предыдущий пост По асфальту
Обычно, ложась ночевать "под крышей", я в голове своей прокручиваю грандиозные планы на следующий день. Но пробуждение в теплом помещении не способствует тому, чтобы с должным энтузиазмом взяться за их воплощение. Так и в этот раз, как я ни старался, но выехать из хостела раньше десяти утра ну никак не получилось! Видимо, это еще и потому, что оплачено пребывание до полудня...
Но все же в одиннадцатом я отправился в путь. Поехалось как-то совсем уж легко, что внушало оптимизм. Коллега
bokomarus однажды доехал от Мурманска до стоянки на полусотрове Среднем за один дневной прогон. Это, вообще говоря, большое расстояние - где-то 110 "по асфальту" до погранзаставы в Титовке, потом еще 15 - "по проселку" до Пьяного Ручья, ну и еще столько же - через перевал "по колее" и дальше по Среднему. Я решил все же по старинке - доехать до Титовки или, как в 2015 году, до "отворотки" на ЗАТО Заозерск и заночевать на знакомом месте чуть севернее дороги возле цепочки небольших безымянных озер, которые, как я тем вечером позже услышал, местные называют "лужами". В итоге получалось где-то около сотни километров за день, что, даже с учетом тяжелого рельефа, особых трудностей составлять не должно было.
Первым делом, разумеется, следовало посетить мой любимый магазинчик в поселке Дровяном и выпить там бутылочку пива на дорожку. А пиво там, надо сказать, продают с 11 часов, я же приехал чуть раньше и решил немного прогуляться по поселку. Первым делом направился к старому "дровяному" порту, не ожидая, впрочем, увидеть там что-то необычное.
Но , как говорили еще при "кровавом режЫме" - удивительное рядом!
На руинах старого порта заседала целая группа страшных троллей... Это некий местный житель создает их из битого кирпича, старого дерева и вынесенного приливом мусора, которого в Кольском заливе, конечно, имеется более чем достаточно.
Вот бы поговорить с этим творцом! Но время поджимало... Возвращаясь к магазину, я сфотографировал "новый" причал, появившийся буквально в последние годы. Там стояли у пирса три одинаковых судна, которые, судя по характерной конструкции на их кормовых частях, были ни чем иным, как рыболовными траулерами. Все же рыбный промысел - до сих пор один из наиболее актуальных на Русском Севере, раз даже при наличии двух ("старого" и "нового") рыбных портов тут построен еще один. Хоть нередко и слышим из СМИ об упадке морского рыболовства.
Теперь надо было приготовиться к тяжелой работе. Дорога от Дровяного поднимается весьма высоко и километров десять, а то и все двадцать, прыгает по сопкам вдоль Кольского залива. На одном из подъемов я как-то сорвал дыхание (все же тяжелый рюкзак с припасами на несколько дней...), пошел вверх пешком, потом вроде как дорога начала спускаться - попытался снова поехать, но ничего у меня не получилось, педали упрямо не желали крутиться! Как же так - ведь вниз же... Я подумал было, что у меня испортился велосипед, сошел с дороги, снял рюкзак, перевернул велик вверх колесами и проверил подшипники. Все оказалось в полном порядке! Я снова собрал все в "ездовое" положение и попытался еще раз "стартануть" - и опять никак! Тогда решил, что это я сам "испортился", опять съехал на обочину и принял грамм 50+ универсального лекарства. И только тут до меня дошло, что я стал жертвой довольно распространенной в северных горах иллюзии - я перепутал подъем со спуском! Это бывает, какое-то нарушение то ли зрения, то ли вестибулярного аппарата, когда тебе кажется, что спускаешься, а на самом деле движешься вверх.
Вот теперь, когда все осознано, можно ехать без проблем! Я шустро поднялся пешком на какую-то горку, за которой маячила уже следующая. Ну и - цифры на дорожном столбе...
Вскоре я уже со свистом катился вниз... И вот так вот и будет теперь на протяжении сотни километров, вверх-вниз, вверх-вниз! Впрочем, уже меньше сотни осталось...
Мне в свое время повезло - в
2015 году я оправился в первую поездку на Рыбачий, практически ничего не зная ни о "дороге", ни о "рельефе", потому ничего не боялся и просто ехал так, как ехалось - то есть с удовольствием, решая все проблемы лишь по мере их поступления, и не засирая себе мозги "прогнозами" и "планами". Потом уже я поехал по этой дороге на машине, и, честно скажу - от горок там реально захватывает дух! Всегда, едучи на машине, удивлялся - как же дважды, в 2015 и 2016, проехал там на велосипеде? И вроде даже не слишком уставал.
Попытался пару раз сфоткать дорогу, но как-то совсем уж невыразительно получилось. Наверное, не умею...
Первые десятки километров дорога идет по лесной зоне, но вскоре слева и справа начинает мелькать тундра.
Километров через 40 (то есть часа через три...) наступает некая "адаптация" к дорожным условиям, дыхание полностью восстанавливается, и ехать можно пока солнце не сядет. Тут главное - не торопиться! Часам к двум пополудни показался поворот на знаменитую авиабазу истребителей-перехватчиков Килпъявр. Там в 1987 году известный своими лихими выходками летчик, тогда старший лейтенант, Василий Цимбал, выполняя на Су-27 перехват натовского разведчика Orion, сумел протаранить его и причинить ему столь серьезные повреждения, что даже поскромничал "в подробностях" доложить об этом начальству. Время было "горбачёвское", дружба с Западом взазос, а тут - таран! Международный скандал... Ну, если кому интересно - эта история есть в интернете.
Пляжный отдых
Мне же было важно, что теперь осталось всего чуть-чуть ехать до знаменитого пляжа на реке Ура. Там, по плану - горячий обед! Вот она, река с пляжем, за горкой.
Я подкатил на то же самое место, где останавливался в 2015, зачерпнул воды в котелок и поставил вариться суп. Теперь, как и тогда - купаться! Правда, в этот раз по всему пляжу были понатыканы таблички - "купаться запрещено". Да и народ как-то не шибко тусил "у воды", в основном сидели возле кустов с мангалами и что-то там употребляли. Дети, правда, забегали иногда в воду, но бдительные родители сразу же их там отлавливали...
Дно на пляже весьма пологое, и нужно метров 50 пройти, прежде чем погрузишься хотя бы по пояс. Разумеется, увидев меня в воде, все отвлеклись от своих шашлыков и уставились на меня. Река, конечно, не слишком теплая... Даже по меркам Кольского полуострова. Я почти уже передумал купаться, но, увидев такое внимание к моей персоне, понял, что никак нельзя мне позориться, сделал еще шагов двадцать и с брызгами прыгнул в воду. В общем, вполне терпимо. Хотя в прошлый раз вода была ощутимо теплее.
Уже на берегу с просил у отдыхающих - а почему "купаться запрещено", ведь и пляж великолепный, песчаный, и вода чистейшая! На это мне ответили, что купаться (под страхом штрафа) запретили из-за низкой температуры воды, после того как кому-то там стало плохо с сердцем, но вообще это всё формальность, никаких "штрафов" никто не взимает, и смысл табличек исключительно в том, чтобы человек не перекладывал ответственность за свои дела на "власти" - написано же, что запрещено? Ну вот сам и выкарабкивайся! Вон на Семеновском озере в Мурманске вода не намного теплее - а купаться разрешено! Но там, вроде как есть спасатели... Однако на Семеновском нет пляжа! И вообще - нет в Мире совершенства...
Я откушал супа, потом еще искупался и после этого выпил чашку чая с коньком. Возникла даже шальная мысль - а может тут и заночевать? Но времени - пятый час вечера, а проехана-то лишь половина запланированного пути! После такого обеда, конечно, и реки по колени, и горы не намного больше! Скоро я уже "на тормозах" спускался в долину озера Нял-ярв, тоже месту примечательному - именно тут я
варил последний пакет супа на последних каплях газа при возвращении с Рыбачьего в 2016 году.
Долина Славы
Хорошо ехать по знакомым местам! Вот вскоре после этой скалы - Долина Славы.
А вот река Западная Лица и вход в саму Долину Славы. Там, у реки, я как-то ночевал, как раз напротив мемориала. Именно здесь наши остановили немцев, рвущихся к Мурманску - последнему советскому порту в европейской части страны, оставшемуся свободным.
Я, конечно, заглянул на знаменитый мемориал, но там как-то не слишком удачно начали реконструкцию "старой" его части, не успели к Дню Победы (возможно, из-за коронавируса) и сейчас только вот возобновили работы. Так-то там все интересные объекты я уже посетил в 2015 году, тут уже
есть небольшой рассказ.
И еще про памятник. Пару лет назад кого-то в областной администрации накрыл приступ "толерастии", и Долину Славы чуть было не переименовали в Долину Павших, почти как в пост-франкистской Испании. Но, после всенародного возмущения, это идиотское решение отменили. А так до середины 60-х долину Западной Лицы называли не иначе как "долиной смерти", почему - смотрите в учебниках истории, в разделах о Великой Отечественной Войне.
Вечер
Теперь уже недалеко! Поднявшись из долины, дорога пошла по новому ландшафту - лес постепенно сменялся лесотундрой, сквозь ставшими прозрачными заросли проглядывали заросшие лишайниками скалы. Времени - половина восьмого. Можно этим же вечером доехать до Титовки, километров двадцать с небольшим оставалось, а там даже и заночевать в "хостеле" из фанерных домиков, но погода вроде как наладилась, я поленился крутить педали, свернул на знакомую дорожку и стал искать хорошее место для ночлега на свежем воздухе. Возле понравившегося мне озерка я встретил мужчину с удочками, который оказался жителем Заозерска, отставным мичманом Северного флота. Сам он родом из Украины, но после службы остался здесь, на Севере, периодически навещая родственников в Днепропетровской области - до 2014 года. Мы с ним разговорились, от поведал мне немало баек о флотской жизни, а еще о том, как в "безумные 90-е" Заозерск (куда и мышь без пропуска не прошмыгнет) не раз и не два посещали (прибывая туда на вертолетах!) американские "военные инспекторы", которым даже предоставляли свободный допуск в высеченные в скалах хранилища ядерных боеприпасов для наших АПЛ! Чудные дела творились во времена
ЕБНа...
За интересной беседой время незаметно пролетело, солнце скрылось за скалами, похолодало, и мне пришлось ставить палатку и готовить ужин, уже изрядно дрожа от холода. Все же - Север! Мой новый знакомый Дмитрий завел свою Ладу-Приору и отправился домой, я же остался у озера. Завтра будет не самый легкий день!
продолжение