Чтобы очутиться в другом мире и другой эпохе, не обязательно изобретать машину времени или употреблять вещества, достаточно свернуть на нужную бетонку в лесу и вот ты уже стоишь на пороге неизведанного.
1. На самом деле, сначала оказываешься всего лишь на неприметной поляне, но первое впечатление обманчиво и при ближайшем рассмотрении там и тут обнаруживаются признаки обширного подземного объекта. Еще бы, ведь когда-то вся эта площадь была покрыта лесом вентшахт и массивных железобетонных сдвижных крышек. Комплекс "Десна-В" интересен прежде всего своим масштабом и сложностью, боевая зона комплекса представляет собой целый подземный космодром со своими пусковыми установками, заправочной инфраструктурой и системами управления, и все это располагается на площади сравнимой с небольшим поселком.
2. Не так давно весь комплекс подвергся рекультивации, то есть всё, что выдавало присутствие масштабной подземной инфраструктуры было сровнено с землей при помощи взрывчатки и тяжелой техники. Но если поискать получше, можно найти многочисленные провалы и обнажившиеся засыпанные входы.
3. Боевую зону площадки можно разделить на четыре части: собственно, шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет Р-9А, кислородный завод, командный пункт с хранилищем компонентов топлива и радиоцентр.
4. Радиоцентр. Отсюда осуществлялась коррекция траектории запущенных ракет и поддерживался канал связи со штабом. Радиокоррекция траектории требовалась из-за несовершенства бортовой инерциальной системы навигации и коротком активном участке траектории ракеты Р-9А.
5. Надо понимать, что речь идет о технологиях начала 60-х годов, поэтому оборудование занимало огромную площадь и еще столько же занимали системы электропитания и охлаждения.
6. Сейчас машзалы наполнены следами былой борьбы за цветные металлы, под ногами хрустит ржавая броня кабелей, а стены и потолок покрыты сажей от обожженой изоляции.
7. От оборудования ни осталось ровным счетом ничего.
8. Все части комплекса соединяются многочисленными ходками, трубными и кабельными каналами различной глубины заложения.
9. Местами над головой открываются шахты с герметичными кабельными вводами.
10. Еще одна особенность объекта - многоуровневость. Спускаясь на один подземный уровень, все время сталкиваешься с лестницами, ведущими еще глубже.
11. Вкупе с высоким уровнем грунтовых вод это порождает и основную проблему - обводнённость.
12. За очередным поворотом лестницы, как правило, оказывается.
13. Очередной уходящий в глубину затопленный участок.
14. Радиоцентр оказался изолированным от остальных частей комплекса.
15. Возвращаемся тем же путем, что и пришли.
16. Неистово фотографируя по пути.
17. Так уж сложилось, что фототехникой все присутствующие были снабжены в избытке, а такой простой вещи как химза или заброды не взял никто.
18. Затопленные ходки оставим до
следующего раза.
19. В то время как на поверхности жаркий весенний день, под землей температура стремится ближе к нулю.
20. Пора покидать сырые и холодные коридоры радиоцентра.
21. Дневной свет слепит солнцем.
22. На поверхности возле радиоцентра можно встретить остатки антенных ячеек и их защитных устройств. Узконаправленные выдвижные антенны были скрыты под землей в железобетонных стаканах, закрытых массивными крышками, одна из которых неплохо сохранилась.
23. В центре площадки три рекультивированных шахтных пусковых установки. Каждая ШПУ имела глубину ~30 метров и была окружена двухуровневым аппаратным оголовком. Шахта была соединена с другими частями комплекса многочисленными ходками, но рекультивация внесла свои правки и наши попытки найти залаз через остатки околошахтных помещений не увенчались успехом.
24. Время шло, нас еще ждал другой объект и мы уже почти решили покинуть площадку, но самые упорные из нас решили дойти до места предполагаемого кислородного завода. Сходу обнаружился небольшой провал, буквально кроличья нора, а за ним уходящий вглубь ходок, в конце которого виднелись мощные оклады защитно-герметических дверей. Искомый залаз был найден.
25. Кислородный завод, наверное, самая масштабная часть площадки после ШПУ. Огромный машзал, даже разделенный пополам завалом грунта, сильно впечатляет, учитывая, что все это находится под землей.
26. Кислородный завод по сути являлся большим холодильником, сжижающим кислород из воздуха.
27. Жидкий кислород вырабатывался непрерывно для компенсации потерь на кипение в баках хранения.
28. От холодильного оборудования ничего не осталось.
29. Лишь обширная сеть вентиляции пронизывала все помещения. Жидкий кислород как мощный окислитель является крайне пожароопасным, в среде чистого кислорода горит даже сталь, поэтому на всей площадке вентиляции было уделено большое внимание, с этим же связан характерный вид площадки до рекультивации - лес вентшахт.
30. Мало что может привлечь внимание в этих огромных вычищенных цветметчиками помещениях, поэтому продвигаемся дальше.
31. Вторая часть машзала, по ту сторону от завала.
32. От кислородного завода отходят ходки в сторону ШПУ, снова пытаемся найти путь к командному пункту.
33. Некоторые ходки оканчиваются затопленными участками, некоторые завалены.
34. Завал со стороны ШПУ.
35. Снова встречаются перепады высот.
36. Выходим к перекрестку ходков верхнего и нижнего уровня, впереди завал, справа завал, слева выход к другой ШПУ.
37. Поднимаемся на поверхность через обвальную воронку.
38. А командный пункт оставим на следующий раз.
39. Сменим локацию. Уже знакомая маточная позиция УКП 15В52У и ШПУ УР-100УТТХ, точнее то, что от нее осталось. За те два года, что прошли с
предыдущего посещения, внутри многое изменилось. В верхней части снято много элементов систем, порезаны трубопроводы и воздуховоды. На капсуле образовался новый люк, прибавилось и мусора. Воздух наполнен гарью от газовых резаков, так как вентиляции практически нет, дышать трудно.
40. На нижних ярусах мало что изменилось, кромка воды осталась на прежнем уровне. В воде барахтаются лягушки, по-видимому, свалившиеся сюда из входной потерны, но совершенно непонятно как выжившие после падения более чем с тридцатиметровой высоты.
41. На территории полным ходом идет дестрой и добыча цветных металлов.
42. Вокруг УКП образовались целые окопы траншей бывших кабельных трасс.
43. Можно встретить те самые многократно защищенные кабели управления, что шли к ШПУ.
44. Кстати, о ШПУ. Авто смелого калиновода для масштаба.
45. Защитное устройство шахты, находящейся на маточной позиции заботливо откопано и, скорее всего, ждет своих героев с автогеном.
46. Под этой 150-ти тонной крышкой когда-то покоилась смерть для тысяч людей - межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н УТТХ.
47. Старый КП встречает сапогами. Сооружение все так же в состоянии начисто очищенного дестроем, машзалы подтоплены водой с веселой масляной пленкой.
48. А вот бывшей ДЭС повезло меньше, дестрой конструкций идет полным ходом, причем не совсем ясно, что добывают. Рядом вырыты и порезаны подземные емкости, дорожный настил снят похоже что грейдером.
49. Казарма все так же встречает уютом домашних обоев в располаге, внутри ничего не изменилось. Снаружи все тот же мусор и раскиданные противогазы возле убежища.
50. На территории встретили группу туристов и, внезапно, человека с металлоискателем. Что ждет объект дальше?
Бонусом
UKP.gif