«Челкаш шел по берегу реки, через его рваные штаны было видно его пролетарское происхождение». Из детского сочинения
Где в современном мире найти пролетария? Чем отличаются пролетарий, люмпен, паупер, рабочий и квалифицированный рабочий?
В этом вопросе очень не просто разобраться. Маркс и Энгельс так замутили эту картину, что в современном обществе у каждого человека свое понимание пролетариата.
Попробуем разобраться в этой основной философской категории Маркса.
Происхождение термина
Мы так часто слышим слово «пролетарий» из уст марксистов, что настало время разобраться - что это за зверь, и где он живет.
Начнем с самого низа. Откуда пошел этот термин? Считается, что шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578-535 г. до н. э. Сервий Туллий учредил ценз и произвел податную перепись населения. В результате все общество в зависимости от стоимостного выражения имеющегося имущества было разделено им на цензовые разряды («классы» - термин, учрежденный Туллием). Пять различных имущих классов получили разные права (голоса по участию в выборах), различные обязанности по выставлению пехотинцев (центурий) и уплате налогов.
Кроме пяти классов при Сервии Туллии существовали неимущие рабы.
И одновременно выяснилось, что в римском обществе существует определенная категория людей, не рабов, которые живут подаянием, воровством и случайными заработками. Эти люди при переписи в графе имущество ставили или proles (потомство, дети), или вообще ничего не ставили. И их оценивали просто по головам (caput).
Члены этой классовой прослойки, получившей на все последующие тысячелетия название пролетариата, хотя и имели некоторые права частноправовой самостоятельности, но освобождались от налогов и военной службы.
Во времена Маркса некоторые экономисты 19 века стали называть «пролетариатом» массы крестьян, высвобождавшиеся в деревне в связи с приходом туда уборочной и посевной техники. Эта безработная масса, присоединившаяся к городским люмпенам, была готова заниматься чем угодно за любую оплату. На эту массу дешевых работников экономисты 19 века распространили термин «пролетариат».
Маркс и Энгельс в своих работах попытались наполнить эту резко возросшую прослойку новым содержанием, приписав ей ключевую роль в изменении будущего общества.
Что увидели в пролетарии Маркс и Энгельс
Маркс, преданный учению Гегеля о борьбе противоположностей, увидел в пришедших в город толпах крестьян новый класс неимущих неквалифицированных работников, и сделал это видение-мираж основой своей классовой теории. В этом «новом пролетариате» Маркс увидел движущую силу и будущее всего человечества. Эта толпа людей без перспектив на будущее показалась Марксу и Энгельсу демонической силой, которая в будущем может объединиться и изменить ход истории:
«Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт».
(Маркс К., Энгельс Ф., «Манифест коммунистической партии»,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т.4, с.434)
В этой статье я не буду разбирать те дифирамбы, которые Маркс и Энгельс поют «новому пролетариату», но попытаюсь лишь разобрать те моменты, которые не позволяют использовать теорию Маркса и Энгельса для анализа современного общества.
Границы класса «Пролетариат»
Современные «марксисты», чтобы привлечь к себе максимум сторонников, пытаются притянуть термин «пролетариат» ко всем наемным работникам. Но этим они противоречат основным положениям Маркса и Энгельса.
Посмотрим, как обрисовывали границы «своего пролетариата» Маркс и Энгельс, и к чему это приводит в современном обществе.
Начнем с самого низа.
Люмпен-пролетариат, пауперы, бродяги
Этот известный на протяжении двух тысячелетий классический пролетариат, существующий при любом общественно-политическом устройстве, Маркс исключил из своего понимания «пролетариата». Он посчитал, что такой пролетариат ему не нужен. Во времена Маркса эта прослойка «пауперов/люмпенов, но не пролетариев» составляла около 15% трудоспособного населения:
«Ленг подсчитал, что в Англии (и Уэльсе) существование более чем 11 млн. основывается на простом труде. По вычету одного миллиона аристократов и полутора миллионов пауперов, бродяг, преступников, лиц, живущих проституцией, и т. д., из 18 млн. населения, насчитывавшихся в стране в то время, когда писалось его сочинение, остается 4 650 000 душ»
(Маркс К. «Капитал» Т.1, Примечание 18.,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.209).
«Они принадлежали большей частью к люмпен-пролетариату, который имеется во всех больших городах и резко отличается от промышленного пролетариата. Этот слой, из которого рекрутируются воры и преступники всякого рода, состоит из элементов, живущих отбросами с общественного стола, людей без определенных занятий, бродяг - gens sans feu et sans aveu;».
(Маркс К. «Классовая борьба во Франции».
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 7, с. 23)
Относить эту прослойку к «своему пролетариату» классики категорически запрещали:
«Люмпен-пролетариат, представляющий собой отбросы из деморализованных элементов всех классов и сосредоточивающийся главным образом в больших городах, является наихудшим из всех возможных союзников. Этот сброд абсолютно продажен и чрезвычайно назойлив. Если французские рабочие во время каждой революции писали на домах: «Mort aux voleurs!» - «Смерть ворам!» - и многих из них расстреливали, то это происходило не в силу их благоговения перед собственностью, а вследствие правильного понимания того, что прежде всего необходимо отделаться от этой банды. Всякий рабочий вождь, пользующийся этими босяками как своей гвардией или опирающийся на них, уже одним этим доказывает, что он предатель движения».
(Энгельс Ф., «Предисловие ко второму изданию «Крестьянской войны в Германии»»,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т.16, с. 417-419)
Безработные
Людей, потерявших работу, Маркс тоже вычеркнул из рядов «своего пролетариата», поскольку полагал, что ужасы капитализма уже никогда не позволят этим людям вновь найти работу:
«Часть рабочего класса, которую машина превращает таким образом в излишнее население, т.е. такое, которое непосредственно уже не требуется для самовозрастания капитала…»
(К.Маркс «Капитал», Т.1,
Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, изд.2, т. 23, стр. 441)
«… машины - весьма роковая вещь, раз введение их превращает занятых рабочих в пауперов, а развитие их вызывает к жизни больше рабов труда, чем они убили».
(К.Маркс «Капитал», Т.1,
Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, изд.2, т. 23, стр. 458)
Что насчет работающих?
Классики отсекали от «своего пролетариата» люмпенов и безработных, и отнесли к «своему пролетариату» только работающих.
«Этим последним противостояли свободные пролетарии, но не работающие, а люмпен-пролетарии. В наше время общество во все возрастающей степени держится на труде пролетариев, они становятся все более необходимыми для его существования. Римские же люмпен-пролетарии были паразитами, не только бесполезными, но даже вредными для общества, и поэтому они не являлись решающей силой».
(Энгельс Ф., «Юридический социализм»,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т.21, с.502)
Но не всех работающих классики относили к пролетариату.
(Продолжение в
следующей записи)