предыдущий пост Я тут уже
писал полтора месяца назад, что купил билеты на Кольский "на перекладных" на 4 августа, по чуть позже поменял их на более ранний срок, на 28 июля. Поскольку ввиду эпидемии отменили поезд "Минск - Мурманск", к которому цепляли "беспересадочный вагон" от Пскова, то пришлось мне ехать с пересадкой в Волховстрое, да еще и на двух разных станциях...
Монче-тундра, вторая попытка
Но это все мелочи, хотя и создающие ненужную в столь серьезном деле суету. Так или иначе, но вечером 30 июля я таки вышел из поезда на станции Оленегорск, собрал велосипед и покатил вперед, к приключениям! Я уже как-то писал, что через полчаса езды на велосипеде от станции с перевала открывается "общий вид" на Монче-тундру, и на сей раз ждал я,
со своим прошлым опытом, этого момента безо всякого душевного трепета. Однако некоторый трепет все же случился - весь северо-восточный склон усеян был белыми снежными пятнами! И даже у подножия не очень высокой горы Ниттис, что слева на картинке, на высоте метров 300, не более, тоже имелся не растаявший за лето снег!
А ведь я прожил в Мончегорске 14 лет, еще и при "кровавом режЫме", и весьма задолго до испугавшего Трету Тунберг "глобального потепления", но я вот совсем не помню, чтобы даже в самый холодный год в этих местах в середине лета лежал снег! И если ущелья, по которым мне надлежало идти "на ту сторону", окажутся заваленными снегом - то я могу запросто попасть в беду! Хотя там в беду запросто попасть и без снега...
До центра Мончегорска там ехать на велосипеде, если не торопиться - часа два, и в десятом часу я начал искать разрекламированный в Интренете хостел "Крыша Мира". Размещался он, если верить рекламе, на окраине, в новом незнакомом мне районе между речкой Нюд (Нюдуай) и склоном горы Нюд (Нюдуайвенч). Раньше там было болото, на котором я лично собирал морошку, но во времена новейшие болото засыпали "пустой" породой с карьеров и построили микрорайон, главную улицу которого так и назвали - Морошковая. Не самое лучшее место для проживания, учитывая близость к Комбинату. Но ясным летним вечером с улицы Морошковой склоны со снежниками выглядели как-то совсем уж "по домашнему"
Располагался упомянутый хостел в здании торгово-развлекательного центра с каким-то настораживающим названием - "Радужный". Как я и думал - он оказался закрыт! В общем, ничего смертельного, у меня есть возле Мончегорска хорошее место для ночлега, но не хотелось с утра перебирать рюкзак, сушить палатку и вообще тратить время - я собрался выйти на маршрут никак не позднее 8 утра. Впрочем, я вспомнил, что проезжая через центр, увидел на некогда "роскошной" гостинице "Север" вывеску - "номера от 600 рублей". С открытием отеля "Лапландия" на 4 звезды "Север" как-то захирел, и при демократии его "трансформировали" в "Север-Inn", что на языке наших западных партнеров означает что-то вроде как "постоялый двор". Фактически это оказался хостел, с общим душем-туалетом и общей кухней, с одноместными номерами по цене 800 рублей, что меня полностью устроило!
Старт
И около восьми утра 31 июля я уже отправился в путь, пока что - в сторону Комбината на велосипеде!
Вместо "рецидивиста", который дежурил в прошлый раз, на платной стоянке работала женщина, весьма приветливая, забрала мои "лишние" вещи к себе в сторожку, снабдив их запиской, кому звонить, если я не вернусь в назначенный срок, помогла мне повесить на спину тяжеленный рюкзак с припасами на пять дней и пожелала счастливого возвращения. Поскольку в этот раз мне не нужно было обходить Ниттис с южной стороны, я решил пойти напрямик, через "лес". Тропинку я наметил еще в 2017 году, ну и сверил с тем маршрутом, которым возвращался из тундры коллега
bokomarus во время своей
экспедиции 2018 года.
Собственно, я с самого начала и собирался пойти по его маршруту, "по часовой стрелке", но что-то меня натолкнуло пойти сначала через ущелье Кымдыкорр. И это оказалось весьма правильным решением!
Но сначала нужно было пройти несколько километров через весьма обширную промзону. Над одним из объектов, чем-то вроде цементного завода, неожиданно развевался крепостной флаг русского военного флота.
Ну и для любителей "индустриального треша" - руины "камнерезки" между Ниттисом и Кумужье. Весьма живописные, имеется в них и нечто античное, и, одновременно - арктическое. Гиперборея, как говаривали древние греки.
Тропинку я сразу нашел, но она весьма тяжела для ходьбы с тяжелым рюкзаком, особенно - с пристегнутой к нему "пенкой", которая постоянно цепляется за жесткие ветки. В 2018 я направился вроде бы и более длинным путем, несколько выше, но по тундровой зоне, где нет кустов и ветвей, и тогда первой участок, до озера Гирина, прошел с меньшими затратами сил, чем сейчас. На этих широтах "лес" - не совсем то же самое, что в средней полосе.
Расстояние, которое мне предстояло пройти, не такое уж и большое - до ущелья Кымдыкорр от брошенных шахт у подножия Ниттиса не более 14 км, но это - "по прямой". И без учета подъемов и спусков. Реально до Гирины (4 км) я дошел часа за три. Тропинка там весьма явная, но ни каких картах, включая новейшую ГГЦ-250, которую любезно подарил мне для закачки в "Гармин" коллега
aadjo, она не обозначена - имеется на картах только "верхняя" тропинка, по которой я шел в прошлый раз. И это при том, что как раз "на местности"-то ее и нет, до тех пор, ока она не сольется с реальной тропой возле озера Гирина.
А пока что с какой-то горки мне открылся совершенно великолепный вид на Мончегорск.
Ну а если посмотреть вперед, то можно увидеть горы Каперуайвенч, расположенные чуть севернее входа в ущелье Кымдыкорр.
И вот наконец место, где я в прошлый раз вышел на тропу! Значит - я иду правильно!
Между тем время ка-то незаметно перевалило за полдень. Надо устроить обед - куда торопиться! Я разложил "кухню" и начал варить суп, а пока он кипятился - успел полакомиться ягодами. Погода стояла просто великолепная, я даже и мечтать о такой не смел.
Я знал, что дальше идти станет несколько тяжелее. Дорога поднимется вверх, пойдет через моренные холмы и валунные россыпи с широкими "многопоточными" ручьями, и придется весьма много где просто прыгать по камням. К счастью, в этот раз я специально приобрел "трекинговые" палки - а они серьезно помогают при продвижении по таким вот местам! Реально - четыре ноги получается...
Кроме обкатанных ледником валунов там попадаются непонятного происхождения огромные глыбы, по несколько метров высотой, с совершенно правильными гранями. Господа "эзотерики", "сторонники альтернативной истории" и просто шизики и психопаты, насколько мне известно, коллекционируют фотографии такого рода, как они полагают, "артефактов" - ну пусть себе забирают...
Тропа, которая местами терялась на камнях, а местами снова появлялась, на сложных участках была помечена каменными пирамидками, и сбиться с нее, как я полагал, совершенно невозможно. К тому же она не полностью, но в принципе совпадала треком на карте навигатора
Однако все же я с нее сбился! На совсем другую тропу, уходящую на север, к вершинам Каперуайвенч и через них - к озеру Вайкис. Я это понял, когда обнаружил, что свернул куда-то весьма правее ожидаемого ущелья Кымдыкорр. Впрочем, это нетрудно было исправить - "тропа" там не более, чем направление. А идти можно куда угодно, пока место ровное.
Снежники возле ущелья настораживали. Но я быстро рванул вперед и через час, около четырех дня, ущелье уже было близко, в паре-тройке километров.
Июльский снег
Стало понятно, что проходы будут завалены. Я хотел было отправиться по "северной" тропе, через Каперуайвенч к озеру Вайкис, но путь туда мне был незнаком, да и даже в том случае, если бы мне удалось по берегу озера добраться до ущелья с водопадом, я вряд ли смог бы по нему подняться - если уж восточные склоны в снегу, то каково на северных! Да и далековато идти.
Вот и первый снежник, еще на подъеме к основному ущелью. Тут метров 400 надо идти по тропке между глубокой расщелиной и стенкой северного склона горы Хипик. Вот после тех камней, в десятке шагов от начала снежника - пропасть. Но сейчас она полностью закрыта снежным козырьком, под которым гремит вода - Кымдыкорр переводится как Гремящее Ущелье.
Я пошел эти несколько шагов, упираясь палками. Снег был твердый, скорее уж фирн, нежели снег, но кроссовки все же скользили, а внизу - пустота. И когда рухнет этот козырек - знают только духи тундры. Все же последний дель июля на дворе, да и - жара!
До знаменитых наклонных камней, на выходе в верхнюю, широкую часть ущелья, оставалось метров триста, но я повернул назад. Риск показался мне несколько неоправданным. Да и что там дальше - тоже совсем непонятно. Издалека было очевидно, что оба перевала - и на юг, и на север - закрыты снегом, также и закрыта снегом "полка" под ледниками, по которой можно было пройти в 2018 году. Надо было хорошенько подумать - что делать дальше.
Конечно, можно было рискнуть и пойти по "левому" берегу потока Кымдыуай, но это, во-первых, уже будет альпинизм, а во-вторых, вверх подниматься легко, но, уткнувшись в тупик, придется спускаться - что может оказаться намного сложнее, чем подниматься.
Пока что надо было как-то отдышаться и посмотреть назад.
Я решил спуститься вниз, на более-менее ровное место, и там уже выпить коньячка и трезво прикинуть свои шансы. И, кстати, хоть тут и ходит совсем немого людей, но не все возвращаются живыми.
Отдыхая, я приглядел внизу, возле снежника и озерка талой воды, достаточно ровное место, и решил там заночевать и восстановить силы, изрядно подорванные шестью часами ходьбы с последующим карабканьем по скалам. А утром уже принять решение - что делать дальше.
Здоровый сон на свежем воздухе
Озерко оказалось чистейшим, вода - свежайшей, место защищено от ветра, я с наслажением напился таой воды, прилег отдохнуть и моментально задремал
Проснулся часов в семь-восемь, от дикого холода - пока палило солнце, то, как казалось, было даже жарко, но как только оно скрылось за хребтом Коттичорр, северная природа сражу же напомнила мне, в каком непростом, на самом-то деле, месте я нахожусь. Пора было ставить палатку и ложиться спать, полюбовавшись окружающими ландшафтами
продолжение