В начале 90-х в рамках программы Advanced Tactical Support Aircraft (ATSA) компания Boeing предложила ВМС США проект самолёта Boeing EX, призванного в будущем заменить палубные самолёты E-2C, S-3 и EA-6B:
На продувочные модели и сканы некоторых документов проекта можно посмотреть
здесь и
здесь.
В крыльях этого летательного аппарата должны были располагаться четыре АФАР, за счет которых обеспечивался круговой обзор воздушного пространства.
Характеристики:
Максимальная взлётная масса 55200 фунтов (~25000 кг)
Нормальная взлётная масса 35380 фунтов (~16000 кг)
Длина 51 футов и 2 дюйма (15.6 м)
Высота 18 футов и 6 дюймов (5.64 м)
Размах крыла 63 футов и 4 дюйма (19.32 м)
Размах сложенного крыла 29 футов и 1 дюйм (8.87 м)
Площадь крыла 845 кв. футов (78.6 м2)
Spot factor = 1.34 (в сравнении с F/A-18C)
Два двигателя TF34-400A
Турбовальный двигатель T700-GE-401C для вращения электрогенератора обеспечивающего питанием четыре АФАР с излучаемой мощностью 160 КВт
Скорость патрулирования М=0.38
Максимальная скорость М=0.76
Перегоночная дальность 2590 морских миль (4797 км).
Вот такой вот интересный самолёт. Однако холодная война закончилась и у Пентагона не нашлось денег на этот проект. В 1994 г. было решено сохранить производство "Хокая" и в XXI столетии.
На мой взгляд Boeing EX интересен своей аэродинамической схемой "присоединенное крыло" с передним крылом прямой стреловидности, и задним, обратной, обеспечивающими не только удобство размещения четырех АФАР для кругового обзора, но и высокие взлетно-посадочные характеристики.
О высоких взлётно-посадочных характеристиках я пишу потому что аналогичную аэродинамическую схему уже в наши дни решила использовать для своего БПЛА "безародромного базирования"
"Фрегат" группа "Кронштадт".
Планируется что "Фрегат" будет взлетать как по-самолётному, так и вертикально. Планируемая максимальная взлётная масса "Фрегата" при вертикальном взлёте 7000 кг (при взлёте по-самолётному максимальная взлётная масса будет увеличиваться).
Сходную аэродинамическую схему для своих ЛА укороченного/вертикального взлёта и посадки выбрала так же небольшая американская компания
Elytron Aircraft. Впрочем американцы решили использовать вариант не с "присоединенным", а с "замкнутым крылом", так же обретающим "ромбовидную" форму в плане.
Самым крупным летательным аппаратом, который в рамках отмеченной аэродинамической схемы планирует разработать компания Elytron Aircraft, видимо выступает Elytron 4S:
Принципы выполнения взлётов и посадок можно лёгко понять на основе визуализации полёта двухместного Elytron 2S:
Click to view
Эти принципы полностью совпадают с теми что группа "Кронштадт" планирует применить для перспективного отечественного БЛА "Фрегат".
А теперь озвучу своё скромное мнение.
Считаю что вместо оплаты возобновления работ по проекту Ил-112В Министерству обороны Российской Федерации стоило оплатить разработку 20-25 тонного военно-транспортного самолёта (ВТС) укороченного взлёта и посадки, выполненного в рамках рассмотренной выше аэродинамической схемы "присоединенное крыло" и пригодного для базирования на ТАКР "Адмирал Кузнецов".
Хотя может быть я слишком тороплюсь и тратить большие государственные средства на полномасштабную разработку указанного ВТС (а в перспективе палубного самолёта РЛДН и противолодочного самолёта) рачительно лишь после успеха разработки 7-ми (и более) тонного БПЛА "Фрегат"?
Во всяком случае указанный 20-25 тонный ВТС оказался бы гораздо более ценным приобретением для отечественного Минобороны, чем невыдающийся лёгкий ВТС Ил-112В, которому явно не хватает двигателей ВК-3500 для того чтобы обрести способность транспортировать бронеавтомобиль "Тигр":
Спасибо за внимание!