Сегодня в Харьковском метрополитене должен был быть праздник. Должна была быть открыта 30-я станция. Путь от проекта до воплощения в жизнь был очень долгим и трудным. И сегодня мы о нем поговорим.
Кабмину надо еще 3 дня на публикацию проекта в газете "Урядовый курьер".
В 1968 году первый ковш начал вгрызаться в харьковскую землю на улице Славянской. Мало кто подозревает, но вторую линию метро уже тогда планировали пустить от проспекта Победы до Аэропорта. Видео Валерия Кручины, без его видеороликов этот пост был бы очень скучным, и у него есть очень много интересного архивного и неархивного видео.
Подписаться можно здесь. Click to view
Более менее обрисовываться место и контуры Алексеевской линии начали в 1976 году. Схема из энциклопедии "История городов и сел Украинской ССР. Харьков и Харьковская область":
Видео Валерия Кручины 1983 года.
Click to view
В 1986 году линия на севере приняла свои окончательные характеристики. Вспоминает легендарный главный архитектор Харьковметропроекта Владимир Александрович Спивачук. Видео 1999 года из архива Валерия Кручины. К сожалению,
Click to view
Полный фильм можно посмотреть
здесь, видео большое, на часик.
От Научной на север предстояло построить еще 4 станции. Но оперативно закончить первую очередь от Метростроителей до Научной помешало экономическое состояние в стране. В итоге первую очередь сдали лишь 6 мая 1995 года. До следующей конечной, 23 августа, двигались с еще большим трудом. Две станции сдали за 9 лет, хотя предыдущая очередь тоже была сдана за такой же срок. Давайте отправимся на стройку станции "Ботанический сад" в 1999 год. Видео и монтаж Вадима Беспалова, камера Юрий Лысак, ведущий Дмитрий Белоконь.
Click to view
Кстати парадоксально, но тоннель строили дольше чем станцию, так как тоннель строили 5 лет, а станцию 4...
Вместе с ними прибыло еще три новеньких состава модели 81-718\719. Составы данной модели по сей день являются основными на линии. Видео из архива Валерия Кручины 1999 года. На видео запечатлен состав 0250-0251, первый состав данной модели, он также был опытным на Метровагонмаше.
Click to view
В конце 2010 года с трудом сдали станцию Алексеевская, но работы еще в начале 00-х пошли и на нашей сегодняшней виновнице торжества.
И если о Алексеевской я рассказал вдоль и поперек, то Победа освещалась лишь в последние два года строительства.
Подправлю это упущение и сделаю несколько сравнений, как было и как стало.
Так было 1 февраля 2011 года, спустя месяц после открытия Алексеевской. Фото Андрея Кравчука с
сайта Городской электротранспорт:
Это же место отразить в сегодняшнем исполнении проблематично (загораживает павильон №4 выстроенный на земле), но с другого ракурса видны и павильоны и дорога. Фото от 16 августа 2016 г.
Троллейбусный круг у будущей станции имел три разные конфигурации. Один с примыканием к проспекту Победы, второй изображен на
фото пользователя СТТС Carsic, а третий и вовсе переместился за километр на северовосток по пр. Победы.
О пуске троллейбусной линии в 2015 году рассказано
здесь.
Ну а теперь фото уже из самой станции. Частично закрыть котлован смогли уже в июле 2015 года.
Фото из архива городского совета, 2015 год, четвертый пешеходный выход.
Это же место 4 августа 2016 года:
Осень 2015 года. Фото с сайта городского совета. Павильон третьего пешеходного выхода.
Август 2016 г.
Западный переход. Зима 2016 года. Фото с сайта городского совета. Пост:
http://akirich-pcroom.livejournal.com/644560.html Он же. Весна 2016 г. Фото с сайта городского совета. Пост с того момента:
http://akirich-pcroom.livejournal.com/652594.html И опять он же. Август 2016 г.
Третий пешеходный выход. Декабрь 2015 года. Фото с сайта городского совета.
Начало августа 2016 года.
Станционный перрон, вид с первого вестибюля. Зима 2016 года. Фото с сайта городского совета.
Перрон, вид со второго вестибюля. Начало августа 2016 года.
Станционный путь. Зима 2016 года. Фото с сайта городского совета.
Он же. Август 2016 года.
Лестничный сход первого вестибюля. 30 июня 2016 года. Фото с сайта городского совета.
Лестничный сход второго вестибюля. 4 августа 2016 года.
В завершении поста, хотелось бы поздравить метростроевцев, метрополитеновцев, всех причастных к строительству, и просто харьковчан и гостей города с праздником.
ЗЫ Пост вышел немного нестандартным, т.к. многие факты о строительстве станции были рассказаны ранее в постах с пробной поездки. Пост
первый,
второй.
Также вашему вниманию предлагается полный видеоряд с пробного поезда.
Click to view
Карта проекта "Как зарождалась станция..."