О человеческой неблагодарности

Apr 23, 2015 09:52



Недавно приняли в Союз писателей России начинающую поэтессу Стефанию Данилову. Приняли с трудом, большими спорами и оговорками. Фигура очень неоднозначная. Девушка несомненно талантливая, но, к сожалению, львиная доля ее таланта направлена не на стихи, а на наиболее выгодную подачу автора, т. е. себя, любимой. Это не смертельно, более того, без этого качества вообще поэтами становятся редко, но в данном случае самопиар и самолюбование - запредельно. После первой конференции молодых литераторов Северо-Запада отложили ее вступление до выхода новой книги. На второй долго совещались, и решили - ребенок подает надежды, к тому же, со сложной судьбой… Недавно умер ее отец - член Союза писателей России, очень интересный, но не успевший полностью раскрыться поэт, Антон Захаров… Неоперабельный рак. Сама Стефания, поминутно впадавшая  в истерику… в общем - дрогнуло сердце председателя правления. Привез он на этой неделе билет юной поэтессе…
Говорю как есть, точнее как все происходило на моих глазах. Чтобы не возникло никаких иллюзий, повторю - поэтесса талантлива. Приняли не из жалости или отдавая долг памяти отцу. Составляющих подобного решения, конечно, много, но определяющим были все-таки стихи.
…и вот, открываю я интернет и читаю в «Комсомольской правде» четырехмесячной давности интервью с новомодной поэтической дивой под названием «Меня приняли в Союз писателей лишь под псевдонимом 67-летней поэтессы».
И вот такой пассаж открылся моему взору:
«Однажды я провела эксперимент. Послала на одну конференцию в Союзе писателей свои стихи. Написала честно: Стефания Данилова, шестнадцать лет. Меня не взяли. А прошел тот, кто писал классическим слогом, не выпадал из норм и не гнушался рифмовать слова «любовь» и «кровь». Затем я отправила стихи того же периода под псевдонимом. Написала, что мне 67 лет. Ответили: потрясающая поэзия, большая литература. Мне было очень смешно».
Там еще много всякого вздора. И про то, что «сейчас пошла тенденция на омоложение», и про детство, проведенное среди наркоманов, пьяниц и шприцов, и про Бродского (наша звезда изучает влияние эмиграции на поэта). Присутствует даже маленький реверансик относительно того, что есть «однако… (в Союзе писателей - прим. мое) замечательные люди «старой гвардии», например, учитель Игорь Кравченко», но общего впечатления это не спасает.
Вот скажите, почему нужно сначала упорно вступать в организацию, просится, чуть ли не рыдать о приеме, но как только удалось - тут же отомстить за собственные, не сразу исполненные, желания и нагадить на эту самую организацию. Что знает этот ребенок о Союзе писателей? О его жизни? О том, с каким трудом Союзом сохраняется хрупкая литературная культура, представления о критериях, сберегаются бесценные традиции? Это ведь единственный, по сути, хранитель профессионального литературного общения. А какие сложности по выживанию у самой организации? Да бог с ним, не обязана Данилова всего этого знать, но врать-то зачем? Как раз в 16 лет ее и с рифмами «кровь-любовь» бы взяли на конференцию за один только возраст, а вот в 67, даже если б тексты были на уровне ахматовских - читать бы не стали. Просто ценз очень строгий. На конференции молодых литераторов Северо-Запада попадают участники до 35 лет. Исключения бывают, но они редки и каждое оговаривается и решается с боем. И юная поэтесса прекрасно это знает. Когда дело касается ее самой, она смотрит на мир весьма трезво. В этом же интервью она весьма откровенно говорит: «все зависит не только от таланта, но и от харизмы, связей, умения дипломатично выстраивать отношения с людьми». Возможно, но неужели единственный способ самореализоваться для нее - это оболгать, унизить, презрительно оттолкнуть протянутую руку?
Под статьей масса комментариев. Как за, так и против. Много обвинений в показушничестве и неискренности. Кто-то защищает ее, споря с оппонентами: «Вот идиоты))) Вообще-то у Стефании Даниловой нет папы». Это так. Но я позволю себе напомнить, что еще три года назад, на предыдущей конференции я подходил к ней, и говорил, что у меня сохранились видеозаписи с ее отцом, его сборники и стихи, о которых она даже не знает (он продолжительное время занимался в нашем лито, мы сдавали кровь для него на Песочной, было подготовлено несколько публикаций), однако ничего не шевельнулось в ее сердце. За три года она не заинтересовалась наследством отца, но зато прислала как-то приглашение на свой платный поэтический вечер. Тоже - весьма показательная черта.
В этом интервью Стефания в качестве кумира сегодняшней поэтической молодежи называет, почему-то, полузабытого Ричарда Бротигана. Возможно этот персонаж американской литературы 60-х действительно близок ей, ибо, кто не знает, - его биография практически не поддается серьезному описанию - настолько много он привирал и фантазировал в рассказах с друзьями и в собственных произведениях.
Очень сомнительный образец для подражания, особенно, если учесть, как он кончил. Ни в коем случае не желаю Стефании ничего подобного. Просто хочется чтобы этот творческий человек был чуточку человечнее, добрее, а главное - честнее. А без этого как поэт она не состоится, даже имея корочку члена Союза писателей России.

На фото, кстати, - Данилова как раз на той самой конференции, на которой с большим трудом ей удалось вступить в Союз, и которую она с такой легкостью очернила.

Стефания Данилова, Союз писателей России

Previous post Next post
Up