(Начало этой истории я написал еще год назад, но сейчас решил ее немного дополнить, а главное - дописать. Но сейчас - только еще вступление)
Впервые на горные лыжи я встал в марте 1976 года. На Северном выкате Чегета (к Динамо), на второй день пребывания на центральной военной турбазе "Терскол".
Скажу сразу: я попал в Терскол в какой-то мере даже против собственного желания. Не было никакой мысли, чтобы сделать горные лыжи своим занятием, тратить время на освоение техники и пр. Просто разовая поездка, посмотреть, отметиться и забыть...
Но результаты поездки оказались совсем другие: по возвращению в 20-х числа марта в Москва на полученную последнюю стипендию (в феврале защитил диплом МИФИ) я купил за 45 рублей б/у "Ботас" у Толика Яновского (он учился на год младше), а на первую зарплату на "послевузовоской" работе (в апреле) - ALU Polsport 200 см. (100 he,), крепления КЛС-4 (20 руб) и палки… Ну и понеслось…
Так вот - к марту 1976 году я уже окончил МИФИ (в феврале была защита диплома), мне было 22,5 года.
Почему ЭТО не случилось раньше?
Но начать все же нужно с предыстории…
Я детства катался на беговых (если это можно назвать "беговыми") лыжах, и даже относительно неплохо. В средних классах 363 школы на зимних занятиях физкультурой в классе занимал обычно второй место, следом за моим другом-соседом Сергеем Соколовым…
Но все же собственно "бегать" я не очень любил - больше нравилось кататься с горок, прыгать на трамплинчиках (с соответствующими последствиями для лыж).
В конце 1960-х в СССР начала появляться мода на горные лыжи, но все это было в совершенно "зачаточном", в характерном "советском", виде.
Как я понимаю, в середине 1960х у руководства СССР появился некоторый интерес к развитию зимних видов спорта. Во многом благодаря успехам победам наших хоккеистов и фигуристов на зимних Олимпиадах 1964 (Инсбрук) и 1068 (Гренобль). Интерес же к горным лыжам в нашей стране резко прорезался после Олимпиады "Гренобль-68", которую впервые широко показывали по телевизору и наша сборная отлично выступили, и где героем стал Жан-Клод-Килли, которые завоевал все три золотые медали в всех трех дисциплинах (слалом, гигант и скоростной спуск).
До него такое же триумф был у Тони Зайлера в 1956м в Кортина-д'Ампеццо, и в начале 1960-х огромной популярностью пользовался фильм с его участием "12 девушек и 1 мужчина" (советую посмотреть - так есть актуальные и сегодня полезные советы по горнолыжному туризму), но фильм тогда смотрелся просто как сказка, которая не имеет никакого отношения к нашей жизни.
А вот конце 1960-х горные лыжи уже становились реальностью. С трудом, но становились. Именно тогда "партия и правительство" (ПиП) приняли решение о развитии горнолыжного спорта и туризма в СССР, и началось создание первых в стране "зон" - Приэльбрусье-Терскол, Домбай, Кировск…
О росте популярности горных лыж в стране (ну, а главными энтузиастами была, конечно, "техническая интеллигенция") говорит и такой косвенный факт: целое направление создававшихся тогда суперкомпьютеров получило название "Эльбрус", а один из перспективных проектов этом же направлении - "Чегет" (но такая ЭВМ создана не была, да и у Чегета судьба получилась "не очень").
Как создавалась г-л инфраструктура 50 лет назад - отдельный разговор, но что важно - главной целью был именно спорт, а туризм - это так, приложение. Это важно - инфраструктура создавалась под спортсменов, а не под туристов. И результат этого "советского подхода" мы ощущаем до сих пор: как только (уже в середине 1970-х) стало понятно, что со спортивными достижениями в горных лыжах дело обстоит "не очень", то ПиП фактически "забило" на развитие горнолыжного дела...
В результате получилось, что советским г-л туристам пришлось довольствоваться инфрастуктурой, доставшейся от "спортменов", которая не только не развивалась, но и разрушалась…
Самый красноречивый пример - Чегет ("главный горнолыжный стадион страны" начала 1970х), котоый сегодня имеет инфраструктуру (подъемники, зоны катания) в 1.5-2 раз меньше, чем в тогда, 50 лет назад). А его двойственная "спортивно-туристическая" специфика хорошо видна и сегодня: подходы к подъемникам до сих пор имеют два коридора - "для спортсментов" (без очереди, по пропускам") и "для остальных" (по билетам).
Собственно, ключевым различием в горным лыжам в СССР и в "остальном мире", заключалось в том, что в Европе и США ключевым направлением был коммерческий туризм, а спорт дополнением к нему, то в СССР было ровно наоборот.
Стратегическая беда Терскола (Чегета) заключается именно в том, что он создавался как спортивный центр, которые потом был преобразован в туристический, но фундамент был изначально "не тот" и потом все пошло не в ту сторону.
Более того, ровно то же самое происходит сейчас: беда Красной поляны заключается в том, что это был (и остается) олимпийский имиджевый, а не туристический) проект…
Однако, так или иначе, но в конце 1960х в СССР наметилась некоторая мода на горные лыжи.
Проблема была только в том, что такого снаряжения СССР не выпускал, да и не мог - уже не хватало технологий.
С конца 60х модной темой журналов ("Юный техник", "Техника молодежи" и пр.) были статьи "сделай сам", причем отдельным направлением было именно "зимний активный отдых". Как из деревянных охотничьих лыж сделать горные (сделать металлические канты), как из валенков и эпоксидки сделать "горнолыжный ботинок", как самому собрать "лыжное крепление".
Помню, некоторые мои одноклассники в 10-м классе (1969-70) доставали "полоски дюраля", из которых сами делали кант (крепился винтиками) к охотничьим деревянным лыжам.
Ну, а наша оборонная промышленность "втихаря", подпольно делала "железяки". Самое известное изделие - титановые бугеля (титана в оборонке было полно!).
Конечно, дефицитом были и крепления. Точнее, их просто не было (были какие-то подобия того, что в Европе было 10 лет назад). Мой брат Юра (на 14 лет старше меня) после МЭИ работал в 1960-х на 3-м МПЗ (авиационный приборостроительный завод с мощным КБ почти в центре Москвы). У них кто-то откуда-то достал французские крепления Look ("пушки"). Далее все было, как и в случае с созданием TY-4 по точному образцу американского B-29 (на этом были брошены лучшие силы КБ и опытного производства МПЗ-3, разумеется, в подпольном режиме): Look'и были разобраны, на все детали сделаны чертежи, были даны в производство и было изготовлено несколько изделий (как можно предположить по цене "на вес золота"), распределенных среди "ведущих специалистов МПЗ.
Не знаю с какого времени, но в начале 1970х на горных лыжах уже катался мой брат Юра. Он катался и в Подмосковье, ездил в Терскол. Кажется, в 1973 году с ним в Терскол поехал и брат Сергей (он на 7 лет старше меня), но его г-лыжи не увлекли - на этой поездке все и закончилось, он остался верен футболу.
Для меня основным видом спорта был футбол, летом - велосипед (но это был не спорт, а "активный отдых"). Байдарки и теннис появились позднее, уже после вуза и горных лыж.
На беговых лыжах мне нравилось как раз кататься с горок, ездили иногда в Подрезково, где уже появились небольшие подъемники и были горнолыжники, но желания перейти на горные лыжи не было. У Юры была книга "Лыжи по-французски", Сергей собирал книги серии "Звезды мирового спорта", в том числе была книга Жана-Клода-Килли, в которой вторая половина посвящена "обучению и советам" (они потом пригодилась).
После школы я в 1970м поступил в МИФИ. А там - физкультура на первых двух курсах. Ну, я сразу пошел в футбольную секцию, но там меня сразу "послали"
(Из нашей группы туда попал Олег Литвин - футбольный лидер не только нашей группы, но и всего потока, хотя я тоже был в сборной потока и даже забил единственный гол "на картошке" в сентябре 1974 года в матче 5-х курсов факультетов "К" и "А". А дело было так: я был нападающим. Был свободный удар от ворот противника. Все пошли к нашим воротам, я плелся последним. Их вратарь неудачно сделал удар, мяч срезался и достался мне. Я оказался с мячом один на один с вратарем. Пошел к воротам (а сзади уже защитники догоняют), не стал его обводить, ударил. И попал! А в 1973 году сборная нашего ССО "Теряево-73" выиграла первое место на районной Спартакиаде - более 15 отрядов!).
Дальше было два варианта - секция беговых лыж или ОФП. Гарик уговорил пойти в беговые и это оказалось суперским вариантом! Минимум дисциплины (прогуливалось легко), осенью и весной играли в мини-футбол, а зимой бегали на лыжах. Я даже пару раз выполнил 3-й разряд на 10-ке..
В зимние студенческие каникулы я валял дурака. Только на 1й и на 2м курсе ездил в Подмосковные д/о-турбазы, а в последующие годы просто болтался в Москве…
Кстати, из-за горных лыж я с 1976 года я сразу забросил беговые лыжи, потом довольно быстро и футбол (мы играли в основном зимой).
Это "футбольное фото". Март 1972 года (2-й курс института), спортплощадка в нашем дворе): брат Сергей, Андрей Богдасаров, одноклассники - Игорек Арбеков и Саша Карабутов. Кстати, из пятерых - четыре выпускники 444 школы, которая находится совсем не в нашем районе (40 минут ехать), причем трое - из одного класса - 10б, 1970 года. ультура на первых двух курсах. Ну, я сразу пошел в футбольную секцию, но там меня сразу "послали"
На зимних каникулах первого курса в доме отдыха "Колонтаево" в Подмосковье
В Богородском лесу (почему-то именно так тогда мы называли Лосино-Погонный остров) примерно в те же времена.
Что объединяет все эти три фото? Шапочка и тренировочный полушерстяной костюмчик...
Вполне возможно, что в таком прикиде я и в Терсколе в 1976м катался... Жуть!
Но о горных лыжах даже мыслей не было. В институте о них никто из однокурсников даже не заикался. Так было до марта 1976 года…
Продолжение следует…