Рабы на Руси были всегда. Вплоть до 1863 г. людьми торговали открыто.
Из Повести временных лет. Описания договоров и поступков 10 века нашей эры на Руси:
===И о том: если найдут русские корабль греческий, выкинутый где-нибудь на берег, да не причинят ему ущерба. Если же кто-нибудь возьмет из него что-либо, или обратит кого-нибудь из него в рабство...===
- По договору с греками в русские рабы греков с разбитого корабля брать нельзя.
===если нарушит это кто-либо из нашей страны - князь ли, или иной кто, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом и в этой жизни===
- В раба можно было обращать на Руси за нарушение клятвы.
===приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим===
- Святая Ольга пленных отдавала в рабство русским.
===В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы».
- как мы видим, больше всего рабов Святослав получал не из Чехии, Венгрии или других стран (Греции, Византии и т.д.) а из Руси.
Рабы во времена Святослава были среди четырех главных товаров и богатств Руси.
Посмотрим на Русскую Правду - свод российских законов, разработанный в 1068-1072 годах тремя сыновьями Ярослава Мудрого - Изяславом, Святославом и Всеволодом).
Там есть такие положения:
===24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.===
===27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.===
Слово о Полку Игореве
В Слове о Полку Игореве (написано предположительно в конце XII века или в 1185г.) тоже говорится о торговле рабами на Руси, и о ценах на них.
Вот как звучит это в переводе Лихачева:
"Великий князь Всеволод!
Не думаешь ли ты прилететь издалека
отчий золотой престол поблюсти?
Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать,
а Дон шлемами вычерпать!
Если бы ты был здесь,
то была бы раба по ногате,
а раб по резане".
Вот как перевел этот кусок Заболоцкий:
"Если б ты привел на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук,
Продавали б девок по ногати,
А рабов по резани на круг."
Двинская уставная грамота 1397 г.
Двинская уставная грамота - источник права, дарованный
Двинской земле великим князем московским
Василием I Дмитриевичем в 1397 году после её присоединения к Москве.
В ней тоже говорится о рабстве:
"11. А кто осподарь огрешится, ударит своего холотха или робу, а случится смерть, в том наместници не судят, ни вины не емлють."
Термин "раб" применялся только к тем рабам, которые содержались на цепи. Женщин-рабынь на цепи не содержали, и звали наложницами. Остальных рабов для отличия чаще звали холопами, челядью или дворовыми. Термин "раб" ушел из языка вместе с цепным содержанием.
Рабы в России стали называться холопами, челядью или дворовыми людьми.
При этом право рабовладельца владеть, пользоваться и распоряжаться рабом без ограничения сохраняется в России до 19 века. Людей в России отрывают от семей и продают вместе с мебелью, коровами и борзыми собаками вплоть до середины 19-го века.
В 16 веке Иван Грозный отменяет Юрьев День - право раба раз в году попытаться сменить владельца.
В 18 веке Петр 1 берет на себя право отбирать у рабовладельцев холопов на государственные нужды (рекрутская повинность) и отменяет право рабов становиться свободными после смерти рабовладельца. Одновременно вводится налог на холопов с рабовладельцев.
Введение такого налога некоторые авторы предлагают назвать окончанием рабства в России.
28 мая 1801г. Александр 1 издает Указ "О непринимании для припечатывания в ведомостях объявлений о продаже людей без земли". В нем "Его Императорское Величество Высочайше повелеть изволилъ, дабы объявления о продаже людей безъ земли, ни отъ кого для припечататя въ ведомостяхъ принимаемо не было".
Рабство на Руси не отменяется, но начинает маскироваться.
В 1861-ом году издается манифест, которым с 1863-го года отменяется право помещиков на владение, пользование и распоряжение рабами, если они готовы покинуть помещика без земли.
Если же крестьянин пожелает выкупить ту землю, которой пользовался до манифеста, то он должен будет взять ссуду у государства и начать выплаты помещику. До окончания выкупа он будет называться "временнообязанным" и его отношения с рабовладельцем будут продолжаться на прежних условиях.
"6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям
пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно
исполнять прежние их обязанности."
В 1907г. выкупные платежи были отменены. Но, хотя бывшие рабы более не платили выкупных платежей, временнообязанные крестьяне продолжали существовать в некоторых районах России до февраля 1917 года.
В отдельных регионах России (Кавказ, Азиатские регионы) рабовладение и соответствующий способ ведения хозяйства сохранились до настоящего времени.
Оригинал взят у
maximus101 в
О торговле рабами на РусиУ меня как-то спрашивали о масштабах работорговли на Руси. Приведу отрывки из известного текста - "Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в середине XVII века", написанного Павлом Алеппским. Сирийский патриарх Макарий приезжал в Россию дважды - в 1656 г. и в 1666 г.
Павел Алеппский пишет преимущественно о рабах, захваченных в результате набегов и войн, но существовал и значительный внутренний рынок. Упоминания о торговле женщинами в Великом Новгороде в 15 веке, я
выставлял ранее. Про то, как московиты угоняли в рабство татар
>>>>московиты берут пленных у них: стоя на верху крепостей, они наблюдают, так как путь татар проходит вблизи от них, и как только заметят едущих, часть их сходит, мчится на своих конях и, опередив татар, становится в засаду в стороне от дороги. При приближении к ним татар, они тотчас хватают их караван, будут ли это мужчины, женщины, девочки или мальчики, уводят в свою страну и продают на рынке уничижения за десять, пятнадцать или двадцать пиастров. Поэтому у каждой богатой женщины бывает пятьдесят, шестьдесят (рабынь) и у каждого важного человека семьдесят, восемьдесят (рабов).
Они их не оставляют так, но тотчас обращают в христианство, хотят ли они или нет; их крестят даже насильно. Если потом увидят, что они хорошо себя ведут и усердны в вере, то их женят между собою и детям их дают наилучшие имена. Мы замечали в них набожность в смирение, каких не встречали и среди лучших христиан: они научились тайнам веры и обрядам и стали такими, что лучше и быть нельзя.
Про цену татарских рабов в Московии
>>>>Татар часто берут в плен войска московитов, охраняющие границу поблизости от них; нападая на их страну внезапно, разоряют, жгут и захватывают жителей. В стране московской их продают по самой низкой цене: их можно купить не за двадцать или за тридцать золотых, но не более как за десять, ибо цена им так установилась издревле. Приобретая их за ничтожную цену, тотчас крестят их и обращают в христианство.
Про то, как донские казаки продавали турок и татар в рабство в Московию
>>>>Что касается донских казаков, которые ходят в Черное море, числом 40.000, то они также стоят под властью царя. Татары трепещут перед ними, ибо казаки всегда нечаянно нападают на их страну, забирают их в плен и привозят в страну московитов, где и продают. Так как татары наказание для христиан, живущих вокруг них, то Бог послал на них этих (казаков) в возмездие им (да увеличит Бог их силу над ними!).
Мы видали у них пленников из восточных земель: из Требизонда (турецкий Трабзон), Синопа и их округов, из Еникёя, из татар; всех их захватывают в плен казаки...называемые по-турецки тонун-козакы, т.е. донские казаки: они плавают по Черному морю, берут в плен множество мужчин, женщин, мальчиков и девочек, привозят их сюда и продают по самой дешевой цене. Их немедленно крестят. Мы во множестве встречали их в домах богачей и даже простолюдинов. Когда мы заговаривали с ними по-турецки, они совсем нам не отвечали, из боязни своих господ, которые, услышав, что они говорят на своем языке, думают, что прежняя их вера еще в груди у них. По этой причине они вовсе не говорят на своем языке.
Про угон населения из Речи Посполитой в Московию
>>>>Начиная от этого Волхова, нам стали встречаться арбы с пленными, которых везли московиты из страны ляхов; тут были только женщины и дети, мужчины же перебиты мечом. Сердца наши разрывались за них. Бог да не даст нам видеть подобное!
Про избиение евреев, армян и ляхов московитами
>>>>>Царь отправился в поход, и Господь под конец даровал ему победу: он завоевал великий город Смоленск и победил главнейшего из своих врагов, Радзивила, а его военачальники покорили около 49 городов и крепостей силой меча и по добровольной сдаче и избили, одному всевышнему Богу ведомо сколько, евреев, армян и ляхов. Говорят, что их младенцев клали в бочки и бросали без милосердия в великую реку Днепр, ибо московиты до крайности ненавидят еретиков и язычников.
Про то, как московиты угоняли в рабство женщин и детей из Речи Посполитой
>>>>>Всех мужчин они избивали беспощадно, а женщин и детей брали в плен, опустошали страну и истребляли население. Страна ляхов, которая прежде была подобна гранату и приводилась в образец, была обращена в развалины и пустыню, где не встречалось деревень и людей на протяжении 15 дней пути в длину и ширину. В плен было взято более ста тысяч, так что, как нам рассказывали, семь, восемь мальчиков и девочек продавались за один динар (рубль) и дешевле, и мы сами видели многих из них. Что касается городов, сдавшихся добровольно, то тех из жителей, которые приняли крещение, оставляли, обеспечивая им безопасность, а кто не пожелать (креститься), тех изгоняли. Что же касается городов, взятых мечом, то, истребив в них население, московиты сами селились в них и укрепляли.
Про татарских рабов в Московии
>>>>то были жены важнейших сановников, в роскошных платьях с дорогим собольим мехом, в темно-розовых суконных (верхних) одеждах, унизанных драгоценным жемчугом, в красивых колпаках, шитых золотом и жемчугом, с опушкой из очень длинного черного меха. При них было множество служанок из татарок, что было видно по их лицам и маленьким глазам; они пленницы и находятся в положении унизительном. Мы видели их тысячи в этой стране, ибо цена их ничтожна и они продаются дешево, равно как и мужчины-татары: у всякого вельможи бывает их сорок, пятьдесят.
Ты увидел бы, читатель, что волосы у них черные и свободно висят, как у московитов, но глаза маленькие и прищуренные. Имена у них христианские, ибо они чисто православные: их набожность и знание ими вашей веры поистине велики. Имена их суть имена главнейших (святых): Феодосий, Евстафий, Василий, Аврамий, Феодор, Григорий - в таком роде имена мужчин. Имена девиц и женщин рабынь суть: Фекла, Феодора, Юстина, Евфимия, Юлиана, Варвара, Марана (Марина?), Кира, Евпраксия. Этими и подобными именами, кои суть отличнейшие из (христианских) имен, называют татар, которые прежде были нечистыми и бесстыдными, но по принятии крещения обратились в избранный народ Божий.