вне сомнения, и княжеские ватаги как минимум со времен Дмитрия Александровича ходили за ними на промысел куда-то на печорский берег Белого моря, и сокольи гнезда как ценность наравне с нивами, пожнями и проч. упоминается в грамотах новгородцев по поводу всяких там финских окраин.
Но мне любопытно было, что не только князья и всякий госсоколэкспорт, но и простые новгородские бояре тоже баловались, даже и в Русе. У Ильменя полно знатных равнин для такой охоты.
Очень важная особенность соколиный охоты - сокол должен знать только своего хозяина, что достигается постоянным общением, это её и погубило, посольство Алексея Михайловича в Англию везло много выдающихся птиц, но не встретили там понимания: Карл II посетовал, что столько времени у него нет, чтобы заниматься знатной потехой
эх! а Алексей Михайлович и "Урядник соколничьего пути" писал сам, без референтов практически, с любовью. Насколько знаю, арабские шейхи и сейчас нередко практикуют, восток - иное отношение к времени.
Последнее, кажется, значимое упоминание в великой русской литературе - у Аксакова в Семейной хронике, и там оно на грани пародии, перепелятника вынашивает слуга, а не барин.
А плохо, т. е. недостаточно выношенная птица - постоянный сюжет древнерусской литературы, "сокол отлетел", не вернулся сам к охотник-хозяину, наверняка очень важная символика у пишущего.
В сказании об основании Отроча монастыря очень тонко построено: слуга проявил гордыню, похвастался перед князем невестой - сокол у князя отлетел и к той невесте привёл, в результате князь сам на ней женился.
русское подражание тюркскому тенге - весовой аналог серебряного ордынского данга, чеканившийся с конца XIV в. в ряде русских земель. Изначально вес несколько больше грамма, в начале XV в. начинает понижаться.
Спасибо, а на изображении ордынская или аналог? из каких земель интересно? Чем-то отдаленно похоже на древнее хеттское изображение бога охоты Курунты на олене и с ястребом в руке.
ордынские так и называются - данг, они без изображений, только с надписями, ислам все же. На фото денга Василия Дмитриевича, уже XV в., вес уже 0,73., у нее с оборотной стороны надпись "КНЯЗЬ ВЕЛИКИ ВАСИЛИЕ". Чеканились именно такие в Великом княжении Московском, в столице. Но вообще схожих достаточно много чеканили в разных местах - и в Дмитрове, и в Твери, и в Кашине, и в Нижнем Новгороде. А сам сюжет, конечно же, вообще широко распространен во всех землях, где индоевропейцы, в том числе и в иранском искусстве, откуда его заимствовали и тюрки, думаю.
Comments 17
Вроде они и на экспорт шли
Reply
Но мне любопытно было, что не только князья и всякий госсоколэкспорт, но и простые новгородские бояре тоже баловались, даже и в Русе. У Ильменя полно знатных равнин для такой охоты.
Reply
Если не готовили на экспорт. Но в Абхазии, например, так охотятся и крестьяне
Reply
Reply
Reply
Насколько знаю, арабские шейхи и сейчас нередко практикуют, восток - иное отношение к времени.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Не подскажете, что это за монета - денга?
Reply
Reply
Спасибо, а на изображении ордынская или аналог? из каких земель интересно? Чем-то отдаленно похоже на древнее хеттское изображение бога охоты Курунты на олене и с ястребом в руке.
Reply
На фото денга Василия Дмитриевича, уже XV в., вес уже 0,73., у нее с оборотной стороны надпись "КНЯЗЬ ВЕЛИКИ ВАСИЛИЕ". Чеканились именно такие в Великом княжении Московском, в столице. Но вообще схожих достаточно много чеканили в разных местах - и в Дмитрове, и в Твери, и в Кашине, и в Нижнем Новгороде.
А сам сюжет, конечно же, вообще широко распространен во всех землях, где индоевропейцы, в том числе и в иранском искусстве, откуда его заимствовали и тюрки, думаю.
Reply
Leave a comment