На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2023 - День Третий (Бегство в Волшебный Мир...)

Oct 04, 2023 19:12

предыдущая глава

Ночью, если можно заполярные сумерки начала августа назвать "ночью", жара несколько отпустила, но с восходом солнца вернулась вновь. Около шести я проснулся от зноя и запаха водорослей, как будто ночевал на южном берегу Крыма, а не на северном берегу Кольского полуострова. Я распахнул пошире палатку, вылез в одних трусах из спального мешка и как-то неожиданно снова крепко уснул. Проснулся лишь в девять от автоматных очередей и канонады... Блин, уже десятый час, а мне же еще в Заполярный ехать за газом! Намеченную экскурсию в Корзуново с посещением музея Юрия Гагарина я вчера еще отменил - как мне сказали, музеем заведует какая-то бабуля, которая не утруждает себя нахождением, выражаясь языком 19 века, "в присутствии", и для посещения музея надо искать ее дома, после чего она, если соизволит, соберется и откроет музей! Нет - только не на жаре! Значит - в Заполярный, 22 км туда (вверх), там непонятно сколько, потом 22 км обратно (вниз), потом закупка провизии в Печенге - можно тупо не успеть к трем часам дня на брод в отлив. А тут еще такая пальба на полигоне, могут и не пропустить.

Я собрался, выехал на дорогу и медленно поплелся вверх, периодически оглядываясь назад...






Изменения Планов и Ревизия Багажа

Доскрипел я только до ближайшей автозаправки за Печенгой, и решил устроить там в кафе второй завтрак. Там разговорился с посетителем, раненым бойцом на реабилитации, и тот мне рассказал, что газ точно есть в Печенге в хозяйственном магазине с весьма труднопроизносимым названием, держит который выходец с Кавказа. Боец сообщил, что магазинчик этот находится в подвале одной из старых пятиэтажек южнее железной дороги. Я обрадовался и бодро покатился обратно вниз... И тут произошло очередное чудо - на автобусной остановке стояло трое, двое мужчин и женщина, с удивительно знакомыми милыми лицами. Один из них вышел мне навстречу и спросил - а ты ведь Андрей?

Оказалось, эти те самые велотуристы из Вятки - Саша, Паша и Настя! С которыми мы выбирались вместе из шторма в центре Рыбачьего в 2016 году, вот тут есть та история! к сожалению, мы лишь перекинулись парой слов - буквально через несколько секунд подошла их маршрутка из Никеля на Мурманск. Я понял лишь, что в этот раз они пешком ходили в Лиинахамари и окрестности. Тут чудо, можно сказать, двойное - не только то что мы встретились в пространстве (хотя и его достаточно), а то, что встретились во времени - буквально ведь секунды!

Ну а я уже катился по Печенге. Вот, кстати, та самая железная дорога, проходящая через центр поселка.





Раньше сюда даже пригородный поезд заходил. Заканчивается эта самая северная в мире железная дорога еще километрах в шести севернее, в сторону Лиинахамари, грузовой станцией, на которой сохранились и рельсы и стрелки, вот фотка 2019 года



С помощью местных жителей я быстро отыскал магазинчик и прикупил нужное количество газа, теперь нужно было решить еще парочку организационных вопросов. Первым делом - проблемы медицинского характера. После таких прогонов по жаре у меня начались традиционные ночные проблемы - судороги в ногах. Помню, давно еще коллега aadjo, опытный ветеринарный врач (ну как раз для таких как я...) рассказал, что судороги могут случаться из-за вымывания из организма калия, и для их предотвращения необходимо либо съедать три кило бананов в день (на туалетной бумаге разорюсь...), либо же принимать препарат "Аспаркам". В Печенге имеется аптека, совмещенная с медпунктом, и фельдшер, он же фармацевт, сообщила, что аспаркама сейчас в наличии нет, но она может предложить почти то же самое - панангин. Что-то такое я помнил из рекламы по "ящику", и уточнил - а можно ли мне панангин, поскольку у меня, строго говоря, больное сердце (диагноз не озвучиваю, щадя нервную систему моих читателей). Девушка заверила, что в таком случае не просто можно, а даже и нужно, и не тогда, когда уже судороги начались, а заранее принимать перед столь серьезными физическими нагрузками.

После общения с медиками я, как всегда, почувствовал себя намного хуже (это у меня нервное...), и решил, что не стоит мне тащить такой непосильный груз, и надо бы как-то "перебрать" багаж. Лишними были отмечены длинные штаны (типа мембранные), шерстяной свитер на случай ночных холодов и босоножки для хождения по воде (чтоб сохранять сухие кроссовки). Набралось на пару с лишним кило - явно лишнего! Я направился на почту и отправил посылку самому себе из Печенги в Псков, чем изрядно насмешил почтовых работников.

И тут я вспомнил, что ни разу еще не посетил воинское кладбище в Печенге, а тут как раз имеется свободное время. Ну и заодно расспросить у военных либо насчет прохода через полигон, либо - про возможный обход полигона. Вроде как я слышал, что таковой имеется.

Только на кладбище осуществимо полное тождество взглядов - И.В.Сталин

Мемориальное кладбище в Печенге, как это ни странно - совместное, и советское и немецкое! Видимо, тов. Сталин прав... Вот, так сказать, "афиша"...





По опубликованным данным, здесь похоронено около 12 тысяч немецких военнослужащих. Не знаю, входят ли в это число австрийцы, но они чуть позже. Вообще место выделено с большим запасом, очевидно - на ближайшее будущее





Сразу скажу - несколько напрягает меня этот "балкен-кройц" на центральной аллее...





По обе стороны - большие плиты в человеческой рост, на которых с двух сторон выбита имена и даты смерти немцев. Не знаю, все ли здесь поименно - всего на Кольском полуострове только убитыми немцы потеряли больше 100 тысяч. Конечно, не все похоронены, и как-то незадолго до нынешней войны известная либерастическая инфопомойка под названием "Новая Газета" писала с возмущением, что "поисковики хранят кости немецких солдат в холщовых мешках!". И правда, зачем на это мешки тратить - свалок что ли мало?





Ну ладно, с теперешними ш/нобелевскими "лауретами" давно все понятно, но вот как-то читал на идеологически вроде бы нейтральном Геокешинге статью про это кладбище, где черным по белому восхваляются цивилизованные немцы - "вымостили на острове Рыбачьем дороги, которыми здесь пользуются до сих пор". Блядь, что??? немцы!!! на острове!!! рыбачьем!!! - а я ведь всегда говорил, что надо больше расстреливать.

Еще памятный знак - умершим в лагерях военнопленным. Ну, если по хорошему - ничего не имею против такого памятника. Пленный - уже не вражеский солдат.





Осмотрев огромную территорию немецкой части кладбища, я направился к более скромной советской его части. Там похоронено около 600 человек, их имена выбиты на гранитных плитах.





А подходя к нашему мемориалу, слева от него заметил еще один - явно "не наш"





Оказалось - памятник убитым австрийцам и представителям "других альпийских стран". Вот как! Неплохо было бы перечислить "другие альпийские страны", но авторы не стали этого делать. Зато совсем вот не пожалели пафоса, прям так и думаешь - кто же кого победил???





Почему-то это памятник меня реально разозлил. Какое там нахер "раскаяние", если они, оказывается, kampften und starben, а вовсе не убивали и грабили! И вообще, я дико извиняюсь, но ставить памятники врагам - как-то глупо. Так можно дойти и до того, что поверить, будто они нас и в самом деле от "жидобольшевизма" освобождали. Ну ладно, согласен, буду терпимым - пусть сюда приходят и "любители баварского", чтоб посокрушаться об утраченных возможностях, и "коля с уренгоя", чтоб поплакать о невинноубиенных немцах. Вообще мы же, конечно, не пшеки, не лабасы, не кураты и не хохлы, и мы точно никогда не станем надругаться над захоронениями. Пусть даже и вражескими. Но - из песни слова не выкинешь - "отребью человечества сколотим крепкий гроб".

Попытка к бегству

Закончив с осмотром кладбище, я подкатил к военной базе и начал расспрашивать про огневые занятия на полигоне. Мне сказали - поторопись, там как раз с часу двух обычно обеденный перерыв, слышишь, затихла стрельба! Но мне еще и рановато было, отлив только в три, да и продукты не закуплены. Военные из местных сообщили, что можно и обойти полигон, "через протоки в отлив", но для это нужно, во первых, хорошо знать акваторию, а во вторых - не тащить на себе велосипед плюс рюкзак. Или тащить по частям, но все равно - знать акваторию!

Короче - глухо... Ладно я, прорвемся, а сейчас - закупка! В пятерочке я долго в задумчивости простоял перед алкогольным отделом - брать две или одну? Одну - как-то совсем уж несерьезно, а две - как-то тяжело совсем тащить, да и коньяк вовсе даже не актуален в такую жару. Тем более что я не планировал совершать подвиг, типа "обойти Средний и Рыбачий по восьмерке", на такое способны только такие титана духа, как коллега bokomarus, вот его рассказ об этом событии, или упомянутый уже коллега aadjo и его жена Юля, которые пока не оставили рассказа. надеюсь, они это еще сделают - хорошие воспоминания, как и хороший коньяк, со временем становятся только лучше! Так вот, взял я одну бутылку, и это была ошибка! Но - по порядку.

Часам к трем, под аккомпанемент стрельбы, я подкатывал к КПП полигона. Раньше там вообще никогда никого не было, а тут сидел боец, разумеется. не тот что вчера. Он выслушал мою просьбу и сказал, что сейчас вроде как перестанут палить, он спросит у командира и если тот разрешит - то пропустит. И правда, связался по рации, командир расспросил - кто и что, и приказал бойцу пропустить и дать мне человека, чтоб тот меня проводил. Но боец-то там совсем один! Я тогда громко крикнул, чтоб слышно было, что мне не впервой и дорогу я знаю, на что командир на том конце линии сказал - ну тогда пусть проходит, только по быстрому и нигде не задерживается!

Ну - я быстро! Поблагодарив бойца, я шустро покатил по знакомым дорожкам и вскоре уже стол возле брода, с грустью осматривая руины землянки, в которой три дня пережидал непогоду в 2015 году.





В три часа отлив еще продолжался, но глубина уже была по колени всего. Не часто удается мне пройти этот брод по такой малой воде! Четвертый, что ли раз? Особо посещаемый объект...





И через пару минут я уже перешел границу между Миром Обыденным и Миром Волшебным. Еще не поздно вернуться, еще не кончился отлив... А через три часа вода поднимется до линии кустов!





Как-то, перейдя брод, я успокоился и расслабился. Прикинул, что неплохо бы и искупаться перед дальней дорогой, и отправился на пляж.





Вода оказалось на удивление теплой, дно песчаное, одна беда - мелко совсем! Я даже подумал, что может можно и через залив как таковой вброд перейти? Но это - иллюзия. Вряд ли тот вот кораблик на мели стоит... Да и далеко!





Альтернативный Проход (ждет своего исследователя...)

После этого я еще разведал дорогу, прямую - на брод именно отворотка вправо - на которой даже указан некогда существовавший мост через речку Каккури-йоки, и там даже есть брод, который мало зависит от уровня моря. В 2014 я ломанулся было туда, но дорога оказалась заросшая травой и затопленная. В этот раз туда вели свежие колеи, и всего имелась одна маленькая лужа





Дальше там виднелась речка, но куда шла дорога - я не стал выяснять. Пора бы и двигаться! Хотя понятно, что начинать около четырех дня какие-то "большие проекты" - легкомысленно! А проход по "немецкой дороге" через тундру - это Большой Проект, хоть и не самый-самый большой. В упомянутом 2016 году я утром выехал от брода, а ужинал уже на Среднем, но тогда я стартовал около 10 утра. Но сегодня я и не планировал добраться до Среднего, а заночевать бы на привычном месте в тихой долине возле озера Суормус-ярви.

А еще я забыл взять с собой воду. Пока дорога идет по лесной долине, чистой воды на ней не будет до самой речки Ора-йоки. Там есть еще ручей, который называют "пистолетным", именно он и размыл участок на косогоре до невменяемого состояния, можно посмотреть в этой главке рассказа за 2019 год.

Вода

Разумеется, дорогу никто не ремонтировал, и Пистолетный ручей размыл и более восточный участок, там приходится немало обходить по кустам. К тому же из-за размыва упала часть деревьев, а я на севере отвык от завалов. А главное - не знаю уж, через какие-такие грунты протекает пистолетный ручей, но вода в нем отвратная.

К счастью, вот она - Ора-йоки! Тут надо посидеть на камнях и немного отдохнуть.





Дальше дорога рванет круто вверх. Подъем не затяжной, но тяжелый, кругом кусты, дорога совсем не продувается и в жару там очень даже тяжело! Я даже останавливался отдохнуть на середине подъема. Но дальше, скоро уже - тундра, и по крайней мере с водой не будет никаких проблем.





Вот и озеро Ора-ярви. Совсем скоро начнется настоящая тундра...





Проблематика Эффективного Менеджмента

Если кому интересно - вот как устроена эта дорога. Строили ее немцы, точнее, наверное, наши пленные, но проектировали немецкие инженеры и руководили немецкие менеджеры. Построено оказалось буквально на века!





А у нас вот возле Пскова в поселке кирпичного завода целая улица построена немецкими пленными и спроектирована немецкими же пленными инженерами, и давно уже все развалилось. Хотя и "менеджеры", говорят, тоже были из пленных. Но вот не имелось на них серьезных надсмотрщиков, все же НКВД многое "недорабатывало" в те приснопамятные времена.

Я же за этими вот размышлениями о качестве строительства силами пленных как-то совсем прозевал переход леска в тундру! Обидно, но не возвращаться же! Тем более - уже тундра как таковая...





Волшебный Мир в Фотографиях

Сначала я даже и не знал - устраивать ли фотосессию, вроде четвертый раз там, и все уже сфотографировано. Но поймал себя на том, что как-то совсем не узнаю местность, даже закралась шальная мысль - а туда ли я иду? Конечно, туда - вот знакомая сопка!





А это вот озеро так и вообще как в первый раз вижу...





Короче говоря, решил я не пренебрегать фотосъемками, времени много это не отнимает, торопиться вроде некуда - до Суормус-ярви от брода ровно 33 км, погода вроде хорошая, тундровый ветерок начал приятно охлаждать измученный организм. Я как-то взбодрился и совсем незаметно преодолел первый, не самый высокий, но довольно нудный перевал Одна беда - дорогой точно с весны не пользовались, талые воды размыли остатки подсыпки, все среднего размера камни повылазили наружу. И если раньше их колесами машин где-то вбивало обратно в землю, где-то разбрасывало по сторонам, то сейчас все они лежали на дороге, и при их попадании под переднее колесо груженый велосипед со все дури бросало в сторону. Причем, по какой-то странной закономерности, всегда в сторону обрыва, а не в сторону скалы. Разумеется, размыло только на спусках и подъемах, но там ведь почти и нет горизонтальных участков! Ну вот - редкий пример...





Как раз здесь я как-то в 2019 году купался в озере, возле которого идет дорога. В этот раз торопился и купанием пренебрег, только попил воды и отправился дальше. Дорога поднялась на подножие очередной сопки, и я решил таки, поскольку места показались совсем незнакомыми, сделать несколько фотографий. Очевидно, все дело в освещении, оно так сильно меняет вид тундры, что те же самые места при другом свете кажутся впервые увиденными.Да и правда - направление солнечного света делало "левую" и "правую" сторону совершенно разными, а тундра ведь та же самая!

Ну - вот и фотосессия...

















Картинки, конечно, получились вполне годные, но мне явно не хватало некоего "фундаментального" снимка, чтоб хоть куда в National Geographic, что ли... Надо сказать, что две или три "тундровых" фотографии я за последние годы, до войны, продал на бирже, по одному доллару, но это ж копейки... А вот если бы что-то глобальное!!! Так, с мечтами в голове, я пополз на перевал и - о чудо! Вот он, тот самый кадр! Или мне показалось...





И наконец - мой любимый объект с 2015 года, его я узнаю в любую погоду при любом освещении! Только вот снимки каждый раз получаются какие-то невыразительные...





Кстати, "любимый объект" снят с верхней точки последнего большого перевала, а это значит - пройдена половина пути. Только половина, а времени уже почти 9 вечера! Тут еще и тучи потянулись со стороны моря, и где-то там пошел дождь.





Лисицы Имеют Норы и Птицы Небесные - Гнезда (Евангелие от Матфея, гл.8 ст.2)

Надо признаться, что я как-то совсем замотался и занервничал. Подумал было - заночевать не доходя Суормус-ярви, там есть по пути неплохая долина и вроде ровная, но ровность ее оказалась обманчива.





Я потратил минут 15 на исследование долины и вывел заключение о ее полной непригодности для ночлега. Одиннадцатый час... Тут уж просто на каком-то чисто волевом порыве я доскрипел наконец до Суормус-ярви, сразу вышел точно на место ночлега в 2019 году, там даже три больших камня, который я тогда использовал для крепления дополнительных растяжек, лежали на тех же самых местах.

Первым делом - поставить палатку! Пока силы еще есть.





Почему-то в этот раз накрыл меня сильный "нервяк" в тундре. Много причин - и жара, и преодоленная неопределенность с проходом на брод, и еще предстоящая неопределенность с проходом вдоль Муста-Тунтури, где что-то там взрывают и дорога перекрыта, и вообще - платный вход на Средний и Рыбачий! Что там еще из плохого? И на дороге совсем никого нет, не было и никого точно не будет, что тоже как-то не радовало.

В отвратительном настроении я наконец сел, достал бутылку и сделал изрядный глоток. Не отпускало... И вдруг я почувствовал, что сзади кто-то стоит за мной! Ну - подумал я - теперь все будет хорошо! Это - свои!

И приступил к приготовлению ужина

п родолжение

тундра, суормус-ярви, печенга, немецкая дорога

Previous post Next post
Up