Притча про шамана и лук

Oct 27, 2019 21:13

Мне часто приходится общаться в интернете с людьми, утверждающими, что они являются марксистами. При обсуждении часто приходится объяснять противоречивость и нелепость некоторых идей марксизма.
Чтобы не спорить по отдельным фразам Маркса, я сочинил притчу, которую рассказываю «марксисту» или «коммунисту», с просьбой прокомментировать: справедливо ( Read more... )

мертвый труд, лук, Марксизм, шаман, притча, живой труд, средство производства

Leave a comment

pharmazevt October 28 2019, 18:16:08 UTC
По п.1. Вы уже задаёте другой вопрос: как "правильно" оценить долю труда, овеществленного в средствах производства, перешедшую на продукт.
Но чтобы ответить на вопрос притчи - о принципиальной справедливости вознаграждения с точки зрения марксиста - неважно, какова эта доля, важно, что она есть.

По п.2. Это неудивительно, так как для марксиста вопрос, как лук достался шаману, имеет принципиальное значение; но Вы же и спрашиваете, как ответить на вопрос притчи с маркстских позиций, а не "правильно".
Насколько я понял, заданный Вами вопрос не о том, какую из трех антилоп отдавать шаману, а о том, справедливо ли отдать шаману вообще какую-то долю добытого охотником. Ответ марксиста на этот вопрос таков: это зависит от того, как лук и стрелы достались шаману. Если созданы его личным трудом, то да, а если нет, то нет. По-моему, ответ вполне ясный; надо ли с ним согласиться - другое дело.

По п.3 см. п.2.,

Reply

al_firsov October 28 2019, 19:23:15 UTC
===По п.1. Вы уже задаёте другой вопрос: как "правильно" оценить долю труда, овеществленного в средствах производства, перешедшую на продукт.
Но чтобы ответить на вопрос притчи - о принципиальной справедливости вознаграждения с точки зрения марксиста - неважно, какова эта доля, важно, что она есть.===
Удивительная логика. Вы понимаете, что делиться надо, но цепляетесь за амортизацию, как за соломинку.
Допустим, лук позволяет убить 1000 антилоп до полного износа, а шаман затратил на него один месяц - ровно столько, сколько бегает за одной антилопой папуас? Справедливо ли в этом случае брать долю от результата охоты?
А Вы можете представить ситуацию с пренебрежимо малой амортизацией? Представьте не удочку, которая живет сезон, не хрупкий лук, который живет пять лет, а прочное копье, которое в египетских пирамидах лежит тысячелетиями. Должна ли плата антилопами уменьшаться пропорционально долговечности инструмента: чем лучше и надежнее инструмент - тем меньше плата? Разумно ли это?

===По п.2. Это неудивительно, так как для марксиста ( ... )

Reply

pharmazevt October 29 2019, 00:26:47 UTC
>>Вы понимаете, что делиться надо, но цепляетесь за амортизацию, как за соломинку. <<
Где Вы в моём ответе увидели что-то про амортизацию?

Reply

al_firsov October 29 2019, 04:27:07 UTC
===Где Вы в моём ответе увидели что-то про амортизацию?===
Странно, пытаетесь говорить о чем-то и не знаете, как это называется...
Вы пишете:
"средства труда охотника (дубинка или лук и стрелы) содержат воплощенный труд их создателей, тем самым убитая антилопа - продукт труда охотника - содержит как его воплощенный труд, так и воплощенный труд создателей средств его труда (орудий охоты)".
Правильно?
И тут Вы пишете:
"как "правильно" оценить долю труда, овеществленного в средствах производства, перешедшую на продукт.".
Правильно?
Так вот этот минимиум, который Вы предлагаете оплачивать шаману - "содержащийся в продукте труд создателей средств труда, овеществленный в средствах производства, перешедший на продукт" - и называется Амортизация средства производства:
"Амортизация - перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг)"Т.е. Вы предлагаете оплачивать Шаману только то, насколько обесценился лук в процессе ( ... )

Reply

pharmazevt October 29 2019, 05:13:52 UTC
Вопрос о том, сколько, по-марксистски, "справедливо" платить Шаману я вообще не рассматривал, потому что он в заглавном посте не был задан.
Вопрос, который был задан, такой: "По-марксистски, справедливо ли вообще сколько-нибудь платить Шаману?"
Разницу улавливаете?
Из того, что условием справедливости платы шаману за лук и стрелы принимается наличие его трудового участия в создании этого лука и стрел, не следует никакого метода исчисления конкретной величины этой платы, и никакого суждения о том, какова она должна быть, я не делаю.
О чём прямо и говорю:
"Вы уже задаете другой вопрос: как "правильно" оценить долю труда, овеществленного в средствах производства, перешедшую на продукт. "
И дальше я пишу, что для ответа на вопрос притчи ответ на этот другой вопрос не важен.

Reply

al_firsov October 29 2019, 12:23:33 UTC
===Вопрос о том, сколько, по-марксистски, "справедливо" платить Шаману я вообще не рассматривал, потому что он в заглавном посте не был задан.
Вопрос, который был задан, такой: "По-марксистски, справедливо ли вообще сколько-нибудь платить Шаману?"
Разницу улавливаете?
Из того, что условием справедливости платы шаману за лук и стрелы принимается наличие его трудового участия...Итак, попробую обобщить ( ... )

Reply

pharmazevt October 30 2019, 01:27:31 UTC
Если был разговор об амортизации, то не со мной. Я сразу, наклеив марксисткую бороду, говорил о трудовом вкладе владельца как главном факторе в вопросе о справедливости взимания платы.
Описанная в притче ситуация, кстати, более общая, чем капиталистическая: по существу имеет место натуральная ссуда индивидуальному производителю (кустарю).
Я пытался освежить, как Маркс толкует подобные ссуды в "Капитале", но никакого внятного анализа не нашёл.

Reply

al_firsov November 6 2019, 17:44:09 UTC
Можете наклеить марксистскую бороду для обсуждения еще одной притчи "Про столяра и кузнеца".

Reply


Leave a comment

Up