Маркированные хайретизмы

Nov 01, 2011 19:36

Постепенно выясняется, что хайретизмы не похожи друг на друга как близнецы. Для греч. акафистов это известно давно - в том смысле, что каждой паре хайретизмов (первой, второй ... шестой в каждом икосе) свойственно определенное число слогов. Но тут речь о другом.

О том, как может быть выделен 1-й хайретизм, говорилось в предыдущей записи. ( Read more... )

хайретизмы, акафистоведение

Leave a comment

Comments 4

количество хайретизмов handmaidenm November 7 2011, 13:30:20 UTC
Интересно, кто-нибудь исследовал, какое значение имеет количество хайретизмов? Например:

12 - в Великом акафисте, а также Иисусу Сладчайшему, перед иконами Богородицы, Пантелеимону и т. д.
6 - Троице, Страстям, Гробу, Георгию, архангелу Михаилу, Иоанну Богослову...
5 - Воскресению...
8 - Серафиму Саровскому...

Reply

Re: количество хайретизмов ludenhoff November 7 2011, 13:40:33 UTC
Мне кажется, о _значении_ тут говорить не приходится. По крайней мере, в большинстве случаев. Скорее можно говорить о _причинах_. А они часто довольно прозаичны: ну не смог вытянуть гимнограф 144 хайретизма. А вот по 8 или по 6 в каждом икосе - это куда ни шло. Бывает и 4, бывает и меньше. Но 8 - в каком-то смысле оптимальное число. Во-первых, не так много, но и не мало. Во-вторых, петь удобно (так же, как и 4, и 12 - в отличие от 10, 6 и уж тем более нечетного числа).

Правда, указание на значение один раз мне встретилось. Автор одного акафиста (сейчас забыл, что за автор и что за акафист, надо поискать) в сопроводительной записке к публикации своего текста указывал, что в половине икосов имеется по 9 воззваний - по числу ангельских чинов, а в других икосах - по 7, по числу вселенских соборов. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что он считал вместе с рефреном, т. е. по нашему обычному счету хайретизмов было соответственно 8 и 6, т. е. всё же чётное число.

Reply


ustavschik November 30 2011, 19:42:26 UTC
Еще в тему "связанных" хайретизмов. Случай, правда, вроде бы единичный, но все же:
Акафист неизреченной любви Христовой, икос 1:
Иисусе, в час кончины моея сподоби мя звати Тебе: Иисусе, любы неизреченная.
Автор акафиста -- свщмч. Аркадий (Остальский).

Reply

ludenhoff November 30 2011, 19:47:11 UTC
Спасибо. А этот акафист есть в Сети? Кстати, получил тут на днях одно письмо, сейчас тебе перешлю.

Reply


Leave a comment

Up