предыдущий пост День третий, комбинированный - 104 на велосипеде и 10 пешком
Уснул я во второй вечер мгновенно, а проснулся в два часа ночи от очень громкой (и видимо, содержательной...) беседы на повышенных тонах между лесными волками и деревенскими собаками. Разумеется, ни те, ни другие не представляли никакой опасности, но в темноте и одиночестве это как-то инстинктивно напрягает. Правда, волки находились, как я понял, за ручьем, около палатки же топали какие-то маленькие лапки, наверное - грызуны. На всякий случай я очень громко выругался матом и сказал "кышь", после по крайней мере топот лапок стих, и я снова уснул. Проснулся уже в пятом часу от совершенно жуткого холода. Еще вечером, пока ставил палатку, уже трясло даже в штанах и куртке, и вечером же я вспомнил случайно услышанный на улице о разговор о "заморозке". Уже начинало рассветать, я высунулся из палатки, и увидел, что вокруг все белое. А ведь думал еще - взять теплый спальник или легкий, и взял легкий... Пришлось надеть на себя все что было и попытаться с головой утрамбоваться в мешок, но - при моем росте это невозможно. Спас меня только н.з. шоколада и коньяка. Когда вылез в седьмом часу, солнце уже было высоко, но на траве все еще лежал толстый слой инея.
Солнце как-то быстро все разогрело, уже в 8 утра переоделся в шорты и футболку и пошел осматривать местность, куда так вот негаданно попал вчера вечером. Оказалось, кругом болото, и только под "горой" (кстати, глиняной) есть небольшое ровное место. Думаю, искусственно спланированное под какую-то постройку, так как рядом лежали штабелем полуистлевшие стройматериалы. Тут я и ночевал, и, как выяснилось, ручей, из которого я брал воду - это речка Маята, бегущая в озеро Ильмень весьма издалека - длина ее более 40 км.
Повезло! А как же там новгородцы?... А вот по этой дороге я, оказывается, почти не тормозя съехал в сумерках на груженом велике, и - ничего!
Теперь надо было как-то попробовать подойти к озеру Ильмень. Дело в том, что на спутниковых снимках Приильменская Низменность с южной стороны представляет собой совершенно черный равносторонний треугольник (со стороной километров 20), на котором пунктирными линиями обозначены какие-то фантомные "реки" и "озера", и увидеть это "черные места" своими глазами - тоже было в планах поездки. Я поднялся в Лажины и спросил у местных про озеро. Они посмотрели мои карты, внесли свои коррективы, и я отправился в путь. Надо было примерно 4-5 км проехать на велике и еще столько же пройти пешком, и - желательно - около полудня вернуться на "большую дорогу" и ехать в сторону Великого Новгорода, до реки Волховец - от Лажин это было чуть меньше 100 км.
К озеру через заболоченные луга и подтопленные березовые рощи вела витиеватая колея от внедорожника, чем ниже - тем сырее она становилась, последние сто метров - вообще по колено в воде, а дальше начались прямо-таки "мангровые заросли", как на побережье штата Луизиана. Это на фото - пока еще все дорога, но тут уже на лодках, наверное...
Ну вот и озеро Ильмень. Вообще на картах оно обозначено пунктиром как "озеро Синец", иногда называют - Синецкий залив Ильменя.
Странно, но дно довольно твердое, хоть и глина, вода же - абсолютно черная от торфяного раствора, видимо, потому и спутниковые снимки такие. А в реальности - ничего страшного, место вполне симпатичное! Люблю я водные пространства...
Когда возвращался из озера и уже ехал по проселку, заметил впереди какие-то точки - оказалось, коллеги-новгородцы. Вскоре я их догнал, спросил, как провели ночь - сказали что замерзли, и удивились, откуда это я еду. К сожалению, они не пошли на озеро - слишком измучились за вечер и ночь, очень долго искали место и замерзли. Остановились мы все у магазина в Лажинах, я остался попить кефира и немного подрегулировать велик, а они двинулись в путь. Я так их и не догнал - сначала менял цепь, потом отмывал руки, потом у меня расстроился передний переключатель - так и прокопался до часу дня.
В общем, спешить было некуда, 100 км при хорошей погоде по хорошей дороге - это часа четыре плюс небольшой отдых. А хорошая дорога - трасса М-10 "Россия" - ожидалась ровно через 30 километров. Когда я туда выехал, она вовсе не произвела на меня столь удручающего впечатления, как в прошлый раз, я остановился пообедать в каком-то roadhouse и за час с небольшим проехал километров 30, пока не встретил старую знакомую - реку Мсту.
Тут недалеко, как я помнил, должна была быть деревня Новоселицы и поворот на запад, на Вишерский канал. Я сделал небольшой крюк и заехал в Новоселицы, чтобы зайти в магазин и попить пива на лавочке, как в прошлый раз. Правда, "в прошлый раз" по причине дождя я пил вовсе не пиво, но это не главное. От магазина с лавочкой до Новгорода с объездом по Вишерскому каналу, как я уже измерял по велокомпу год назад - ровно 30 километров, причем мне сегодня не надо было заезжать в город, а, не переходя Волховец, свернуть налево, в Нередицу и на Рюриково Городище, где и попробовать переночевать.
Немного покрутившись (забыл дорогу) по деревне Божонка, выехал наконец на Вишерский канал, построенный в начале 19 века.
Канал этот соединяет реки Вишеру (впадающую в Волхов) и Мсту (впадающую в озеро Ильмень), сейчас для судоходства не используется, потому берега заросли и все напоминает дренажную канаву. Но рыба там есть!
По каналу ровно 20 километров до реки Волховец (восточный рукав Волхова), где начинается настоящий "водный мир" - северная часть Приильменской низменности. Сама река Волховец очень нестабильна - в прошлом году тек маленький ручеек по широченной, несколько сотен метров, черно-коричневой заболоченной долине, в этот же раз почти вся долина была заполнена водой.
Вечерело, потому осмотр всех достопримечательностей я отложил на четвертый день, а сейчас просто проехал 8 километров по дамбам, соединяющим между собой островки в низменности, до Рюрикова Городища, и решил поискать место для ночевки на берегу Сиверсова Канала.
В силу какого-то геологического парадокса реки Мста и Волхов текут почти параллельно навстречу друг другу, и для облегчения судоходства (особенно для того, чтобы убрать из маршрута опасный участок по Ильменю) во времена императора Павла граф Антон Сиверс, новгородский губернатор, предложил канал между Мстой и Волховом. Канал достроили уже после смерти и Павла, и Сиверса, а император Александр Первый высочайшим указом повелел именовать канал "Сиверсовым". Он судоходен и до сих пор. Как тогда прорыли канал, пусть и недлинный, километров 20, по болотам - загадка. Как-то сразу вспомнился Беломоро-Балтийский Канал и "легенды" о нем -
http://ak1961.livejournal.com/2351.html Сухих мест там, конечно (ну кроме Рюрикова Городища на холме, но там музей под открытым небом, Памятник Культурного Наследия ЮНЕСКО) нигде и нет, но я нашел возле канала узкую полоску между водой и болотом, видимо - отвал при рытье, где и поставил палатку. Скоро солнце зашло за Городищенский холм с руинами Храма Преображения
По Волхову долго еще ходили экскурсионные теплоходы, а по Сиверсову сновали катера, но - никого не было! Дело в том, что на машине сюда не подъехать, примерно в километре дорога закрыта для транспорта. Потому спокойно и безопасно, как в лесу. Да и красиво вечером там, на канале.
следующий пост