каков сын боярский - восемь кошек награбил, а!

May 06, 2021 12:43

По поводу кошек "в старину на Руси", как принято говорить, описывая некое фантастическое прошлое, в подменяющем собой помаленьку массовое сознание интернете среди котолюбцев, а также и тех, кто хочет подработать нехитрыми текстиками, постоянно вертится цитата из "Правосудия митрополичьего", где перечисляются компенсации за хищение ( Read more... )

XVI век, кошки, деревня

Leave a comment

Comments 13

xgrbml May 6 2021, 09:55:09 UTC
Спасибо, интересно.

А почему, кстати, "как минимум со времен призвания варягов" - мыши ведь и до этого были столь же опасны, нет?

Reply

akim_trefilov May 6 2021, 10:06:30 UTC
спасибо!
там все-таки поменялся постепенно тип хозяйствования: весьма и весьма резкий рост населения, которое в таком количестве уже держалось в основном на пашенном землеледелии. Собственно, это и политика князей - посадить возможный для территории максимум крестьян, невзирая на риски голода при природных катаклизмах.
До этого, во времена чисто финские, все было несколько более сбалансированно - численность населения и его плотность ощутимо ниже, роль скотоводства и рыбной ловли в обеспечении сложного зимнего времени - куда выше. Ну и археологически, как понимаю, кости кошки тут встречаются на IX-X вв., не раньше.
Так-то периодически натыкаюсь на заявляения, что кошки завезены из Скандинавии, но это непроверяемо.

Reply


nikolamsu May 6 2021, 10:41:27 UTC
Супер-интересно! Спасибо!
Понравилось, что крестьяне были готовы драться на поединке за свое майно с проф. воинами.

Reply

akim_trefilov May 6 2021, 10:50:00 UTC
Спасибо Вам! рад!
так-то по уму в иделае надо бы просеять массив судных дел (в духовных их все же нету :)) ) XVI в. на предмет упоминаний объектов, потом обобщить, но столько всего ближе, не знаю, когда руки дойдут.
Про драться - ну, тут же ж все ж когда судья спрашивает, на что в том шлешься, лезешь ли в том на поле битися - чем можешь подтвердить иск, а у тебя нет ни грамот, ни годных послухов, то приходится соглашаться биться - иначе ответчика оправят.

Reply


caldeye May 6 2021, 10:47:11 UTC
Пооффтоплю - у меня сложилось впечатление, что "порты нижние" - это устойчивое сочетание тогдашнего канцелярита, вроде "фуфайка спортивная", которая на деле футболка, она же тишотка. Тогда и там ещё, кмк, слово "порты" ещё не увязывалось однозначно со штанами, означая всякую тканевую одежду (см. у современных вятских християн "портяной" = льняной, домотканый, "рубаха портяная"), и "порты нижние" - это не интимные подштанники, а обычные, вполне верхние в новом понимании штаны - "тканевая одежда для нижней половины тела".
В известной байке из (дай Бог памяти, какого) сборника, где старый жених обещает младой деве, в числе прочих благ, "портищ драгоценных" - и это тоже явно не узорчатые расшитые жемчугом шальвары, как рисует современное воображение.
И да, то, что в документе штаны названы "портами нижними", ничего не говорит о том, как называл штаны сам Митька в семье - документ официяльный, вся номенклатура выправлена писарем в силу его, писаря, разумения.

Reply

akim_trefilov May 6 2021, 10:54:52 UTC
да, конечно же, именно так - писали квалифицированные подьячие, все нормализовано, прямого голоса Митьки и Ваньки нет, а разделение на верхнюю одежду и нижнее белье - оно куда более позднее. И "порт поискати" - это добыть себе одежду, а вовсе не шариться вокруг проснумшись после пьянки.
Впрочем, с женским тут вроде бы все полностью - и рубаха, и понева, и то, что уже сверху.

Reply


izorryyxa May 6 2021, 12:27:38 UTC
Удивили и обрадовали! Спасибо. А распостранённый, вроде как, миф для неизучающих историю :  «...Экий же в те времена ветхие народ то дикий был!« как-то у меня развеивается от таких вот фактов.   А «дичи» и в наш  век хватает в виде «бескреативного пространства банальных истин.» И, кстати, читая «Белеет парус одинокий» тож удивило и обрадовало тогда, что городовой в жаркие дни проверял наличие воды в мисках, привязанных к столбам в центре города, для собак - и это не про сердобольных общественников, а на гос. уровне !

Reply

akim_trefilov May 6 2021, 12:56:19 UTC
Вам спасибо!
да, здорово как, а я и не знал, что тогда в Одессе тоже была эта средиземноморская зооблаготворительность. Я такое впервые в Хорватии когда-то увидел.

Reply


merjanin May 7 2021, 17:19:02 UTC

... )

Reply

akim_trefilov May 7 2021, 17:40:45 UTC
Шувары/Шуварки/Шуварляй встречаются от Вятки до Мордовии, в мокш. - песчаный. Ну и шувар - болотная трава, аир. И в тюркских тоже есть - прозвище от глагола, вроде как. Нужно у знающих уточнить.
Деревня-то, понятно, по посессивному варианту от антропонима
Александров - да, неплохо покопали, видел, хорошее Раннее Новое время

Reply

merjanin May 7 2021, 18:11:50 UTC
Да, может и от прозвища Шюварка. Шувар-аир по-видимому из тюркского - др.-тюрк. suqar qаmуš "разновидность камыша" (выводит Добродомов).

Reply

akim_trefilov May 8 2021, 05:54:17 UTC
смотрю, еще со ссылкой на «Опыта словаря тюркских наречий» В. Радлова предполагают связь с шуwар - «катиться, волочиться»

Деревня (судя и по суффиксу) со стопроцентной вероятностью по прозвищу первопоселенца/первовладельца Шуварки - вопрос уже в происхождении этого прозвища.
а поселенец, конечно, мог быть и из мордвы, и из черемис (после всех войн в этих направлениях во второй половине XV - первой трети XVI вв.), и просто местный. Происхождение антропонима интересно, да

Reply


Leave a comment

Up