Барселона-2018. Часть 13-я. Парк Гуэль. Окончание

Apr 05, 2018 15:48

Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1367104.html

Ниже дома-музея проходит один из виадуков парка. Для того чтобы жители парка могли на автомобилях подъехать к своим участкам, требовались дороги. Гауди категорически отказался выровнять территорию, чтобы проложить подъездные пути по склону горы. Он поступил наоборот, использовал разность в уровнях и построил серию виадуков-портиков. Виадуки были достаточно широкие - по ним можно было проезжать на экипажах и автомобилях, а перекрытия служили галереями-портиками для пешеходов, укрывая их от непогоды зимой и жарких лучей солнца летом. Всего проложили три километра дорог (иногда в скальных породах), на это потребовались усилия четырнадцати каменщиков и армии их помощников. Гауди провозгласил: «Цель моя - увеличить количество дорог, сделать их удобнее, но использовать только те материалы, которые можно найти на местности». Хотя во всех виадуках были использованы одинаковые природные материалы, у каждого из них свой уникальный характер. В это время Гауди начал вводить новые неслыханные до того приемы, основанные на органических формах. Колонны портиков настолько похожи на стволы каменных деревьев, что подчас сложно определить, где кончается природа и начинается творение рук человеческих. Сальвадор Дали вспоминал, что верхние тропки, обсаженные странными каменными «деревьями», вокруг которых кустится алое, в юности наполняли его «незабываемым страданием».
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona






Верхний виадук, с жардиньерками, так же как и средний, образован тремя рядами колонн. Своим видом они еще больше напоминают деревья. Вдоль виадука архитектор поставил каменные вазы - жардиньерки, которые и определили его название. Одновременно и грубые, и хрупкие на вид, они словно рождены самой природой.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona












Нижний виадук самый простой с виду. У него только два ряда наклоненных к центру колонн, переходящих в свод. Обратите внимание на такой любопытный момент: колонны стоят не напротив друг друга, они чередуются, создавая эффект ритмичности. Проезжую часть украшают каменные вазоны с агавами.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona













Средний виадук в отличие от нижнего удерживается тремя рядами колонн. Их конструкция напоминает средневековые контрфорсы. Колонны центрального ряда строго вертикальные, зато их крайние ряды наклонены к центру.







Средний виадук называют еще виадук Альгарробо из-за старого рожкового дерева (альгарробо), растущего там, где намечено было проложить дорогу. Несмотря на советы помощников, у Гауди не поднялась рука спилить его. До сих пор это столетнее корявое дерево корнями впивается в землю, не желая погибать. Оно осталось на своем месте как напоминание о вечном стремлении архитектора уважать природу, что окружала его строения.



























Ещё раз проходим мимо Дома Гауди



А теперь вернемся на площадь Греческого театра и, подойдя к концу змеевидной скамьи с противоположной стороны, спустимся на несколько ступеней. На уровне зала «Ста колонн» за оградой с пальмовыми листами находится довольно большое здание. Это бывший дом владельца нынешнего парка - дом Гуэля.
Дом Гуэля, старинная загородная усадьба XVIII века, называлась в то время «дом Ларрард». Граф Гуэль переселился сюда из дворца, что находился в центре старой Барселоны, в двух шагах от проспекта Рамбла. Главный зал дома обтянули неоклассическими гобеленами с фигурами Аполлона, Меркурия и других греческих богов. Дом Гуэля тут же превратился в один из самых уважаемых и значительных домов города. Хозяин принимал здесь и членов королевской семьи, и рабочих. Между 1906 и 1922 годами Антонио Гауди провел реконструкцию здания. Он перестроил портал - вход в дом, установил арку перед входом в часовню и зимний сад. В этом доме 8 июля 1918 года и умер Гуэль. После продажи дома его наследниками в 1922 году он был перестроен и расширен, чтобы в 1929-м превратиться в обычную общеобразовательную школу для ребятишек из окрестных районов.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona

Школа (бывший дом Ларрадр) находится на платной части парка - я там не была, так что фотографии из интернета.


Отвлечемся от дома Гуэля и посмотрим на удивительное, похожее на застывшую морскую волну сооружение. Мы стоим перед входом в еще один портик, который в отличие от других имеет название. Этот портик, огибающий дом Гуэля, известен под названием Портик Прачки.
Свое название он получил благодаря сложенной из мелких камешков женской фигуре на одной из крайних колонн. Фигура изображает прачку с колотушкой (ныне отсутствующей) в правой руке и корзиной белья на голове.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona

Фотографии из той же статьи (повторюсь, это тоже платная территория, на которой мы не были.)




фото взято из этого поста https://neferjournal.livejournal.com/3542117.html



На входе в портик Прачки находятся железные ворота, которые Сальвадор Дали окрестил «бычьей печенью».




https://neferjournal.livejournal.com/3542117.html

Виадук этой части парка состоит из двух совершенно разных по решению отрезков. Если первый похож на гигантскую волну, то следующий за ним представляет собой пандус спиралевидной формы. Он так же, как и его колонны, закручивается вокруг своей оси, переходящей в своды, расположенные на двух уровнях.
Несмотря на внешнюю стройность, колонны, напоминающие стволы пальм, очень надежны и устойчивы. Камень помогает создать изгибы и формы, полные фантазии.
Даже перила здесь выполнены в виде спиральных колонн.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona




https://neferjournal.livejournal.com/3542117.html

Пройдя под сводами портика Прачки до конца и повернув направо, выйдем на дорогу, ведущую на вершину горы. Это самая высокая часть Парка Гуэль (182 м над уровнем моря), она располагается на холме «Туро де лас Менас». Сначала Гауди хотел установить здесь один большой крест, составленный из орудий мучений Христа, но уже на чертежах 1906 года на этом месте он нарисовал план часовни. Таким образом, центральную часть парка архитектор отвел под обыденные постройки, а самую высокую точку - под культовое сооружение. Поскольку идея постройки города-сада провалилась, взамен часовни Гауди возвел бесхитростное сооружение: сложенную из камней горку со спиральной лестницей, ведущей на ее вершину, и назвал это место Голгофой.
Это сооружение напоминает талайоты - мегалиты бронзового века на островах Майорка и Менорка.
Всего на островах Майорка и Менорка было найдено более 270 таких каменных сооружений. Идея использовать этот древний пример появилась у архитектора после того, как при сооружении парка были обнаружены доисторические пещеры с остатками окаменелостей.
На верху каменной горки Гауди установил три креста разной формы. Центральный крест, крест Иисуса, и похожий на него крест раскаявшегося разбойника увенчаны пирамидой. Третий крест выполнен в виде стрелы (на оригинале стрела выглядела гораздо более заостренной, чем нынешняя). Кресты, что мы видим сейчас, не оригинальные, первоначальные были разрушены в 1936 году и восстановлены в году 1939-м. Кресты расположены особым образом, их перекладины указывают четыре направления, а стрела нацелена прямо в небо. Гауди и здесь прячет загадку: если встать таким образом, чтобы смотреть на восток, то есть на Иерусалим, три креста сольются в один. Голгофа, конечная точка духовного подъема, и три креста, что видятся как единый таинственный крест, это последний символ, оставленный потомкам в Парке Гуэль гениальным архитектором.
В этом самом высоком месте парка, с которого открывается изумительный вид на город
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona


Я вообще люблю мегалиты поразглядывать
https://akostra.livejournal.com/1132080.html

Но об этих не писала. Пошла искать.
Талайоты - мегалиты бронзового века на островах Менорка и Мальорка. Относятся к концу 2 тысячелетия до новой эры и началу 1 тысячелетия до новой эры. На островах найдено не менее 270 подобных мегалитов. Хронологически предшествуют таулам, которые обычно находятся поблизости.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%82%D1%8B










https://pixabay.com/ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%82-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0-1086112/
http://www.4gress.com/sights/entry/100377.html

Мало кому известно, что параллельно с работами в Парке Гуэль архитектор создал проект еще одной парковой зоны - садов для сеньора Артигас (1905-1907 гг.). В каталонской глубинке, в местечке под названием Побла де Лильет (Pobla de Lillet), промышленник Жуан Артигас, прослышав о необычном парке в Барселоне, решил создать нечто подобное на принадлежавшем ему кусочке дикой природы. С этой просьбой он обратился к Антонио Гауди. За несколько дней Гауди набросал проект и этого парка, названного «Сады Артигас». Сад получился необычным: над извилистым руслом реки перекинуты мостики, каменные беседки украшены статуями из мелких камешков, а главное - во всем виден неповторимый почерк гения.

http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona


По проекту Гауди весь парк подобно средневековому городу решено было обнести двухметровой стеной, чтобы изолировать его жителей от суеты внешнего мира. Стену сложили из грубого местного камня и увенчали керамическим бордюром, на котором чередуются круглые медальоны с надписями «Парк» (Park) и «Гуэль» (Güell). Это своеобразный логотип парка. Обратите внимание, что слово «Park» написано на английский манер (по-испански это выглядело бы «Parque»). Это еще одно подтверждение того, что Гуэль собирался воплотить на каталонской земле идею английского города-сада.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona



Главный вход расположен в самой нижней части территории. По замыслу Гауди входные ворота должны были быть массивными, под стать крепостной стене. Однако этой части проекта так и не суждено было осуществиться.
К примеру монументальные ворота, спроектированные Гауди, которые так и не были построены.
Кованая железная ограда, с рисунком, напоминающим пальмовые листья, установлена здесь только в 1965 году. Первоначально она принадлежала дому Висенс (первой жилой постройке Гауди в Барселоне). В шестидесятые годы часть сада, окружавшего этот дом, отрезали, а ставший лишним фрагмент ограды перенесли в Парк Гуэль.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona


По обе стороны от ворот Гауди построил два сказочных домика - павильона.
Причудливые формы павильонов вызывают всевозможные, порой самые невероятные толкования. Скорее всего, на их необычный вид Гауди вдохновили сахарные домики из детской сказки «Гензель и Гретель», по мотивам которой в Барселоне в 1901 году поставили оперу. На каталонский язык оперу перевел друг Гауди и Гуэля поэт Жоан Марагаль.



Предназначение павильонов, несмотря на их фантастический вид, было самое что ни на есть обыденное: один должен был служить жильем для семьи привратника, а другой - приемной и конторой для администрации парка. По форме домики различаются, но найденные для них решения, как конструктивные, так и декоративные, одинаковы: это и обтекаемая форма строений без острых и прямых углов, и сборная конструкция, и стены, отделанные местным камнем. Волнистые крыши обоих павильонов облицованы рисунком из светлой керамики. Отделка их изогнутых поверхностей дело непростое. Для этого Гауди использовал технику «трекандис» - мозаику из керамической плитки, разбитой на мелкие кусочки и сложенной в новые узоры.
Несмотря на вычурный внешний вид павильонов, их внутреннее пространство полностью отвечает своему предназначению. В меньшем по размеру административном павильоне два этажа, там находятся небольшая терраса и башня с четырехпалым крестом, напоминающим розу ветров. Что касается креста, то в начале Гражданской войны (1936 год) он был разрушен. После войны крест заменили на новый, большего размера, а во время более поздней реставрации (1952 год) восстановили его первоначальные размеры. Когда-то в павильоне стояли кресла для посетителей и телефон. Домик привратника включал гостиную, кухню, несколько спален, чердак и небольшой балкон.

http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona

Дом привратника





Хочу обратить ваше внимание на одну курьезную деталь: на крышах обоих павильонов имеются небольшие купола в форме шляпки гриба, они венчают вентиляционные трубы. Так вот, если на административном здании довольно трудно угадать, что за гриб имел в виду Антонио Гауди, то на домике привратника гриб очень даже узнаваем: это мухомор. Присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что белые точечки на шляпке мухомора не что иное, как чашки, перевернутые вверх дном. Говорят, таким образом Гауди заявил о своем намерении отказаться от кофе.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona



Мы только полюбовались издали на главный вход.



Мы там не были, но интернет нам в помощь!
Войдя в главный вход в парк, мы с вами оказываемся на довольно большом пространстве, что служит своеобразной «прихожей». Здесь сходятся несколько дорог из тех, что должны были охватывать всю территорию парка. В «прихожей» свободно могли разъехаться несколько экипажей или автомобилей. Отсюда же начинается монументальная парадная лестница. Пространство у входа Гауди использовал под гаражи и складские помещения, чтобы обеспечить к ним легкий доступ. Слева от лестницы (если стоять к ней лицом) помещение отводилось под склад и гараж для автомобилей и экипажей Эусеби Гуэля. Сейчас в нем размещается кафе. Помещение с другой стороны предназначалось для экипажей гостей, приезжавших навестить жителей парка. Это сооружение напоминает вырытую в скале пещеру, в народе ее прозвали «слоновьей пещерой». Если посмотреть на нее снаружи, то при наличии воображения можно увидеть, что колонны действительно напоминают слоновьи ноги, а если вы наделены не просто воображением, а бурной фантазией, то наверняка разглядите и хобот.
У «Слоновьей пещеры» есть секрет: звук перемещается по ее стенам. Нередко можно видеть, как два человека, встав в разных ее концах, спиной друг к другу, спокойно переговариваются, не повышая голоса.
http://barcelonaru.com/vse-o-Barcelone/parki-barselony/park-guel-park-gel-barselona

Далее все фотографии из инета (по ссылке с текстом, либо вот отсюда https://neferjournal.livejournal.com/3542117.html)


Совершенно очевидно, что вход в верхнюю часть парка Гауди хотел сделать особенно впечатляющим. Лестница, ведущая к залу с дорическими колоннами, состоит из четырех пролетов и поражает своей монументальностью. Гауди было пятьдесят лет, когда он начал работать над Парком Гуэль. Он наполнил парк символами и здесь, на парадной лестнице, расположил некоторые из них, взятые как из географии Каталонии, так и из мифологических сюжетов. Можно найти здесь и символы каталонского патриотизма. Однако обо всем по порядку.
В самом начале лестницы Гауди расположил нечто похожее на природный грот. Это нижний фонтан. Фрагменты строительных материалов напоминают осколки скал и как бы имитируют грот с элементами природы: сталактитами и корнями деревьев. Его сумрачность контрастирует с сиянием изразцовой отделки лестницы.
На следующем лестничном пролете расположен второй фонтан. Его центром служит медальон со змеиной головой, выступающей из шестиугольника с красными и желтыми полосами. Красно-желтые полосы повторяют цвета каталонского флага. Медальон украшен шишечками, напоминающими плоды эвкалипта. Как змея, так и эвкалипт являются символами медицины и здоровья. Концепция оздоровления имела большое значение для создателей парка.






Верхний фонтан имеет округлую форму. Именно здесь надо искать самый знаменитый символ парка - саламандру.
Постепенно эта скульптура стала также одним из символов города. И если с каталонским флагом, украшающим предыдущий фонтан, все ясно, то как быть с этой керамической ящерицей? Что она означает? Есть предположение, что это мифологический змей Пифон или саламандра - символ огня в алхимии. Однако самая вероятная версия, следующая. В юности Эусеби Гуэль жил и учился во французском городе Ним. Его восхищали городские сады Нима, в том числе Сад Фонтанов. Главной скульптурой этого сада было изображение крокодила между двумя пальмами. Эта же рептилия была изображена на древнем городском гербе. С другой стороны, через этот город проходила северная граница старой Каталонии во времена франкских королей. Ним был городом-побратимом Барселоны. Гуэль попросил Гауди сделать свою версию этого герба в Парке Гуэль. Взамен крокодила Гауди изобразил, нет, не саламандру, а дракона. Кстати, и пальмы здесь имеются, они растут с двух сторон от лестницы. Говорят, Гауди использовал металлическую сетку в качестве основы фигуры: ему пришлось прыгать на ней, чтобы придать дракону нужную форму. Поначалу дракон имел более устрашающий вид: у него имелись когти и острые зубы. Куда исчезли когти, сказать затрудняюсь. А стереть зубы помогли туристы…


Дракон на фото 1914 года (эксклюзивное фото)


И пусть ещё фонтан "Крокодил" город Ним. (Фотографии из интернета)




Над драконом расположена скульптура в форме треножника. Возможно, это намек на символ Пифии из Дельфийского храма в Афинах? А может, это просто хвост змеи, той самой, что высунула голову из среднего фонтана?
На последнем участке лестницы под залом с колоннами Гауди расположил скамью, на которой можно отдохнуть и полюбоваться открывающейся панорамой. Скамья имеет форму одеона (так назывались в древних Афинах помещения для проведения певческих и музыкальных состязаний). Гауди расположил ее таким образом, что зимой она оказывается на солнце, а летом - в тени.

И напоследок ещё ящерку из книги про Гауди



На этом о парке Гуэля заканчиваю.
Но продолжение отчёта о нашей поездке в Барселону следует!

Барселона-2018, Приключения, Путешествия, Модерн, Архитектура, Я фотограф

Previous post Next post
Up