предыдущий пост День пятый (12.08.2016) - Песня
Утром я и, и мои спутники встали довольно рано, я позавтракал вчерашними "макаронами по-флотски", спутники же прямо в больших жестяных банках разогревали какие-то "бобы", что отчетливо напомнило мне сценку из не столь давнего "оскароносного" (и предельно "политкорректного") блокбастера "про пидорасов креативных ковбоев", колкая острота уже вертелась на языке, но - я сдержался... Скоро все стали сворачиваться, а я же решил немного "притормозить" и остаться в уединении. У меня до сих пор была не выполнена одна чисто "ритуальная" задача, а именно - спеть песню. И спеть не "про себя", а - про героев! Громко, чтоб эхо в скалах гуляло! Можно было бы проделать это и при попутчиках, но это было бы, наверное, совсем "неполиткоректно" по отношению к креаклам и веганам...
Вот эта песня, вы все прекрасно ее знаете и наверняка помните все слова - от первого до последнего. Подпевайте!
Click to view
Потом я собрал вещи, полюбовался скалами на восточном берегу Вайда-губы, которые были слегка прикрыты утренним туманом, и отправился в путь.
Я тогда совсем позабыл, что там, на другом берегу - мыс Кекурский, одно из красивейших мест на Рыбачьем. Но - хороший повод съездить туда еще раз...
Переправившись через заболоченную речку, впадающую в Вайда-губу, дорожка поднялась над морем метров на 50 и побежала по совершенно заросшей грибами (подберезовиками и подосиновиками) арктической тундре. Вот только белых что-то не было, хотя, как говорят - километров в десяти южнее их очень много.
Первые несколько километров дорожка бежала по высокому берегу моря, а качество ее скорее напоминало асфальтированную улицу, чем тундровый проселок. Просто дорожка в этом месте шла по практически монолитной гранитной скале, без трещин и больших выбоин. И вела она в поселок Мыс Скорбеевский. Ну и, соответственно, на сам мыс Скорбеевский и в Скорбеевскую бухту.
В тех местах очень много разных птиц. В Вайда-губе я наблюдал настоящие птичьи базары на скалах и отмелях при отливе, да и в тундре на холмах тоже сидели какие-то птицы, которые почти и не боялись меня. Увы - я не силен в орнитологии... Может - это обычная чайка?
На дороге иногда попадался всякий древний хлам. Вот это вроде как детали антенны мобильного радиолокатора. Там никто не собирает металлолом...
Вскоре я свернул от побережья к центру Рыбачьего, время подходило к полудню, а туман над тундрой так и не рассеивался. Это несколько настораживало. Правда, дорога была пустынной и спокойной, только передо мной на влажных местах появлялись свежие следы колес от четырех велосипедов - значит, мои спутники тоже ехали туда. Впрочем, по разговорам я помнил, что они тоже собирались в поселок Скорбеевский, а после - на одноименный мыс, и что там, на мысу, не то "автостоянка", не то что-то вроде этого. Впрочем, у меня была и карта, и GPS, и заблудиться (при очень ограниченном количестве дорого) я никак не мог.
Поднявшись чуть выше, последний раз оглянулся на Вайда-губу, попрощался, хотя - кто его знает, что мне придет в голову на следующий год? Дорога же поднялась еще на полсотни метров и побежала по довольно пустынным местам. И - довольно сухим. Обычно тундровые озера имеют очень стабильный уровень воды - они, как правило, все проточные, и вода просто перетекает из озера в озеро, и они не переполняются и не пересыхают. А тут, в долине, я увидел бессточное, "глухое" озеро среди большого курумника, который, очевидно, и показывает максимальный уровень воды. Наверное, таковой там наблюдается весной, при таянии снега. Воде стекать некуда, и потому она просто испаряется в течение теплого времени года. Интересно было бы попробовать эту воду на вкус, но я поленился спускаться вниз, а потом еще и по курумнику ковылять - и поехал дальше.
В какой-то момент на дороге появился разный деревянный хлам, который в тундре не гниет, а как-то просто высыхает, и из-за холма, в тумане, появились руины жилого здания - я подъехал к поселку Мыс Скорбеевский.
До поселка было еще далеко, а дорога круто поднималась на какую-то горку, где раньше, очевидно, располагался некий весьма важный военный объект - сохранился забор из колючей проволоки и всякий хлам, который бросили при его ликвидации во времена "поцифизма" 90-х годов.
А там за горкой показался и сам поселок. После я ехал по пустым улицам и поражался странной и неприятной тишине - даже ветер в тундре стих, и не гудел в пустых окнах. Туман также приглушал звуки, я чувствовал себя, как в немом кино. Вовсе не "круто" - жутковато и обидно было за то, что людской труд в этих суровых краях оказался просто так выброшен, а ведь сколько сил стоило построить этот поселок, электрифицировать, организовать центральное отопление, обеспечить котельную углем! Разумеется - ломать не строить, ума не надо...
Я что-то совсем загрустил возле Скорбеевского, отъехал немного в сторону и решил перекусить. Из консервов у меня осталась последняя баночка "мяса кур в собственном соку", и еще совсем немного копченой колбасы. Правда, каши - чуть ли не десять порций, но вот становиться "веганом" я что-то пока еще не собирался. Да и "хрустящие хлебцы", которые я использовал вместо хлеба, тоже заканчивались - распечатал последнюю пачку.
Разогрев на таблетке "мясо кур", я несколько скорректировал настроение, употребив коньяка, которого оставалась неполная фляжка в 10 унций - стратегический запас (еще была последняя плитка шоколада), и его надлежало экономить на случай экстремальной погоды.
В Скорбеевском дорога разделялась на несколько "веток", и я отправился по самой "накатанной" - практически "хайвей" шириной метров в 50, с одного края обозначенный вешками. Там скальное основание, потому все и ездят, где им вздумается, опять же - "джиперы-экстремалы", видите ли...
Я так увлекся приятной ездой по хорошей дороге, что не сразу и заметил, как выехал опять к морю. Я почему-то полагал, что этот "хайвей" как раз и приведет в бухту Скорбеевскую, пока не остановился возле такого вот деревянного объекта, который на картах Генштаба называется - "изба".
Действительно - вполне себе изба, даже печка еще недавно была. Сперли! Но зато рядом в изобилии росли ягоды, и я решил несколько "витаминизировать" свой уже зашлакованный консервами организм. Когда выходил на дорогу и фотографировал "избу" с другой стороны, заметил в море какие-то до боли знакомые силуэты островов, но - не придал этому значения и опять поехал вперед.
Однако километров через пять понял, что еду я почти что обратно - к тому самому пляжу. около которого сушился вчера. А вот и вышка на мысе Кийском - точно, она!
Тут я призадумался. Уже 4 часа, ехать - если по вчерашней дороге - километров 15 до "перемычки" и еще около 20 - до привычной стоянки на Среднем, у ручья. То есть - вернусь к вечеру гарантированно. Но, как говорил Сталкер в известном фильме, "здесь не возвращаются", да к тому же я не побывал в Скорбеевской бухте, и я решил для начала повернуть назад, опять в мертвый поселок, потом найти дорогу к бухте, а уже потом возвращаться той самой "основной" дорогой, указанной на Генштабе, до побережья Мотовской губы.
Когда выехал на горку и посмотрел в сторону поселка, то было такое ощущение, что там - пожар, или тому подобный катаклизм. Все было затянуто быстро бегущими клочьями тумана, а я уже знал, что, по "алгоритму", дальше, через пару часов, начнется сильный дождь, который еще чуть позже может смениться штормовым ветром.
Я очень быстро проехал мертвый поселок, уже не озираясь по сторонам, выехал на замусоренную окраину и нашел полузаброшенную дорогу, на которой почти и не было никаких свежих следов от автомобилей. Сверившись по карте, я понял - это она, нужная мне дорога. Та, которая по словам и встреченного вчера джипера,и безумного велосипедиста - "затоплена". Но я подумал, что уж после ловозерской "дороги 1000 ручьев" путешественника ничем не испугаешь - да можете хоть у коллеги
bokomarus спросите -
http://bokomarus.livejournal.com/95711.html Однако дорога моя как-то уж совсем нехорошо исчезала в тумане. А ведь там, дальше, как минимум два брода через речку Скорбеевку и еще два неизвестных мне перевала, каждый выше 250 метров! Да и расстояние до Мотовской губы, по прикидкам - около 30 километров. Немало для "затопленной" дороги. А время - к шести вечера...
В общем, можно было еще вернуться на накатанную знакомую дорогу, там мне все уже известно, и там - люди ездят... Но я поехал прямо в туман, дорога вскоре совсем испортилась - начались песчаные холмы, и не то что ехать, а и просто тащить велосипед стало тяжело. К счастью, песчаный участок не слишком большой, вскоре я покатил вниз по склону и подъехал к первому броду через Скорбеевскую речку. Она текла между заросшими кустарником холмами, глубина - где-то по колени, но течение очень быстрое. Я поленился "распрягать" велосипед и потащил его вместе с рюкзаком, поскользнулся и чуть все не утопил. К счастью, как-то чудом удержался, и только слегка окунул велосипед. Рюкзак просто не успел промокнуть, подшипники, надеюсь - тоже, тем более что сальники были специально смазаны перед поездкой. Однако сердце, конечно, ёкнуло. И вообще я как-то серьезно забеспокоился - туман продолжал сгущаться, а моя скорость прохождения маршрута не превышала 4 км в час. Конечно же, мне ничего не угрожало, я мог совершенно спокойно повернуть налево, к бухте Скорбеевской, там всего километра полтора, поставить палатку и переночевать там, в людном и посещаемом месте, но что-то мне подсказывало, что все же надо двигаться вперед. Я решил - не поеду в Скорбеевскую, а рвану на юг, там еще и броды и перевалы, но, с Божьей помощью, доберусь до Большой Мотки - до большого дождя.
Дорога пошла вверх по каменному склону, только вот никаких перспектив впереди не открывалось из-за тумана.
Дорога шла над долиной, в которой бежала речка, довольно высоко - метров 50, наверное. А через километров 6-7 она должна будет спуститься в долину и снова пересечься с речкой. На карте там был обозначен "мост", но никакого моста давно уже не существовало в реальности, пришлось снова разуваться и поднимать за раму груженый велосипед. Вспомнилась шуточка: "русский велотуризм есть разновидность переноски тяжестей по пересеченной местности". Хотя местность была очень красивая, и - никого вокруг. Дорога эта практически заброшена.
А вот и этот брод. Начинала сказываться усталость, и я употребил немного из стратегического запаса - раскрошив шоколад на мелкие дольки, кидал его под язык. Не мешало бы сварить суп, но - не было времени.
А вообще - клево там! Надо было, наверное, оставаться ночевать возле второго брода через Скорбеевскую речку, и места там были сухие и ровные. Знал бы я, что начнется потом - так бы и сделал!
После второго брода дорога окончательно и бесповоротно испортилась. Пока она шла по скальному основанию, можно было даже иногда ехать, но потом начался подъем, и дальнейшие 17 километров пришлось практически полностью идти пешком.
Я почему-то надеялся, что дорога, поднявшись наверх, станет более сухой. Хотя - на карте же явно указаны болота! Так и оказалось. Центральная часть полуострова, в районе гор Переметной и Перевальной - сплошное верховое болото в огромной чаше на плоскогорье высотой более 200 метров.
Причем дорога была построена, надо сказать, весьма капитально - произведена выторфовка на глубину метра два, устроена насыпь, кюветы и т.д, но старая насыпь местами была размыта, местами - просела то ли из-за некачественной выторфовки, то ли из-за вечной мерзлоты - лужи были совершенно грандиозные, и практически занимали ровно половину дорожного полотна - 50 метров лужа, 50 метров суша, 50 метров лужа, 50 метров суша, и так примерно километров 10 без перерывов, практически до вершины горы Перевальной. Я понял тогда, почему дорога идет по вершинам, а не по долинам - это был единственно возможный вариант на тех грунтах. Кстати, обойти лужи зачастую было невозможно - стоило ступить хоть шаг с дороги, как ноги проваливались выше колен в торфяную жижу.
Карабкаясь по склону Перевальной (250 метров), я заметил в тумане какой-то странный силуэт - человек с велосипедом! Опять я кого-то догнал... Это оказались два парня и девушка из Вятки - Саша, Паша и Настя. Они уже 11 день путешествовали по полуостровам, и у них всё "стратегическое" закончилась: и шоколад, и коньяк, и - главное - сигареты. Я угостил их сигаретами из своих остатков, мы познакомились и решили выбираться отсюда вместе. Замечательные ребята, милые и интеллигентные - два школьных учителя и врач-эндокринолог. Приятно было увидеть классового близких людей после столичных "креаклов". Они вообще - смельчаки! Это, как они сказали, их первое многодневное путешествие, и сразу - в такие места! Искренне восхищаюсь.
Вскоре мы одолели последний перевал, дорога пошла вниз, и даже иногда можно было ехать, и - дождя пока не было! Правда, из-за густого тумана начинало темнеть, но я успел, прежде чем мой фотик откажется снимать в сумерках, попросить Настю сфоткать меня на переходе через какой-то очередной "тысячный" тундровый ручей. Мне уже было все равно - я шел прямо в обуви, кроссовки мокрые, чего их теперь беречь!
И вот на спуске нас накрыл дождь с изрядным ветром! Сразу стемнело, хоть до заката был еще целый час (знакомое явление,
наблюдал такое в 2014 в Кировске). Промокли сразу и насквозь, а дорога, по которой мы спускались с уровня 200 на уровень 0, превратилась в горный ручей, глубина которого доходила до щиколоток. Про то, чтобы "поставить палатку и ночевать", можно было забыть, и мы решили добираться до той самой, много раз у меня упомянутой турбазы в окрестностях Большого Озерка. Увы, никто из нас не знал точно, где же она находится, но, по слухам, которые как-то дошли до ребят, там можно купить водку - хороший стимул и для физической, и для умственной деятельности в критической ситуации!
Немного покрутившись по руинам Большого Озерка, ребята наконец-то нашли нужное направление. От меня уже толку было немного - я совсем плохо вижу в сумерках, помню только, что туман закрывал все, как полотно, и я пытался лишь по возможности не отставать. В десятом часу прикатили на "турбазу", нам сказали - "водка по 1000 рублей". А в общем, не так уж и много, если учесть, что цена вопроса-то - жизнь! Я заказал бутылку, нас пригласили в теплую "столовую", выдали рюмочки и хлеб (за счет заведения) и предложили "деликатес" - конечности камчатского краба, 1000 рублей за килограмм. У них там, похоже, все по 1000 рублей - чтоб со сдачей не мелочиться. Ребята заказали клешни краба, которые подали в горячем виде на огромном блюде размером с тазик для стирки, и мы сразу же как-то ожили. И - даже одежда начала подсыхать...
Потом я достал "крайнюю" пачку сигарет и колбасу, потом взяли еще бутылку, потом еще... Жизнь стала помаленьку налаживаться. Мы сидели в теплой столовой, куда набилась куча суровых путешественников, девушка-официантка сновала туда-сюда с дымящимися тазиками крабовых лап, парень-бармен гроздьями таскал откуда-то водку, мы все перезнакомились и подружились и с гостями, и с хозяином заведения, которое закрывалось в час ночи, взяли еще одну и отправились устраиваться на ночлег. Место там заболоченное (неслучайно там и расположено) - сухо только на территории "турбазы", а сколько стоит поставить палатку - мы не спросили. Наверное, тоже 1000 рублей...
Но я уже инстинктивно, пока ехали, заприметил сухое место возле ручья (дренаж!), где мы и поставили палатки. Дождь сделал паузу, специально для нас, а потом еще до трех ночи мы все сидели в палатке ребят, слушали музыку и разговаривали. Давно у меня не было такого хорошего вечера!
А проснулся я около пяти утра, от жуткого холода - с залива дул штормовой ветер, палатка перекосилась (хоть я и поставил все 7 растяжек, "полный сет"), мокрый тент "лег" на полог и с него на поддон текла вода. Одежда моя была вся мокрая - водка, в отличие от коньяка, плохо одежду "на себе" сушит, да и снизу подтекло, пришлось опять откупоривать "запас" и немного израсходовать его "на сушку". Сработало! Единственная проблема, как выяснилось утром, была в том, что от штормового ветра треснула одна из секций каркаса моей палатки, на половину своей длины. Пришлось замотать ее скотчем (всегда таскаю его в "ремкомплекте") и подумывать на тем, как же выбираться отсюда в цивилизованный мир - "программа-минимум" данной экспедиции была выполнена.
следующий пост