не знаем, какие именно негласные преференции есть у экс-премьера Касьянова, но в их существовании сомневаться не приходится - стоит, между прочим, вспомнить слухи, сопровождавшие его в первые месяцы оппозиционной карьеры, когда он часто ходил на митинги. Почему его никогда не забирают в милицию? Потому что, по слухам, его охраняла ФСО. Если это правда, то даже формально Михаил Касьянов до сих пор остается действительным членом самого высшего слоя российской номенклатуры. В ситуации кризиса власти, которого все ждут не первый год, номенклатурный статус Касьянова вполне может стать решающим аргументом для многих ныне верных путинцев, которые станут думать, куда и как им перебежать из рушащейся системы.
Да, это звучит не так романтично, как любая революционная фантазия, но выбор возможных сценариев политического сегодня невелик. Российские выборы - шулерская игра, процедура мирной смены власти исключена самим государственным устройством, да и сами оппозиционеры не скрывают, что не верят в свой успех. Все аргументы против участия в выборах давно известны и весомы, но те немногие, кто продолжает верить в то, что яркая избирательная кампания сделает Россию лучше, - им Касьянов вполне подходит, и нет ничего, что могло бы быть решающим аргументом против голосования за него".