Выставка до 25 ноября.
Я была 24 октября.
Самое удивительное, выставка бесплатная! Вот совсем! Проходит в павильоне "Рабочий и колхозница" на ВДНХ. На выставку и после работы можно успеть - до 21:00.
Мне ужасно понравилась! Хотелось бы книгу купить о ней - продается на выставке - но всё же жаба душит. Хотя.. Может, даже ещё раз схожу, а тогда и созрею на покупку книги.
Текст, предваряющий выставку.
Надежда Петровна Ламанова - гений русской моды XX века
Не потому. что в 1904 году она получила высшее звание "Поставщица Двора Ея императорского Величества". Не потому, что вдохновляла своего друга - французского кутюрье Поля Пуаре. И даже не потому, что провела рядом со Станиславским несколько десятилетий, и он называл её "нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своём деле".
Сонм русских княжон, великих актрис, меценатов, писателей, художников, писателей окружал её. Вот имена лишь некоторых из них: Императрица Александра Фёдоровна Романова и её сестра - Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, красавица Княгиня Зинаида Юсупова, меценаты Евфимия Носова (ур. Рябушинская) и Мария Тенишева. Гордились, что они клиентки великой "портнихи", дива немого кино Вера Холодная, великие театральные актрисы Мария Ермолова, Алиса Коонен, Ольга Книппер-Чехова, Мария Андреева, Любовь Орлова. Ближайшими подругами были скульптор Вера Мухина и живописец Александра Экстер. Друзьями - великий художник Валентин Серов, писатель Максим Горький, поэт Владимир Маяковский и его муза Лиля Брик. Первый Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и его жена Наталья Розенель. В кино с ней работали Яков Протазанов и Сергей Эйзенштейн.
Великая, избалованная славой и клиентами, барыня не покинула Россию после Октябрьской революции. В 56 лет, лишённая возведённого с таким трудом Дома и дела всей своей жизни, осталась в разрушенной стране.
Надежда Ламанова чувствовала, что молодой стране будут нужны её знания, опыт и редкий талант мастера костюма. Она первой придумала слово "модельер".
1925 год стал триумфальным для первого советского модельера и её подруг: Веры Мухиной, Евгении Прибыльской, Надежды Макаровой. Под маркой "Москуст" они получили в Париже на Всемирной выставке Art Deco grand Prix с формулировкой "За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением". В том же году появился альбом "Искусство в быту". Ламанова и Мухина вместе с художникам разных направлений искусства создали на принципах конструктивизма простой, рациональный быт народа.
Однако это была всего лишь прелюдия к её "гениальности". В 67 лет, в 1928 году, Надежда Ламанова создала неординарную для того времени теорию промышленного моделирования. Краткие тезисы были подлинным переворотом в искусстве костюма. В них она представила программу громадной отрасли прикладного искусства, слитого с промышленностью. Теория Н.П.Ламановой гениальна потому, что актуальна и сегодня, не только в моделировании костюма, но и в любом виде дизайна.
Наталия Козлова,
куратор выставок "Гений в юбке" 2016
"Гений в юбке и её эпоха" 2021
О.Куницына
Реконструкция платья, созданного Н.Ламановой в 1910-е. Выполнено по фотографии из каталога Государственного Эрмитажа, "Русский модельер Надежда Ламанова. 1861-1941". 2002
Платье вечернее из легкого вечернего чёрного крепа и атласа. Спереди декорировано кистями из ляссе. 2021
Г.Райхман, И.Цвийович
Реконструкция платья, созданного Н.Ламановой в 1900-е. Выполнено по фотографии из каталога Государственного Эрмитажа, "Русский модельер Надежда Ламанова. 1861-1941". 2002
Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона. Отделано вышивкой белым шёлком и серебряной нитью растительного орнамента в стиле модерн. 2021
Великая княгиня Ксения Александровна
в костюме боярыни времён Алексея Михайловича на костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце
А мне вспоминаются старые игральные карты. Вот у меня чёткое ощущение, что тут просто срисовали
Её Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова,
супруга Великого князя Сергея Александровича (пятого сына императора Александра II, генерал-губернатора Москвы).
Конец XIX века.
Продолжаем искать отличия :-))))
В 1911 году, к 300-летию дома Романовых, на немецкой карточной фабрике выпустили серию игральных карт «Русский стиль», за основу эскиза которых были взяты костюмы участников бала.
https://therussiantimes.com/narody-mira/407146.html Ну, видимо, в СССР уже копию с них делали
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
в костюме боярыни XVII века на костюмированном балу 1903 года в Зимнев дворце, исполненном Н.П. Ламановой.
Графиня Софья Александровна Ферзен (ур. Долгорукая)
в костюме боярыни XVII века на костюмированном балу 1903 года в Зимнев дворце, исполненном Н.П. Ламановой.
Какое же изящество отделки!
Сёстры: Императрица Александра Фёдоровна и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна
Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.
Начало XX века
Театральная карьера Н.П.Ламановой 1901-1941 гг:
1901 г. По рекомендации Саввы Морозова. друга семьи Каюровых-Ламановых, К.С.Станиславский пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям "В мечтах" и "Вишнёвый сад" (1904 г.). С тех пор, на протяжении четырёх десятилетий, она была самым востребованным художником по сценическому костюму. Служение Мельпомене полилось 40 лет!
1922 г. 3-я студия МХТ (студия Евг. Вахтангова). Вместе с И.Нивинским созданы костюмы к легендарному спектаклю "Турандот"
1920-1930 гг. Костюмы в постановках "Борис Годунов", "Золотой петушок", "Севильский цирюльник", "Кармен" для Музыкальной студии МХТ под руководством В. Немировича-Данченко
1927 г. "Безумный день или женитьба Фигаро". Костюмы созданы вместе с худоником А.Головиным. "Нашей драгоценной, незаменимой, гениальной Надежде Петровне Ламановой ору во всё горло: "Браво! Бис!" К.С.Станиславский.
1930-е. МХАТ, автор костюмов к спектаклям: "Дядюшкин сон", "Реклама", "Отелло", "Хозяйка гостиницы", "Таланты и поклонники", "Егор Булычов и другие", "Пиквикский клуб", "Гроза", "Мольер".
1937 г. 80 костюмов для спектакля "Анна Каренина"
Надежда Петровна Ламанова была нарасхват и в других театрах!
Она принимала участие в 50 постановках ведущих московских театров, как консультант или как художник-костюмер. Послужной список огромен: Театр имени Станиславского, Театр Сатиры, Еврейский театр, Театр имени Завадского,Театр Красной Армии.
Вот тут страница о постановке "Терандот"
http://www.nlamanova.ru/index.php/lamanova-vakhtangov-turandot Особенно трогательно в конце обращение к Ламановой артисток, принимавших участие в этом спектакле. Одна фраза оттуда: "Она научила нас ощущать костюм как элемент сценического воплощения образа"
Но вернёмся к выставке.
"В мечтах". Постановка 1901г.
Фотография О.Л.Книппер в роли Широковой
"Враги"
Полина - О.Л.Книппер. Постановка 1935 г.
"Анна Каренина"
Дама (сцена у Бэтси) - Е.Цыганова. 1937 г.
"В мечтах". Постановка 1901г.
М.Ф.Андреева в роли Веры Кирилловны.
"У жизни в лапах"
Фру Гиле - О.Л.Книппер. Постановка 1911 г.
"Анна Каренина"
Подруга Анны - Н.Михаловская. 1937 г.
"Анна Каренина" 1937г.
Платье Дамы (Л.Жуковской) из чёрного газа на чехле с нитью люрекс, приталенное, гна косточках, с глубоким декольте.
Верхняя часть отделана черными и розовыми рюшами, с горизонтальной строчкой. Подол фигурный, отделан рядами чёрных и бежевых рюшей. Со шлейфом.
К платью справа с фотографии выше:
"Анна Каренина" 1937 г.
Платье дамы горчичного цвета на бретелях с глубоким декольте, отделанным кружевом в виде пелерины. Юбка с оборками горчичного и золотого цветов. Внизу плиссированная оборка. По подолу два ряда кружев. Сзади небольшой шлейф и бархатный коричневый бант.
К платью слева с фотографии ниже:
"Анна Каренина", 1937 г.
Платье из светлого крепдешина, отрезное по линии талии. Полочки, спинка и рукава отделаны кружевом. На юбке две вертикальные ленты с бантами. Впереди на юбке фигурный вырез, сзади драпировка и бант, отделанный кружевом. Небольшой шлейф.
К платью справа с фотографии выше. Фото его же ниже:
"Анна Каренина", 1937
Платье фрейлины (В.Поповой), бархатное, кирпичного цвета, декорировано вышивкой жёлтым галуном, с длинным шлейфом.
Лиф отрезной с овальным декольте. Спереди вставка из белой саржи с шитьём жёлтым шнуром в виде стебля с удлинёнными листьями и цветами. Вставка с бархатной планкой-застёжкой, поверх нашит ряд белых бусин. Рукав длинный с разрезом, по окату собран.
"Анна Каренина", 1937 г.
Платье Дамы (Л. Кошуковой) кружевное, на репсовом бежевом чехле, цельнокроеное. Декольте отделано белым кружевом и букетом цветов. Впереди вставки из бежевого и чёрного кружева, драпировка из бежевого газа, закреплённая с двух сторон искусственными розами. Низ платья отделан широкой оборкой из бежевого газа. Сзади драпировки и чёрный бархатный бант, чёрная бархатная лента и бант на шлейфе.
И эта блуза из "Анны Карениной"
не сфотографировала подпись, но подозреваю, что и это из того же спектакля. Жалко, цвет выцвел.
С театральными работами закончили.
Накидка дамская
Начало XX века.
Торговый дом Изеславской. Сукно, бархат, шёлк. узор просечной, ручная вышивка, машинная вышивка, индивидуальный пошив.
Не очень поняла, это тоже Ламановой?
Тоже не уверена в авторстве Ламановой
Платье дамское
Российская империя. Начало XX века.
Кружевное полотно, саржа, вышивка по тюлю.
Платье из тюля, расшитое пайетками и бисером с вставкой и манжетами из кружева шантийи. Создано в мастерских Ламановой (?)
1900-1910-е. По легенде семьи плтье было создано для жены директора крупного текстильного производства
Платье с предыдущих фотографий на фото ниже справа.
Описание платья слева:
Чёрное платье со шлейфом, расшитое бисером, стеклярусом со вставкой из игольчатого кружева по передней части горловины. Leo Kelm Berlin W. Конец XIX века.
Два оставшихся платья из экспозиции на 2-м этаже у меня без сфотографированных табличек.
Но красота же...
Особенно вот это!
А между этажами выставки Ламановой выставка юных модельеров
Мне этот "Иван-царевич" понравился!
Лиса с колобком на майке! "Летучий корабль" подвеской!
А леденец "петушок"?!!
Поднимаемся на 3-й этаж.
И уже другой стиль.
Для платья справа:
Г.Райхман, Е.Мыльцева
Реконструкция (2017 г.) костюма из шёлка. Лиф с баской притален, Юбка-цветок на кринолине. Эскиз Веры Мухиной. 1923
К правому не сфотографировала подпись.
Но меня сразила вот этот декор. Ведь можно было б просто нашить чёрные полоски,
В историю советского дизайна вошёл альбом 1925 года "Искусство в быту"
Надежда Ламанова и Вера Мухина приняли в составлении уникального фолианта. 10 страниц из 36 были посвящены бытовому костюму с выкройками от школьной формы до пальто.
Альбом стал ценнейшим пособием для дизайнеров всех стран. Простые конструкции мебели, костюмов, детских игрушек, дома-читальни, трибуны, театральных декораций могли быть собраны из деталей по принципу "детского конструктора"
Этот гениальный метод работы стал базой в построении современного дизайна.
Платье-реконструкция одной из моделей из того альбома
Вспомнились платья по "мотивам" Мондриана
https://mykaleidoscope.ru/moda/17754-platja-mondrian-33-foto.html Страницы из альбома
Е.Шипилова, С.Гнатуш
Реконструкция платья Ламановой из льна, созданное для подруги Веры Мухиной. Машинная вышивка.
Из солдатского сукна. Какой ткани было больше, можно было достать - из него и делали.
Платье из платка.
Ар деко. Париж. 1925
Молодую страну Светов пригласили на Парижскую выставку. Правительство СССР решило показать творческие достижения.
1925 год стал триумфом для многих художников СССР: "Как ни поздно - позже всех других стран! - была приглашена Советская Россия к участию на Парижской выставке, как ни скромны были материальные средства, которые Советское Государство смогло уделить на это заграничное выступление, как ни трудны были для нашей художественной промышленности предыдущие годы, полные всевозможных лишений, - тем не менее отдел наш на Парижской выставке знаменует собой несомненную победу СССР", - так писал Я. Тугендхольд, зав. худ. отделом журнала "Красная Нива".
"Учебно-производственная мастерская современного костюма" под руководством Ламановой была тоже приглашена от Академии художественных наук, секции "Москуст". Необычная коллекция в русском стиле резко отличалась самобытностью от европейского образа моды того времени, отражающей вкусы буржуазии 1920-х годов. Это были платья "птичьего" силуэта - узкие, удлинённых пропорций, с неровным зубчатым подолом, сшитые из дорогих тканей.
И всё же, несмотря на такую конкуренцию самобытная коллекция Ламановой и её соратниц: Веры Мухиной, Евгении Прибыльской, Надежды Макаровой - смогла покорить Париж. 1925 год стал для них триумфальным. На Всемирной выставке их наградили самым почётным призом - Grand Prix с формулировкой "За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением"
С.Подбиралова
Реконструкция распашного по бокам платья из льна с контрастными инкрустированными продольными полосами. Внутри туника и юбка
Г.Райхман
Реконструкция (2016г) ансамбля Н.Ламановой для выставки Ар Деко - 1925 в Париже: платье с паневой, жакет с геометрическим орнаментом из тесьмы на полочках.
Что такое "панева"?.....
Прервусь.
Это только половина рассказа. Ну, может, чуть больше.
Дальше ещё много всего интересного
https://akostra.livejournal.com/1561545.html