предыдущий пост Утро седьмого дня вполне удалось - дождь ночью не пошел, погода стояла теплая и палатка была практически сухая, что впрочем, спровоцировало долгий утренний сон, и собрался я в путь никак не раньше 11 утра. Собственно, торопиться-то было некуда - все равно по прибытии на полуостров Средний никаких серьезных проектов вечером не планировалось - ну там в море искупаться да ужин приготовить, вот и все! А ехать уже и недалеко - двадцать с чем-то по асфальту и тридцать с чем-то по грунтовкам. Ну, правда, перевал метров на 300 с чем-то между материком и Средним, но там уже пройдено было пару раз и, как я помнил, ничего особо страшного на перевале не ожидалось.
Вскоре я выкатился на трассу Е-105 и в очередной раз полюбовался озером, на противоположном берегу которого удалось так спокойно переночевать.
Ожидаемая смена ландшафта
Где-то именно здесь "лес" окончательно сменяется "тундрой". Разумеется, смена ландшафта достаточно условная - и раньше тундра встречалась, и дальше опять будет встречаться лес, но, надо сказать, переход весьма резкий и очень заметный.
Сами смотрите. Вот взгляд назад, вполне себе "лес".
А вот взгляд вперед. Там уже, совершенно очевидно - тундра.
Мир тундры - прежде всего камень и вода. Вот и здесь, среди заросших лишайниками каменистых насыпей, весело журчали многочисленные ручьи, текущие чуть ли не навстречу друг другу. В квантовой физике с математической точностью (простому человеку недоступной) объясняется такое явление, как "сверхтекучесть" - при предельно низких температурах в одном и том же русле два потока вполне могут двигаться навстречу! Ну а в тундре такое возможно и при вполне обычных условиях... И никто этому не удивляется.
Вскоре я проезжал мимо "отворотки" на ЗАТО Заозерск, именно там меня высадил добрый человек
в прошлом году где-то в обед, а на этот раз я сюда прибыл в более раннее время. Теперь - последний подъем перед Титовкой, а там - погранзастава, кафе, и - поворот с асфальта на "грунт".
Via Appia
Вот этот вид, что на следующей фотографии, всегда как-то вызывает у меня ассоциации с римской "Аппиевой дорогой"... В школе нам рассказывали, что вдоль той упомянутой "трассы" (Аппиевой дороги) в древние времена были поставлены около шести тысяч крестов с распятыми на них участниками восстания Спартака. А что - издалека как-то может и померещиться...
Разумеется, это всего-навсего ЛЭП, насколько я помню из института - на 10 киловольт. Обратите внимание на характерную технологию установки опоры - в сруб, заполненный камнями. Такое еще можно наблюдать в Карелии. Такая вот опора ЛЭП - одна из самых характерных примет моей милой родины. Помню, как каждую осень, возвращаясь домой из "средней полосы", едучи на автобусе либо из Оленегорска (с поезда), либо из Кировска (с самолета), я радостно видел вдоль дорог эти столь родные столбы в деревянных срубах.
Мегалиты и Пейзажи
А это не вполне понятный объект - рукотворная переправа через тундровый водоем. Наконец-то мне удалось сделать более-менее внятную фотографию. Не вполне понятно назначение - никакой тропинки от шоссе к переправе я так и не нашел. На заднем плане - руины снегозащитных заграждений. Теперь таковые уже не применяются, то ли зимы стали не столь снежные, то ли снегоуборочная техника с тех пор значительно усовершенствовалась.
А поднявшись наконец наверх, можно полюбоваться совершенно головокружительным пейзажем. И так - практически до Королевства Норвегия.
Ближе к Титовке дорога слегка опустится в долину, снова появятся кусты и почти что "лес". Но - ненадолго.
Историческая справка
Погранзастава в Титовке расположена почти что на линии "старой" советско-финляндской границы, проведенной "по линейке" в 1920 году. Так же "по линейке" тогда к Финляндии отошел полуостров Средний и значительная часть полуострова Рыбачий. Никаких исторических оснований для такого "передела" не имелось - упомянутые территории даже не входили в состав Великого Княжества Финляндского, образованного в 1809 году по условиям соответствующего шведско-русского мирного договора. Кстати - первое в истории государственное образование, в котором титульной нацией были финны. А после крушения Российской Империи офицер русской армии Карл Маннергейм выступил с так называемой, прошу прощения за мой финский, miekantuppipäiväkäsky, "клятвой меча" - желающие могут почитать в Википедии, и на немецких штыках пробил "коридор" к Баренцеву морю. Это, собственно, был лишь первый шаг в планируемом построении Suur Suomi от Балтики до Урала, но в 1944 году концепция государственного строительства Финляндии была радикально пересмотрена (тем же Карлом Маннергеймом), и мы сейчас имеем то, что имеем.
Кстати, о погранзаставе. Я должен сказать, за за минувшие полтора десятка лет в Погранслужбе ФСБ России сдвиги произошли весьма заметные. Нынешние наши пограничники - уже не те былые угрюмые солдафоны в заношенном камуфляже, а прекрасно экипированные симпатичные приветливые ребята. Первыми говорят "здрасьте" и непременно всем желают счастливого пути!
Общепит
В самой Титовке никак нельзя не посетить кафе. Жаль, там не продают ничего крепче пива. Говорят, это сделано для того, чтобы "финики" и "норги" по пути в Мурманск не "переборщили" и не попали бы в неприятности. В этот раз, правда, ни фиников ни норгов не наблюдалось по причине закрытых границ, но по прежнему - только пиво. Ну - и то хорошо! Я еще взял котлету из семги и салат, устроился за уличным столиком и прекрасно отобедал.
Наверное, не стоило бы мне тянуть время и наслаждаться обедом и пивом так долго - погода начала ощутимо портиться, а тучи так и вообще выглядели совсем даже нехорошо.
Эквилибристика
Вот и водопад на реке Юринга, притоке Титовке. Я его уж много раз фотографировал, но тут нашел новый ракурс - сверху со скалы над потоком. Голова кружится!
Дальше хорошо знакомая дорога побежит вдоль реки Титовки, иногда удаляясь от нее и прыгая довольно высоко по окружающим реку скалам. Вот, кстати, руины моста, который строили еще финны для перемещения войск. Интересно, что воды в реке чуть меньше обычного - хорошо видно фундамент средней опоры.
А вот уже река разливается недалеко от своего устья, образуя весьма привлекательные песчаные пляжи.
Прогноз погоды
Где-то как раз здесь и начался дождь. Довольно сильный. Я поднапрягся и успел, не слишком сильно вымокнув, докатить до начала подъема на перевал, и соответственно, до знаменитой беседки у Пьяного Ручья. У меня есть фотография прошлого года - тогда беседка была оборудована своего рода "стенками" из ткани от какого-то временного торгового сооружения типа питейной палатки.
В этот же раз и стенок-то не имелось, а дождь превратился в настоящий ливень. Времени - третий час. Надо ждать - в такой дождь тяжело будет пройти перевал!
Продолжение