Крипецкое и окрестности, или Как хорошо путешествовать, когда за тебя думает проводник!

Apr 27, 2020 17:30

В последние несколько лет я привык гулять по лесам (и не только по лесам...) как правило, в одиночку. При этом приходится постоянно работать головой, чтобы не сбиться с правильного пути и в нужное время попасть в место назначения. А места порой бывают такие, что ни на одной карте дорог не обозначено! Как, например, на некогда обитаемые острова, имеющиеся в наших болотных массивах. И как же, все-таки, приятно идти туда с умным грамотным проводником, который и местность знает наизусть, лучше всякого самого навороченного спутникового навигатора, и вдобавок умеет рассказать так много интересного, что впору мне, и правда, завести диктофон! Таким проводником по окрестностям поселка Торошино в этот был для меня мой приятель Николай, проживающий в деревне с названием "Крипецкое-2". Еще иногда говорят - "в дурдоме". Но это просто потому что в Крипецком-2 после кардинального снижения уровня торфодобычи осталось единственное учреждение, благополучно пережившее все "либеральные" (и - не очень либеральные...) реформы последних 30 лет - психоневрологический интернат для хронических больных. Заведение это вполне даже гуманное - без решеток и колючек, пациенты могут свободно входить-выходить, и даже ездить в город и всячески развлекаться - кроме полного обеспечения им еще выплачиваются карманные деньги, около 4 тысяч рублей в месяц. Но и про интернат, и про историю торфоразработок я еще расскажу во всех подробностях - спасибо Николаю! Человека этого я знаю давно, и однажды он очень даже серьезно выручил меня в совершенно авантюрной попытке зимнего прохода через Крипецкие болота...

В этот же раз я несколько отвлек его от весенних сельскохозяйственных работ и мы двинулись осматривать местные достопримечательности. Вот он, Николай - впереди!




Понятно, что за несколько часов (прибыл я на велосипеде уже после обеда, а надо было потом еще и домой докатить) всего там не осмотришь, но Николай наметил несколько наиболее интересных объектов. Первым в списке шел заброшенный хутор около урочища с названием "Семь Дубков". Там, конечно, дубков оказалось несколько меньше заявленного количества, так и лет-то сколько прошло!



Местность эта довольно заболоченная, и надо знать проходы от одного сухого места к другому. И вот на окраине болота там имеется такой вот камень. Раньше он лежал на возвышении, но господа "археологи" около него все что-то искали, обкопали камень со всех сторон и вроде как уронили его в яму, которую сейчас залила вода.



Камень - вроде как обычный гранитный валун красного цвета, принесенный ледником откуда-то с Кольского полуострова не так уж и давно - около 50 тысяч лет назад. Но вот когда с валуна был удален мох - там оказалось нечто!



Лично я вижу две большие литеры "М" и "А", а Николай рассказывал, что на другой стороне, до которой сейчас не добраться, еще имеется рисунок, напоминающий свастику с тремя лучами. Интересно было бы обратиться к настоящим археологам, потому я отправил фото и описание в Археологическую лабораторию нашего университета, начальнику отдела полевых исследований Александру Михайлову, который уже как-то консультировал меня по поводу объектов возле озера Псковянского. Буду ждать ответ!

Дальше мы направились в сторону некогда обитаемого острова на болоте, указанном на карте как Рысевское - между деревнями Сабижи и Большие Жезлы. Никаких вменяемых дорог на картах Генштаба там не обозначено, но оказалось - имеется настоящая дорожная сеть! А вот это так и вообще - "автострада", которую местные называют не иначе как "аллея".



Не везде эта аллея так цивилизованно выглядит, конечно! Давненько по ней никто не прогуливался...



Чем дальше на запад, тем запущеннее выглядела эта аллея, построенная немцами (силами военнопленных) во время войны. Немцы тогда решали две задачи одновременно - и боролись с партизанами, и заготавливали деловую древесину для "фатерлянда". Вдоль аллеи кое-где еще видны руины каких-то временных построек. Неожиданно аллею пересела вполне вменяемая лесная дорога - от Больших Жезлов до Крипецкого (так сказать, "главного" Крипецкого, или - Крипецкого-1, оно же бывшая деревня Капай)



А вскоре появилась и "отворотка" на север, в сторону деревни Сабижи. Понятное дело - всех этих дорог на картах вовсе нет!



Причем именно со стороны Сабижей местность посетили "археологи", то есть - мародеры. Оказывается - оттуда можно проехать на квадрацикле! Аллея заканчивалась возле холмов со следами жилищ, дальше оставалась пара сотен метров до острова - но туда надо идти по воде. Кстати, там, на острове, когда-то от немцев прятались местные жители. А тут - жили вполне легально. Только непонятно, в какой исторический период. Не знаю уж, какова была добыча мародеров, но раскопано было глубоко... Мы же нашли лишь груду не пригодившихся им черепков.



Жаль - старинную бутылку они разбили!



Да ладно бутылку - похоже, что именно эти ублюдки и привезли сюда мусор! Ну кому еще может придти в голову идея пихать несколько километров по бездорожью, чтобы устроить такую вот, прошу прощения, "инсталляцию"? Может, они фильм ужасов тут собирались снимать? Так для этого необязательно ехать в такую глушь!



Я пометил на карте маршрут и мы двинулись обратно. Оказалось, что "аллея" идет практически до "современной цивилизации", даже не прерываясь на каком-то болотном ручье, на котором имелись остатки деревянного мостика. Но это уже совсем рядом с шоссе от Торошина в Крипецкое.



Перейдя шоссе, Николай показал мне и объект, на который приходила эта немецкая дорога - лесопилку. Правда, там сейчас все больше похоже не на банальную лесопилку, а на руины некоего секретного объекта.



Ну и последний на сегодня пункт - брод через реку Пскову и "альтернативная" дорога в деревню Пески - по правому берегу. В следующий заезд непременно ее исследую!



Пока же я искренне поблагодарил Николая за интересную экскурсию и рассказы, а он напоследок показал мне насыпь узкоколейки, построенной уже после войны и когда-то давно соединявший Крипецкое торфопредприяте и станцию Торошино. Хорошо тогда строили - на века!



Ну еще вот и - обещанная карта. Актуальный трек - синий.


торошино

Previous post Next post
Up