Выборг. Экскурсия "Северный модерн". Окончание

May 12, 2018 13:12

Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1375547.html

Банковское здание Объединенного северного банка. Архитектор Ойва Каллио, 1931 г.
https://amsmolich.livejournal.com/148482.html



Библиотека Алваро Аалта.
Именно здесь был старт и финиш Бегущего города,но разглядеть и заценить удалось лишь после.
Сначала просто красоты.
кажется, что здание где-нибудь 70-х годов. а оно спроектировано в 1927 году!! Тогда это была просто бомба!
И многие приезжают в Выборг не за средневековыми красотами или модерном, а посмотреть на здание этой библиотеки!!



И это не шторки - это такой потолок волнистый в окошках виден







Вот тут большая статья, из неё информацию и фотографии утаскиваю http://alvakaron.blogspot.ru/2014/12/biblioteka-alvara-aalto.html

Библиотека Алвара Аалто считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход Аалто от национально окрашенного неоклассицизма к упрощённым формам регионального модернизма. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля - сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Начиная с Выборгской библиотеки творческая манера Аалто тяготеет к использованию естественных материалов, и в особенности дерева.

Строительство библиотеки началось в 1927 году на средства, которые завещала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукка, состоятельная горожанка Мария Лаллука, а 13 октября 1935 года произошло торжественное её открытие. Вскоре библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.

Здесь Алвар Аалто смог учесть все особенности важные для этой сферы деятельности: режимы хранения книг, особенности работы библиотекарей, и конечно потребности читателей. Уникален волнообразный потолок читального зала, который является отличительной особенностью архитектурного стиля Алвара Аалто и создает прекрасную акустику.



Самостоятельно разработанная им система бестеневого освещения библиотеки, с помощью воронкообразных потолочных светильников создает оптимальные условия читателям.



Вся продольная стена зала остеклена, организуя, таким образом, визуально раскрытое пространство с окружающим парком, органически связывая библиотеку с внешней средой. Помещения для хранения не планировались, так как литература должна была быть в открытом доступе, а высота расстановки книг
определялась средним ростом читателей, чтобы они могли доставать книги с полок без усилий.

Отопления размещено у потолка, что позволяет сократить
неизбежную в среде книг циркуляцию пыли. Здание со стороны улицы не имеет окон, что позволило расположить книжные полки вдоль стен и обеспечило читальным залам практически полную изоляцию от городского шума.



Библиотека просуществовала в своём первозданном виде недолго, в 1939 г. Между Советским Союзом и Финляндией началась война, и в в 1940 году Выборг заняли советские войска. В 1941 году Выборг вновь отошел Финляндии. В ходе боевых действий библиотека получила повреждения но, к счастью, уцелела.



В 1944 году, при штурме Выборга, библиотека Алвара Аалто пострадала куда сильнее и на долгое время оставалась заброшенной.



Для того, чтобы привести библиотеку в порядок требовался серьезный ремонт, деньги на который появились лишь в 1954 году. Но отсутствие у реставраторов оригинальных чертежей и необходимых материалов не позволило восстановить библиотеку в ее подлинной красоте. В 1961 году библиотека была открыта, как Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской.



Но идея восстановления библиотеки в первозданном виде продолжала будоражить умы финской общественности.Созданный в 1992 году «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки» вывел вопрос реставрации уникального памятника на международный уровень. Взаимодействие в этом проекте российских и финских специалистов реставраторов, явилось залогом научного подхода к восстановлению шедевра мировой архитектуры функционализма. С 1994 года по 2010 год Международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки Алвара Аалто» финансировался на паритетных началах, как с Российской стороны, так и из международных источников.



В мае 2012 года специалистами ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация» были завершены работы первого этапа реставрации. В октябре 2013 года завершён второй (заключительный) этап реставрации, и в ноябре 2013 года библиотека была торжественно открыта в присутствии официальных лиц России и Финляндии.



Когда мы пришли на регистрацию, этот вестибюль был полон народа!



А на таких табуреточках мы сидели и разгадывали загадки первого этапа. Но это фото аж 30-х годов!



Конечно, сейчас табуретки другие, но именно их изобретение принадлежит также Алвару Аалто!
Возможно, из всей мебели, спроектированной Аалто, наиболее известные предметы обстановки - кресло Паймио (1932) и круглый штабелируемый табурет (1933). Разработанная для санатория, в котором проходили лечение больные туберкулёзом, конструкция сиденья идеальна с точки зрения гигиенических требований и комфорта. Функциональность табурета позволило применять его для оформления обстановки библиотек, кафе, различных общественых учреждений.
http://museum-design.ru/alvar-aalto-rozhdeniye-skandinavskogo-stilya/



А в парке помимо лося ещё и сова есть! Ну, как же без неё?




Напротив неё дом Эдем.
Этот дом, более известный как "генеральский" (после войны в нём генералы жили), был построен в 1913 году по проекту архитектора Акселя Гульдена.
http://alvakaron.blogspot.ru/2014/12/dom-eden.html


Проходим сквер. Ну, сквер и сквер, подумаешь. А тут раньше, оказывается, красота стояла!!



Вся информация и фотографии по ссылке: http://nik-rech.narod.ru/viborg_photoprogulki/history_zdaniya/new_catedral.htm
В девятнадцатом веке в Выборге существовало две лютеранские общины. Приходом шведско-немецкой общины являлся собор Петра и Павла, а финской - церковь сельского прихода (бывший собор доминиканского монастыря). К середине девятнадцатого века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан и было принято решение строить новый кафедральный собор.

Строительство собора началось в 1891 году по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Новый кафедральный собор был освящен в 1893 году.





Это был величественный трехнефный собор в неоготическом стиле вмещавший 1800 прихожан.



Так Новый кафедральный собор выглядел в 1939 году.



Новый кафедральный собор был ориентирован с востока на запад. С западной стороны красовалась высокая колокольня. В 1895 году собор получил орган на 45 регистров, а в 1929 году инструмент заменили на более крупный который имел уже 76 регистров и считался одним из самых крупных в Северной Европе.



Зимняя война 1939-1940 г.г. подвела роковую черту под историей собора. В результате бомбежек Новый кафедральный собор получил серьезные повреждения.













В период 1941-1944 гг, когда Выборг вновь отошел к Финляндии, рядом с собором было организовано захоронение жителей Выборга погибших на фронте.







А новый кафедральный собор был "похоронен" в пятидесятые годы 20-го века.
Руины собора были взорваны и разобраны несмотря на то, что Ленингадская комиссия по охране памятников отнесла новый кафедральный собор к списку ценных архитектурных объектов.
Позднее на месте собора была установлена статуя И.В.Сталина.



Дом с пеликанами"(Ленинградский пр., 9), его иногда называют доходный дом АО "Альфа", был построен в 1907 году по проекту Аллана Шульмана.
https://kirinushka.livejournal.com/16007.html

я всё птичек разглядываю.


Хоть и прозвали их "пеликанами", но явно же вороны.



Причём здесь пташки смотрят в разные стороны,



а тут в одну



А вооон там наверху и ещё есть!



Но и то я не всё разглядела, по ссылке выше я ещё фотографии утащила:



и оттуда же фасад в полный рост!



А напротив дом АО "Пеликан"



птичку я тоже сфотографировать не успела, всё та же ссылка:
Построен в 1907 году по проекту архитектора Бруно Герхарда Сольберга



Бастион





Эрмитаж-Выборг
Выставочный центр размещён на бастионе Панцерлакс в архитектурном памятнике, построенном в 1930 году финским архитектором Уно Ульбергом для музея изящных искусств и художественной школы. Здание в духе функционализма и неоклассики принадлежит к так называемому Белому Выборгу (наряду со зданиями городской библиотеки и областного архива).

Торжественное открытие нового культурного центра в Выборге состоялось 12 октября 1930 года. За десять лет в музее, прозванном «Выборгским Акрополем», была собрана большая коллекция финского и европейского искусства. В её состав вошли и произведения ряда русских мастеров. К концу 30-х годов Выборгский музей стал вторым по значению художественным музеем Финляндии после Атенеума.

После поражения Финляндии в Советско-финской войне (1939-1940) школа искусств была закрыта, а экспонаты музея были вывезены и распределены между музеями Финляндии. В сильно пострадавшем во время пожара здании в послевоенное время размещались различные учреждения; позже было принято решение о воссоздании оригинального облика здания и о возвращении ему изначальной функции. В 2003 году в нём разместилась основанная в 1969 году Детская школа искусств (занявшая левое крыло здания), а в 2010 году правое крыло занял музейный центр.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6-%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3




А вот и Собор Петра и Павла и тот самый целый мишка со здания вокзала.



А рядом памятник епископу Микаэлю Агриколе. Я его уже выкладывала во время отчёта о Бегущем городе.
Но о самом Агриколе и истории этого памятника напишу.

Агрикола создал алфавит финнский и письменность. И при том что язык очень сложный, письмо относительно лёгкое - как слышится, так и пишется.

Поэтому он явно заслуживал памятник. Около Собора Петра и Павла сейчас стоит копия, а оригинал стоял раньше около Нового кафедрального собора, который не пережил войну и теперь на том месте тот милый скверик.

Выборгский памятник епископу был создан скульптором Эмилем Викстрёмом и установлён в 1908 году.
Эмиль Викстрём избрал образ проповедника и учителя с раскрытой книгой. У постамента, напоминающего церковную кафедру, была расположена композиция из двух фигур: старик слушает читающую ему девочку. Композиция была призвана символизировать жизненный круговорот и значение грамотности. Старофинская надпись на постаменте гласила: «Кто в души всех людей проник, постигнет финский наш язык (Kylle se kwle Somen kielen ioca ymmerdä Kaikein mielen)».
Во время советско-финской войны (1939-1940) памятник исчез. В финской прессе публиковались сведения о том, что скульптура была укрыта в земле, однако поиски оказались безрезультатными
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8E_%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5

Старые фотографии памятника (сейчас уже памятник без старика и девочки):
http://nik-rech.narod.ru/viborg_photoprogulki/history_zdaniya/new_catedral.htm










Два дома. В левом (которого здесь чуть стены) у нас был загадрчный КП. тогда его фотографии и выкладывала, включая красивый подъезд.


Вот у него чертополох на крыше ещё. Информацию об этом доме не нашла.


А вот правый дом известный!
Здание Национального акционерного банка Финляндии
Это здание, в стиле национального романтизма, было построено в 1901 году по проекту архитекторов Уско Нюстрема (носящего титул финского Гауди) и Вилхо Пенттиля.
http://alvakaron.blogspot.ru/2014/11/national-joint-stock-bank-of-finland.html

Башня не пережила бомбардировки



Но и оставшийся декор интересен



Мой фаворит - паровозик!


Кораблик тоже симпатишный


Герб Великого княжества Финляндского. Сохранился!


Скульптура Святое семейство скульптора Александра Чернова







Дом семьи Теслефф, 1910 год архитектор Клас Гюльден



Сооовушки! А рядом бутончики? Хотя мне скорбные или недовольные мордашки мерещатся




А в колоннах-то девицы заточены...


Просто вид на улицу



А про этот дом я писала во время рассказа о БГ. Это тот самый бывший дом генштаба, который оставили военные, а после этого его размародёрили, так ещё и пожар. В итиоге уникаьные интерьеры погибли. В том числе и много прекрасных каминов. Что не доразбили мародёры, погибло в огне..
https://akostra.livejournal.com/1374903.html



шишечки



Ыыы!



Так и тянет посидеть на коленочках



Дом Хакмана или "Гранитный дворец"
Здание было построено в 1908 -1909 году по проекту архитекторов Класа Акселя Гюльдена и Уно Вернера Ульберга. О чем свидетельствует гранитная табличка на фасаде выходящем на Подгорную улицу.
Заказчиком проекта выступала известная выборгская торгово-промышленная компания Hackman & Co основателем которой был купец Ганзейского союза Йохан Фредерик Хакман приехавший в Выборг из Германии.
Фирма занималась торговлей лесом, сахаром, кофе, солью и т. д. Хакманы стали основателями выборгской судоверфи.Представители этой семьи не только развивали экономику города, открывая предприятия и банки, но и много внимания уделяли украшению города, в частности, на их средства были приобретены в Германии и установлены на въезде в город со стороны Крепостного моста парные скульптуры «Промышленность» и «Морская торговля». Хакманы были основателями и попечителями общества сестер милосердия «Дьякониссилайтос», способствовали развитию наук (археологии) и спорта в Выборге, служили консулами иностранных государств, внесли свой вклад в развитие транспортной сети Выборга. Советник Вильгельм Хакман совмещал коммерческую и политическую деятельность - он был председателем городского правления. Большое внимание уделял социальному обеспечению работников, организовал кассы взаимопомощи, обеспечивал пособиями малоимущих. Активное участие Хакманы принимали в организации ежегодных благотворительных балов 7 января - день, который и поныне является праздником Выборга, но в Финляндии.Во время строительства "Гранитного дворца" компанию возглавлял внук Йохана Фредерика Хакмана - Вильгельм Хакман.
На северном фасаде здания имеются барельефы с датой основания компании - 1790 год и датой когда компания получила имя Hackman & Co - 1816 год.
http://alvakaron.blogspot.ru/2014/11/hakman-house.html




Я не разглядела "живьём", а сейчас уже вижу, что наверху головы... козликов?
(фото взято по ссылке с информацией о доме)



Как раз барельеф "1816" был загадан в задании к КП на Бегущем городе



А этот "иероглиф" - аббревиатура названия



Корабль при полных парусах - символ успешности в делах





И наверху же подъезда ещё и барашек! Тоже не увидела тогда
(фото тоже по ссылке)



А я продолжаю разглядывать узоры подъездов




На двекрях одного из подъездов даже



Вид со стороны улицы



Тут птички





Заглянули во внутренний дворик.


на этом экскурсия заершилась.
О нашей самостоятельной прогулке по Выборгу в следующем рассказе

Продолжение вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1376420.html

Приключения, Путешествия, Выборг-2018, Модерн, Архитектура, Я фотограф

Previous post Next post
Up