Продолжение статьи про трудовую теорию стоимости услуг.
(
Начало статьи)
Ценность услуги для потребителя
Т.е. можно сказать, что в результате получения услуги человек получает или восстановление, или увеличение человеческого капитала.
Происходит увеличение того, что может приносить человеку деньги (человеческого капитала) - улучшается здоровье, появляются знания, умения, навыки, связи.
Так что между получением услуг и денежными доходами существует определенная связь:
- чем больше услуг получил человек - тем больше сил, знаний, навыков, морального духа он восстановил или прибавил.
И эту прибавку человек может оценивать, как сознательно - в деньгах, так и бессознательно - в силах, здоровье, хорошем настроении, прибавке сил.
Например, можно сказать, что здоровья прибавил «на миллион», или что оказанная услуга стоила тех денег, которые за нее уплачены.
В принципе, оценку услуги получатель услуги может проводить в деньгах.
Разберем некоторые виды услуг
Если человек имеет оценку собственного человеческого капитала - он может легко решать - стоит ему соглашаться на ту или иную услугу, или нет.
Перед нами была описана одна ценность услуги - ценность для потребителя.
Эта ценность может быть представлена как в деньгах, так и рабочем времени самого потребителя.
Эта та максимальная цена, которую потребитель мог бы в крайнем случае заплатить за услугу, если бы не рассчитывал получить в результате услуги больше, чем заплатил.
Примечание: конечно, могут существовать отдельные покупатели или отдельные ситуации, когда покупающий услугу платит за нее заведомо больше того, что может получить в виде восстановления сил. Но это - исключения из общего правила.
Медицинские, образовательные, развлекательные услуги, услуги туризма, отдыха, спорта и т. п.
Чтобы понять политэкономию таких услуг надо понимать главную особенность таких услуг - они восстанавливают человеческие силы, повышая работоспособность, улучшая моральное и психологическое состояние. И через это восстанавливают человеческий капитал.
Объем восстановление сил за счет полученной услуги человек зачастую формулирует базируясь на собственных ощущениях:
- отдохнул на год вперед,
- прибавил год жизни,
- восстановился после месяца напряженного труда,
- встал после массажа такой же бодрый, как был утром.
- снял усталость последних дней, и т.д.
Наем уборщицы, сантехника, репетитора, курьера на разовую работу
Есть другой вид услуг, когда человек платит не за восстановление своего капитала, а ради экономии своего времени и сил. Но и тут расчет происходит с учетом человеческого капитала.
Предположим, что представитель среднего класса, имеющий большой человеческий капитал, позволяющий ему претендовать на зарплату в 8 тысячи рублей в день, оказывается вынужденным делать такую работу, которая ему не очень нравится, и которая займет один час его времени.
Он на подсознательном или сознательном уровне оценит свой часовой труд в одну тысячу рублей.
Если ему представится возможность нанять на этот час профессионала, с часовой оплатой менее тысячи рублей в час, то он скорее заплатит за услугу, чем возьмется делать ее самостоятельно.
Если же услуга будет стоить больше 1 тысячи рублей, то он, скорее всего, откажется от предлагаемой услуги и попробует оказать ее себе сам - сам уберется, прочистит раковину, позанимается с ребенком, съездит в качестве курьера, проедет не на такси, а на общественном транспорте и т.д.
Понятно, что человек не будет платить другому за работу дороже, чем стоит сам, если он может сделать работу сам.
В этом случае максимальной ценой, которую работодатель может позволить себе чтобы оплатить работу нанимаемого - будет его собственная зарплата за то же время.
Если кто-то попросит за свою услугу больше, чем она обойдется самому клиенту, то клиент просто не согласится на сделку, заявив: «Я сделаю все сам», или «Я обойдусь без столь дорогой услуги».
Рассмотрим еще несколько примеров оценки услуги через человеческий капитал.
Как оценивает стоимость услуги покупатель зрелищной услуги
Поход на концерт
Предположим, что из собственного опыта человек знает, что его возможности заработать составляют в среднем три тысячи рублей в день. И если при этом он подсознательно оценивает, что просмотренный концерт популярного певца восстановит его силы на один день, то он может на подсознательном уровне чувствовать, что восстановление сил одного дня - это практически 3 тысячи рублей в карман. Выбирая способ отдыха, он будет сравнивать стоимость билета на концерт с этим своим подсознательным ощущением восстановления сил.
Если билет на концерт, восстанавливающий силы одного дня, будет стоить 1,5 тысячи рублей, то человек скорее пойдет на концерт, чем откажется от билета. Если же билет будет стоить 4 тысячи рублей, то человек скорее не пойдет на концерт, чем пойдет.
Это будет оценка им самим трудовой стоимости услуги - 8 часов его рабочего времени.
В результате покупки билета за полторы тысячи рублей человек будет рассчитывать, что затрата его половины заработка за день даст ему сил больше, чем он затрат денег, и он получит выгоду в размере половины рабочего дня.
При этом человек, зарабатывающий в день одну тысячу рублей, не пойдет на концерт, стоимостью в 1,5 тысячи рублей, если этот концерт восстановит его силы, которые тратятся в течение одного рабочего дня.
Стоимость мест в театре или концертном зале
Тот факт, что расстояние от сцены до зрителя оказывает влияние на восприятие концерта или театрального представления зрителем - хорошо знают продавцы билетов.
Цена билета на представление напрямую связана с тем, какое положительное влияние на зрителя оказывает происходящее на сцене.
Чем ближе зритель к сцене или исполнителю - тем дороже билеты.
Ценность услуги для производителя услуги
Человек, производящий услугу, как правило, не получает удовольствия от оказания услуги. Он тратит на оказание услуги свое время, силы, умение. Он расходует энергию, какие-то расходные материалы, использует помещение и инструменты.
Оказание услуги - это его вложение. И он бы хотел получить с этого вложения какую-то прибыль сверх того, что он затратил.
Достаточно много в экономике посвящено расчету себестоимости и на этом не стоит останавливаться подробно.
Себестоимость или издержки производства плюс существующая на рынке норма прибыли - это та минимальная цена, за которую оказывающий услугу хотел бы продать свою услугу.
Принятие решения о покупке услуги покупателем
Если потенциальный потребитель услуги видит, что предлагаемая ему услуга стоит меньше, чем он сам ее ценит (он может ожидать прибыль в виде большего увеличения человеческого капитала, чем цена услуги), и если при этом другие аналогичные предложения являются худшими по прибыли или по качеству, то потенциальный покупатель может решиться и приобрести услугу.
Чем больше ожидаемая прибыль от оказания услуги - тем с большей охотой покупатель приобретет услугу.
В принятии решения многое зависит от настроения покупателя, его понимания свойств и качества услуги, его мотивации на увеличение собственного человеческого капитала.
Принятие решения о продаже услуги продавцом
Если продавец услуги принял твердое решение о продаже услуги, и если он видит, что покупатель готов предложить большую цену, чем себестоимость (издержки) оказания услуги, то он, скорее всего, согласится продать услугу, чтобы в результате получить такую норму прибыли, которая равна или превышает среднюю норму прибыли по отрасли.
Чем больше ожидаемая прибыль от продажи услуги - тем с большей охотой продавец окажет услугу покупателю.
Принятие решения продавцом о продаже услуги проще, чем принятие решения о покупке покупателем.
Формирование цены на рынке услуг
Выше было показано, чем определяется максимальная цена, которую готов заплатить покупатель услуги и минимальная цена, за которую готов продать свою услугу производитель услуги.
В реальности цена на рынке всегда будет где-то между этими значениями.
В определенных случаях цена будет ближе к минимальной цене продавца - это произойдет в тех случаях, когда качество услуги не является лучшим на рынке, и когда количество предлагаемых услуг достаточно велико, чтобы создать избыток предложения на рынке, когда количество производителей услуг на рынке достаточно велико, чтобы минимизировать ценовой/картельный сговор.
Цена услуги на рынке может быть и близкой к максимальной цене покупателя услуги.
Это произойдет в тех случаях, когда качество услуги у одного из производителей услуги будет выше, чем у конкурентов, когда количество предлагаемых услуг достаточно мало, чтобы создать дефицит, когда количество производителей услуг незначительно, и может присутствовать ценовой сговор.
Особенность услуг в том, что цена услуги очень часто связана не с тем, какие затраты при этом несет оказывающий услугу, сколько с тем, какие удовольствие и польза получаются в результате оказания услуги.
Производственные услуги
Есть ряд услуг, которые оказываются в процессе производства товаров, и цель которых - или экономия, или минимизация рисков - услуги по уборке, охране, сортировке, упаковке, бухгалтерские, юридические, административные, информационные и т.д.
Эти услуги оказываются собственнику бизнеса с целью минимизации его расходов и рисков.
Цена на эти услуги формируется аналогично ценам на другие услуги - она располагается где-то между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель услуги, и минимальной ценой - той ценой, которую хотел бы получить оказывающий услугу.
И цена на такую услугу может приближаться к минимуму только в исключительных случаях.
Транспортные услуги
По транспортным услугам есть много информации о том, как считать себестоимость транспортной услуги, но очень мало о том, какие факторы формируют цену на транспортные услуги.
А здесь складывается точно такая же ситуация, как и в других услугах, оказываемых с целью экономии.
Если где-то, скажем, в Магадане, вырастить килограмм помидоров будет стоить 1000 рублей, а себестоимость привоза помидоров складывается из минимальных 10 рублей - вырастить помидоры в Краснодарском крае, и 100 рублей - привезти их в Магадан.
То, в этом случае, максимальная ценность помидоров для потребителя будет 1000 рублей, а минимальная цена, за которую производитель будет готов продать помидоры в Магадане - 110 рублей.
Для транспортных компаний, перевозящих грузы из Краснодара в Магадан появляется возможность заработать от 100 до 990 руб. за килограмм.
Какая в результате рыночных отношений сложится цена на транспорт и на помидоры в Магадане - зависит от уровня конкуренции на транспорте и на конечном рынке.
Информационные услуги
Отдельно надо сказать про информационные услуги.
Все большее развитие в мире приобретают информационные услуги. Для понимания ценообразования в информационных услугах, надо понимать, что это не есть что-то новое, чего человечество не знало. Информационные услуги сопровождали человека всегда. С момента появления человеческой речи, а также с момента возможности накапливать и передавать информацию.
Без информации существование человека невозможно.
Другое дело, что сейчас обработка информации приобрела такие масштабы и скорость, что влияние информации резко возросло.
Индивид стал получать больше информации в более доступном виде.
Организации стали получать обрабатывать и передавать гораздо большие объемы информации, чем раньше.
Но суть ценообразования в этих услугах осталась той же самой. Цена на услуги формируется исходя из максимальной цены - определяемой тем, насколько возрастет человеческий капитал в результате получения информации, или тем, сколько экономит бизнес в результате своевременного получения необходимой информации, и из минимальной цены - сколько будет стоить подготовить, обработать и разместить/передать информацию.
Где между этими крайними значениями окажется фактическая цена информационной услуги - определяется самими участниками сделки и «невидимой рукой рынка».
Карл Маркс об услугах
Как уже говорилось, Маркс максимально избегал обсуждения услуг:
«Под наемным трудом мы подразумеваем только тот свободный труд, который обменивает себя на капитал, превращается в капитал и увеличивает его стоимость. Все так называемые услуги отсюда исключены».
(Маркс К., «Черновик Капитала. Экономическая рукопись 1861-1863 годов. Процесс производства капитала»,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 47, с.148)
«Единственная стоимость, которую знает политическая экономия, есть стоимость товаров».
(Ф.Энгельс «Анти-Дюринг»,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 20, с.318)
Если мы посмотрим на труды Карла Маркса или его предшественников - Уильям Петти, Адама Смита, Давид Рикардо, то мы увидим, что все они старательно избегают обсуждения услуг.
И это понятно - услуги отчуждаемы только если они оказываются в сфере обработки товаров - транспорт, упаковка, сортировка.
В этих сферах деятельности можно сказать об эксплуатации или о том, что труд оплачивается не так, как мог бы оплачиваться.
«Потребительные стоимости вообще производятся здесь лишь потому и постольку, поскольку они являются материальным субстратом, носителями меновой стоимости».
(К.Маркс «Капитал» Т.1,
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.46).
В большинстве услуг человек, оказывающий услугу, контактирует непосредственно с тем, кому оказывается услуга. Он может посчитать и самостоятельно оценить - справедливо ему платится зарплата за услугу или нет. В крайнем случае он может выйти на потребителя услуги напрямую, минуя работодателя, что заставляет работодателя беспокоиться о том, чтобы зарплата платилась в соответствии человеческим капиталом.
Карл Маркс не смог правильно объяснить ценообразование в услугах, потому что опирался на неверные постулаты, выдвинутые им в ранних работах и в «Капитале»:
a. Снижение со временем квалификации рабочей силы,
б. Уменьшение со временем доли умственного и квалифицированного труда,
в. Уменьшение со временем доли умственного труда и услуг,
г. Увеличение со временем количества работников неквалифицированного труда (пролетариата),
д. Снижение со временем стоимости рабочей силы до минимального прожиточного уровня.
Теория К. Маркса не может быть применима для понимания ценообразования в услугах, поскольку:
а. Не учитывает человеческий капитал;
б. Не учитывает возрастание стоимости человеческого капитала (стоимости рабочей силы) в результате получения услуг;
в. Не разбирает случаи экономии усилий, времени и труда потребителя в результате получения услуги.
.
Заключение
1. Цена на услуги связана не только с теми затратами, которые несет производитель услуги, но и с тем, какую пользу в денежном и временном выражении получит потребитель.
2. Главная особенность услуги, что у нее две ценности - одна ценность для потребителя, и другая ценность - для производителя услуги.
3. Обе ценности можно выражать в деньгах или во времени.
4. Ценность услуги для потребителя нельзя понять без понимания сути человеческого капитала.
5. Для человека с большим человеческим капиталом ценность услуги выше. Поэтому он готов платить за услугу большую цену или воспользоваться услугой там, где человек с малым человеческим капиталом предпочтет сделать все сам.
6. В процессе оказания услуг цена формируется так, что почти всегда выигрывают обе стороны. Т.е. в услугах сделки по оказанию услуги ситуация Win-Win - норма, а сделки Win-Lose или Lose-Lose («Zero sum game» - игра с нулевой суммой) - исключения.
7. В отличии от рынка товаров, цена на услуги определяется не столько трудовыми затратами производителя, сколько изменяющимися в результате оказания услуги факторами потребителя: прибавлением человеческого капитала и экономией труда потребителя.
Александр Фирсов
04.09.2021